devol (_devol_) wrote,
devol
_devol_

Categories:

Загадки русских монастырей IV

Летом я выложил некоторые соображения по истории монастырского хозяйствования в России (http://users.livejournal.com/_devol_/260355.html и далее), однако мысль до конца доведена не была. В частности, я отметил, что 500 лет экономической истории древних монастырей до Стоглава являют собой одну большую, зияющую лакуну. Причем совершенно не понятную. Если же не понятно, то можно посмотреть на конкретном примере.

Новгород. Не подвергался чужеземным погромам и нашествиям (если не считать нашествие Ивана Грозного). Монастыри существуют официально с XII века. Как княжеские, так и боярско-купеческие. С того же времени Новгород ведет торговлю с Готландом, со второй половины XIII века - с ливонцами и Ганзой. Казалось бы, вот и бизнес сам в руки бежит. Ты немчуре белку сунул, а он тебе сукно. Сукно продал в Торжке, закупил зерна, медовухи и сала. А если помножить объем раз так в сто-двести?

То-то же. Тем не менее, никаких хозяйственных архивов не осталось. Есть только пласт явно придуманных жалованных и дарованных грамот на... земельные участки. Это там, где зона рискованного земледелия и где рента с земли, имеющей урожайность по ржи сам-2, сам-3 мизерабельна! Если же основа экономики - экспорт на Запад (белка и воск) и реэкспорт на Русь соли, вина, тканей, то роль сельского хозяйства, да еще в убийственных климатических условиях проста. Его почти нет. То есть, этого "почти" хватает, чтобы как-то прокормиться сравнительно небольшому количеству людей, но и только.

Тем не менее именно эти документы заботливо "сохранены". Высокую маржу могла давать только торговля и сопутствующие финансовые операции (кредиты и т.п.). Но тут с хозархивами глухо. Ничего. И в берестяных грамотах тоже ничего.

Всего к XIV веку в Новгороде насчитывалось до 27 монастырей. Допустим, две трети из них - "духовные общины". То есть, придомовая церковь и хор блаженных идиотов, как себе это представляют юные любители "родной истории". Предположим. Но остальные как раз не пустышки. Например, "боярский" Шилов монастырь. Или Спасо-Преображенский. И вот что получается у нас: крупный торговый полис (якобы до 30-40 тыс. населения), сидит на экспорте-импорте, масса хозяйственных кластеров средневекового типа (монастыри), ганзейская фактория, ливонцы, но никакой документации. Простите, а вести учет выданных кредитов как? А они вроде бы как были (в духовной грамоте верейского князя Михаила Александровича, к примеру, упоминаются долги нескольким монастырям на гигантские суммы в сотни рублей за торговлю солью).

Предположим, что все-все-все безвозвратно утеряно. Но в архивах ливонских и бывших ганзейских городов кое-что, пусть и немного, но сохранилось (закон сохранения массовой документации тут почему-то сработал). И что из них следует? О богатых новгородских монастырях, владевших якобы тысячами гектар земли (Благовещенский, Михайловский и т.п.) - ни единого слова. Ни одного упоминания о них как о контрагентах, к примеру. Был бы рад ошибиться, но в литературе ни разу не встречал таких упоминаний.

Да и еще одно замечание общего типа. Несмотря на то, что торговля с Западом шла несколько столетий, никакой консолидации торгового капитала в Новгороде не видно. Такое впечатление, что с новгородской стороны операции вела разнокалиберная шушера, неспособная отстаивать свои экономические интересы, что приводило к подчиненной роли полиса в отношениях с Ганзой и ливонскими городами, в частности.

Поэтому что такое были новгородские монастыри и сам Новгород - вопрос еще тот.
Tags: История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments