devol (_devol_) wrote,
devol
_devol_

Categories:

Советская индустриализация IV: Великая депрессия



В предыдущем посте ряд юзеров с удивлением заявил, что впервые слышат о несвязанности Великой депрессии и сталинской индустриализации. Также вызвал ряд недоумений и мой тезис о том, что оборудование под Великий рывок 1929-1932 годов стали заказывать начиная с 1927 года, если еще не раньше.

Самое интересное, что при самом Сталине в 30-х годах несвязанность депрессии и индустриализации не была секретом. И доказательства этого были опубликованы открыто в Статистическом сборнике внешней торговли в 1937 году. Любой мог взять и посмотреть. Странно, что наши коммунисты и сталинисты не удосужились этого сделать. Но сначала пару слов об оборудовании.

Долго ломал голову над причиной вопиющего невежества советских патриотов, потом пришел все же к выводу о том, что большинство из них никогда не то чтобы не работало на производстве, но даже близко к нему не подходило. То есть, что такое прокатный стан, формовочный агрегат или трубоволочильный стан объяснять им бесполезно. Проще объяснить устройство стегозавра (его они иногда видели в кино или на картинках). При этом люди с таким бэкграундом почему-то уверены, что промышленное оборудование 20-30-х годов - это совершенно убогое, примитивное, несложное устройство, с которым может совладать даже неграмотный крестьянин (да, так прямо и писали).

Насчет примитивности спорить смысла нет, можно порекомендовать хоть справочники почитать или со специалистами проконсультироваться, отмечу лишь, что "примитивное" оборудование работало после своей поставки в СССР на предприятиях не один десяток лет. Например, некоторые станы на Магнитке отработали порядка 70 лет. Станы по производству труб на Синарском заводе и заводе имени Андреева в Таганроге (немецкие) были выведены из эксплуатации лишь в 2004-2006 годах. Электрооборудование немецких и американских фирм до сих пор работает на многих уральских предприятиях, на Амурстали и так далее.

В условиях советской эксплуатации это означает очень и очень высокую надежность этого оборудования. Что касается "примитивности", то достаточно почитать воспоминания некоторых советских инженеров или западных, работавших в СССР, которые прямо свидетельствовали, что заказывалось новейшее и сложное оборудование. И главной бедой индустрии СССР в первую пятилетку (да и вторую тоже) была острейшая нехватка квалифицированных кадров, которые могли бы работать с этими станками. Ведь даже советский пэтэушник 70-80-х годов по сравнению с бывшими полуграмотными крестьянами, согнанными на заводы, был светилом (у него было хотя бы 8 полноценных классов школы).

Теперь возьмем краткую хронологию мирового кризиса, поскольку наши сталинисты не помнят даже ее. В 1925 году в СССР было оформлено политическое решение о начале индустриализации, к весне 1929 года был создан и принят первый единый план. Разработка отдельных планов была завершена еще раньше (хотя их показатели здорово прыгали). Как свидетельствует тот же Орлов, вал заказов пошел с 1927 года.

Граждане, все это было ДО начала Великой депрессии. Для тех, кто не умеет читать, выделил это болдом. Подумайте. Депрессия началась, как принято считать, в "черный четверг" 24 октября 1929 года. Конечно, некоторые кризисные явления были до этого дня. Например, объем строительства в США в 1927-1929 годах стагнировал. Но по сути, никакого "краха капитализма" не было. Более того. Полноценный кризис в экономике западных стран начался лишь во второй половине 1930 года, когда в США и ряде стран Европы прокатилась волна банкротств банков и бегства денег вкладчиков.

Вот именно тогда и стало реально плохо. Еще хуже стало после второй волны банкротств весной 1931 года.

Но откуда об этом могли знать большевики или те, кто им помогал в индустриализации? Кто из них знал, что стоимость сырья, сельскохозяйственных товаров, нефти и так далее в 1930 году резко упадет в несколько раз? И что у СССР не станет даже того тощего ручейка доходов, который формировали экспортные поставки? Поэтому индустриализация в СССР планировалась и начиналась ДО Великой депрессии. И поэтому никаким средством по ее преодолению она быть и не могла.

Как преодолевать то, чего нет?

Второй миф тут - это то, что благодаря Великой депрессии СССР получил по "дешевке" оборудование и специалистов вкупе с технологиями. Но почему никто из сторонников этого тезиса не обращает НИКАКОГО внимания, ровно никакого внимания на то, что товары экспорта СССР  - зерно, яйца, масло, пушнина, шерсть, нефть, лес и так далее, из-за депрессии резко подешевели?  Если перевести стоимость бушеля пшеницы на Чикагской товарной бирже в 1929-1931 годах в тонны, то можно увидеть, что произошел настоящий катастрофический обвал.

Стоимость тонны с 68-74 долларов в 1928-1929 годах упала к началу 1931 года до 10-12, а местами и 8 долларов! Цены биржи я привожу специально, поскольку это объективные данные, которые элементарно проверяются. Маловероятно, что СССР продавал свое зерно по ценам существенно выше этих. И что у нас в итоге получается?

А получается у нас следующий гамбит.

1. Индустриализация в СССР была задумана до Великой депрессии и без какого-либо ее возможного учета (ибо никто о ней не знал). Косвенным подтверждением этому служат также мегаломанические планы. Поэтому никаким средством борьбы с ней она не могла быть.

2. Заказы на производство промышленного оборудования для СССР были сделаны за несколько лет до начала Депрессии (об этом ниже).

3. Как только началась Депрессия в мире, советская индустриализация была свернута. Свернута была потому, что СССР не мог уже оплачивать своим экспортом проценты по кредитам, ибо стоимость экспорта упала в разы. Как следствие, большевикам пришлось отложить или заморозить огромное количество промышленных объектов, запланированных еще в 1929 году (уже перечислял некоторые из них).

Лучшая иллюстрация всему этому находится в сталинском справочнике внешней торговли СССР 1937 года. Данные там в рублях и они индикативные, но как тренд они хорошо бьются с известными архивными данными НКВТ и НКИД.




Видно, как с 1925 года в СССР резко вырос импорт. Это было достигнуто за счет прироста импорта средств производства (продукции машиностроения). Пик импорта пришелся на 1931 год, а уже в 1932 году он упал по сравнению с предыдущим годом на почти 40 процентов. В 1933 году он составил менее 30 процентов от уровня 1931 года. В 1934 году - лишь около 20 процентов от уровня 1931 года. Напомню еще раз, основную часть советского импорта - 88-93 процента от его объема - составляло именно оборудование, материалы, агрегаты и т.п. И вот именно оно резко обвалилось с конца 1931 года.

Также видно, как Великая Депрессия ударила и по советскому экспорту. Он в 1930 году достиг пика, а уже в 1931 году упал на почти четверть (23 процента). В 1932 году объем экспорта в денежном выражении составил лишь 55 процентов от уровня 1930 года, в 1933 году - 47 процентов и так далее до дна в 1936 году. Именно поэтому с 1931 года большевикам пришлось корректировать свои планы, немалое количество строек новых объектов было либо отложено, либо заморожено.

Если рассуждать совсем просто, именно Великая депрессия поставила подножку сталинской индустриализации.

Теперь еще раз вернусь к оборудованию. Станки, ввезенные в СССР в 1930 или 1931 году были заказаны заранее. До начала Великой депрессии. Именно поэтому и получается, что во всем мире бушует кризис как бы, а в СССР ломится вал промышленного оборудования.

Однако поскольку правило лага в 2-3, может, по ряду видов оборудования в 4 года, соблюдается, то что мы видим? В 1933 году в СССР должно было прийти оборудование, заказанное не позднее середины 1931 года, край - конца того же года. А в мире уже кризис. И денег у СССР нет вообще, экспорт просел. И мы видим с вами, как импорт промышленного оборудования резко просаживается. В 1934 году он падает еще глубже.

Почему я говорю о том, что промышленное оборудование заказывается всегда заранее, поскольку именно этот момент ввел в ступор ряд читателей этого блога? Понимаю, многие завод видели только на картинке, поэтому постараюсь как можно доходчиво объяснить:

1. Машиностроение, прежде всего, производство средств производства - это отрасль с ДОЛГИМ циклом. Инвестиционным и производственным.

2. Производство средств производства не надо путать с каким-нибудь мебельным заводом, которые клепает 4 вида шкафов и 5 видов табуреток. Здесь продукция изготавливается под каждого клиента. Завод по производству клетей для прокатных станов, допустим, по заказу итальянского клиента сделает одну клеть, по заказу советскому клиента - совершенно иную. Это не конвейер, чтобы понимали.

3. Машиностроение средств производства всегда работает с портфелями заказов. Даже если вы прибежите на такой завод и дадите денег, вас все равно поставят в ОЧЕРЕДЬ. Это объясняется также и тем, что для выполнения вашего заказа машиностроителям надо разместить заказы у смежников и поставщиков - например, на те или иные виды марок стали, проката, электрооборудования и так далее. У них свой цикл производства. Какие-то вещи можно достать стандартизированные, но многие надо делать отдельно.

Какое оборудование поставлялось в СССР? Масса. Верхушка айсберга - это станы, прокатные станы всех видов. Это прессы. Обжимные станы. Доменное оборудование.  Клети для станов, рольганги, масса машиностроительного оборудования - по сгибке листов и т.п. Вес каждого из этих агрегатов - не одна тысяча тонн металла. Прокатный стан крупного металлургического завода весит с учетом допоборудования десятки тысяч тонн. Наконец, поставлялись краны, экскаваторы, конвертеры, станки. Что такое станок, допустим, простейший фрезеровочный? Это несколько сотен килограммов металла. А ввозились десятки тысяч таких станков.

Все это оборудование, если не считать каких-нибудь стандартизированных небольших станков (по которым наши патриоты судят вообще обо всем прочем оборудовании) заказывалось под каждый конкретный проект и каждое конкретное предприятие. Сколько будет длина стана? Сколько клетей? Как будет спроектировано здание под него и подъездные пути? С каким типом металла он будет работать? Какова точность? Какова скорость, какова производительность, каково энергообеспечение? Поэтому каждая единица такого оборудования часто была уникальной.

Как патриоты себе представляют, заказ у какого-нибудь Круппа или Freyn прокатного стана? Типа, пришли в магазин, выбрали и заверните вот это, да? Нет, товарищи, вам надо сначала составить для машиностроителей четкое техзадание (а до этого вам самим надо понимать, что хотите), заключить договор, внести предоплату. Согласовать график платежей. Потом принять оборудование. Затем его надо будет погрузить на судно или в поезд, если влезет, везти до СССР, там, если пароход, переваливать в порту, снова везти иногда через всю страну, там выгружать, монтировать, налаживать, запускать.

Само по себе производство сложной машиностроительной продукции даже сейчас занимает годы - я говорю о тех же металлургических агрегатах и станах. Не надо путать это с дешевой китайской бижутерией в области электронных гаджетов! Плюс накиньте логистику и все остальное. Сложное оборудование для крупных, средних и малых заводов (кстати, с чего решили, что такого не было на малых заводах?) заказывали даже не за год или два, а за три-четыре года.

Если для кого-то эти банальные факты являются открытием, то можете считать их конспирологией и продолжать пребывать в уверенности, что машиностроительные заводы являются чем-то вроде пекарен или столярных артелей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments