?

Log in

No account? Create an account

_devol_


Devol's Zeitschrift

Eile mit Weile


Previous Entry Share Flag Next Entry
Ямал-300К: сделано у нас всру
engl
_devol_
В сообществе поцтреотов "Сделано у нас" брызжут слюнями восторга по поводу спутника "Газкома" (структура Газпрома) Ямал-300К. В комментах безумствуют чудилы, которые восторгаются частыми запусками военных спутников. Правильно, запускают часто, поскольку постоянно и часто ломаются (и даже штатный срок их жизни - месяцы, от силы год).

Но обсудим Ямал-300К. В конце 90-х годов корпорация "Энергия" (выиграла тендер в 1997 году) взялась изготовить для телекоммуникационной компании "Газпром-космос" серию телекоммуникационных спутников (которые осуществляли бы спутниковую связь системы "Ямал"). В конечном итоге, они получили серийное имя "Ямал". Первый - "Ямал-100" (точнее, "Ямал-102", поскольку запущенный вместе с ним его собрат "Ямал-101" так и не смог выйти на штатную орбиту и стал металлоломом) ушел на орбиту в 1999 году, а в 2003 году за ним последовали "Ямал-201" и "Ямал-202".

Что же это за спутники? Во-первых, "Энергия" на основе консультаций с американцами создала открытую, не герметичную конструкцию КА, платформа которого получилась вполне себе модульной. Последнее нужно было для того, что "Энергия" впихнула туда уже целиком готовое и закупленное оборудование у агрессивных стран НАТО. Например, ретрансляторы были собраны из аппаратуры компании Space Systems/Loral (США). Все остальное оборудование там - фирм DASA (Германия), NEC (Япония), Space Systems/Loral (США), Alenia Spazio (Италия), Alcatel (Франция). Российского там совсем мало, наверное, только болты и еще что-то.

В 2005 году Газком заключил с Энергией контракт на разработку и изготовление еще двух спутников серии "Ямал" - уже трехсоток. Запустить их планировалось в 2008 году. Трехсотая серия в любом случае должна была уходить на орбиту до истечения срока работы "Ямал-102" (он истек окончательно в 2010 году). А двухсотая серия "истекает" уже осенью 2013 года. В конце прошлого года с "Ямалом-201" был даже сбой.

Однако выполнить контракт Газкома Энергия оказалась не в состоянии. Это и правильно - микроэлектроники в стране нет, науки нет, нет толковых инженеров и рабочих, и даже напряги со спецсталями и материалами для КА. А пока можно посидеть и попилить газпромовское бабло.

В середине 2008 года, через полтора года после начала работы над проектом, РКК «Энергия» перенесла запуск уже почти законченных аппаратов на 10 месяцев (на середину 2009 года) и начала процедуру расторжения контракта с целью увеличения его стоимости на 40 %. К этому времени Газком уже оплатил 50 % стоимости аппаратов. В апреле 2008 года началось судебное разбирательство между партнёрами и запуск был отложен до его окончания.

Когда же грянул скандал, Энергия просто послала на хуй Газком, заявив, буквально, "чо тебе надо, у тебя и так спутники летают уже":

Советник президента РКК ‘Энергия’ Виталия Лопоты Александр Железняков подтвердил ‘Газете.Ru’, что задержка в реализации проекта существует. Но, по его словам, виновник тому не только РКК ‘Энергия’. ‘Здесь и финансовые, и организационные сложности’, – пояснил Железняков, не вдаваясь в подробности. Впрочем, представитель корпорации считает, что ‘ничего страшного в этом нет. Старые ‘Ямалы’ успешно работают, и острой необходимости в новых спутниках нет, - пояснил Железняков.

В общем, пришлось космической дочке Газпрома искать нового подрядчика. Им оказалось ОАО "Информационные спутниковые системы" им. Решетнева. Согласно контракту от 2009 года, спутник надо было запустить в 2011 году. Но, хм, космос дело неблизкое. Для платформы спутника выбрали Экспресс-1000 ИСС, а вот весь фарш, все расчеты и модули - все импортное. В частности, от японской компании Sumitomo (забавно, что Газком сам купил ее у японцев за 1,4 миллиарда рублей, не стали доверять это Энергии) и основного партнера, точнее, как говорили в советские времена - головного "предприятия" - французской компании Thales Alenia Space (компания принадлежит французскому оборонному концерну Thales и итальянской Finmeccanica), а также французских Sodern и SAFT (первая - звездные датчики, вторая - батареи).

Здесь надо понимать, что российские компании уже давно в технологическом плане превратились в сборочно-отверточные подразделения западных холдингов. То есть, изготовление сложной аппаратуры им заказывать бессмысленно, не сделают, но вот что-то привинтить, провести стендовое испытание и склепать, чтобы затем отправить на космодром - вполне можно доверить (не всегда, конечно, рашковане есть рашковане, но в целом).

Так, ГКНПЦ Хруничева прочно "вошло" в гигантский европейский оборонно-космический холдинг European Aeronautic Defence and Space Company - EADS Austrium, образованный слиянием немецкой, французской и испанской компаний в 2000 году (холдинг работает на НАТО, не будем забывать, а 5% его акций принадлежит российскому госбанку ВТБ). Поэтому платформа для КА у Хруничева - это европейская Eurostar (не говоря уже о комплектующих).

Такое вот "сделано у нас в сру". Помимо Ямала-300, Газком запланировал уже четырехсотую серию. Первый спутник этой серии (весом около 3 тонн) сделает ИСС на базе своей платформы Экспресс-2000, на которую будет тупо вмонтировано "натовское оборудование" от Thales Alenia Space. А второй спутник (более сложный и тяжелый - до 5,3 тонн) Газком сходу заказал у буржуев - у той же Thales Alenia Space на базе платформы Spacebus-4000.

Как понимаете, во втором спутнике вообще ничего российского не будет, а в первом - хотя бы заклепки (и то не факт). Шутка. Но пока сроки изготовления этих аппаратов постоянно переносятся.

В довершение всего Газком планирует построить и запустить КА Ямал-600 стоимостью в 4 миллиарда рублей. Изготавливать его также придется французам.


  • 1
(Deleted comment)
Однако такой толстый намек, что просто тонко! :)

ЗЫ: военные спутники делаем сами. Хуево, но сами.

(Deleted comment)
как из чего? Из советских деталей. :)

(Deleted comment)
Вы в своей Неметчине отстали от реалий. :) Действительно, собирают еще из советских деталей. Увы. У меня в свое время были выписки, могу даже назвать конкретные КА.

за 20 бы с радостью работали.Не говоря уже о 70. а так ср зп от 11 до 18. вот этой зп и обеспечивают себе жрат. 70 % россиян

(Deleted comment)
о.много 200 000 кв мм даже получится в мес прикупать. только покупать придется на голодный желудок

Не понимаю, что Вы видите в этом плохого.

Россия встраивается в общемировые технологические цепочки, причем в основные, определяющие звенья - заказ и сборка.

Вы у меня нашли в тексте слово "плохо" или подвел поиск? хехе


Эээ, гхм...
Действительно, что это я. ..

Извините, пожалуйста!

На первых Ямалах стоят зеленоградские и смоленские компьютеры и даже наш звездный датчик, от которого впоследствие отказались - уж слишком допотопный.

А истории с Ямал-300 придает пикантность тот факт, что работы нему были начаты и сорваны во времена руководства Севастьянова, который до того и после того, рулил и рулит Газкомом. В общем, странно как-то вышло.

Насчет звездного датчика спорить не буду, журнал ИСС утверждает, что их закупают во Франции.

ну теперь-то во Франции - кому охота самостоятельно на изображении выделять звёзды и определять положение ;)
Лучше уж довериться французам - они и релятевистские эффекты учтут и кватернион поворота выдадут...

да, видимо, проблема такая системная, скажем.

(Deleted comment)
это не спорю, не проверял, но поверю охотно, потому что платформу в Энергии и затем уже ИСС делали все-таки отечественную, под свои же двигатели (да и глупо чужие ставить).

(Deleted comment)
ну отверточная сборка, что тут скажешь...

Условно свою. Платформа "Экспресс" - в основе это тот же Spacebus-2000 разработки все того же TAS. Доработанный напильником "с учетом особенностей российских технологий".

Ну сами ИСС везде кричат, что она и вправду, всамделишная, их...:)

Рассказываю. Ямал-100 полностью наша платформа, антенны, полезная нагрузка джапоновская.
Ямал-200. Служебный модуль тот же, полезная нагрузка и антенны импортные.
Жаль, что в РКК похерилась эта платформа, из-за того, что Лопоте с дедами нахер не нать беспилотной программы, кроме Прогрессов.


Edited at 2012-12-09 07:08 pm (UTC)

платформа взята у американцев, давайте не будем забывать. Это также, как и автомашина "Волга" - тоже наша, а в реальности это Форд построенный на фордовском заводе. :)

Неоспоримо, но учтите, что на тот момент Красноярск делал только герметические платформы, для подобных спутников в отличии от УКП Энергии. Поэтому, в плане железа и математики она все же наша, в отличии от новых французских, собранных в Красноярске...

  • 1