devol (_devol_) wrote,
devol
_devol_

Categories:

Размеры армий: Османская империя XVI-XVII вв.

Специально для уважаемого diunov в продолжение разговора о численности армий даю небольшую раскладку по армии Османской империи XVI-XVII веков и способы учета ее численности. Отмечу сразу, что по тем временам Турция - крупное и одно из самых сильных государств, население которого составляло до 25-30 млн. человек. Примечательно, что по официальным оценкам, население Московии в тот же период не превышало 6-7 млн. человек.

Турецкая армия состояла тогда из двух частей - регулярной (постоянной) армии и дворянского ополчения, которое созывалось на время войны.

Состав турецкой армии на 1527 год (по росписям):

Полевая (регулярная) армия: 7886 янычар, 5088 всадников и 2162 артиллериста.
Армия, мобилизуемая в случае нападения врага на турецкие крепости: 28088 пеших войнов и 9653 всадника (дворянское ополчение).
Итого: 52 787 человек.

Динамика численности регулярной армии:

Первоначально ее численность составляла лишь менее трети от общего размера (максимального) всей армии. К 30-м годам XVII века ее доля выросла до 55-60% и примерно на таком же уровне оставалась еще достаточно долго.

1527 г. – 7886 янычар, 5088 всадников и 2162 артиллериста. Итого - 15136 человек.
1574 г. – 13599 янычар, 5957 всадников и 2124 артиллериста. Итого - 21680 человек.
1609 г. – 37627 янычар, 20869 всадников и 7966 артиллеристов. Итого - 66442 человека.
1670 г. – 39470 янычар, 14070 всадников и 8014 артиллеристов. Итого - 61 554 человека.

Динамика численности дворянского ополчения:

1527 г. – 37741 (28088 пеших воинов и 9653 всадника).
1631 г. – 40658 (в европейских провинциях - 17390, в азиатских - 23268 воинов).

Многие дворяне брали с собой слуг, число которых не поддаётся учёту и колеблется от 0 до 4 человек. Эти слуги имели ограниченную боевую ценность, и поэтому их точное число никак не регламентировалось. Общая численность дворянского ополчения в середине XVII века в Турции вместе со слугам оценивается в 70 тыс. человек (на 1640 год).

Стоит понимать, что все эти вышеуказанные цифры отражают лишь теоретический мобпотенциал дворянского ополчения. На практике ополченцы всегда находили предлоги для уклонения от призыва, так что сбор в 70-75% от общего числа военнообязанных считался небывалой удачей. Многие ополченцы дезертировали после первоначальной переписи, и чем дольше длился поход, тем большим становилось число отставших. Так, проверка численности дворян во время похода великого визиря Кара Мехмеда Паши в Армению в 1616 году показала, что их число составляет всего 16846 человек (вместе со слугами).

Свои особенности были и в учете регулярной армии в тех или иных походах. Даже тогда, когда в источниках указывалось количество подразделений или численность направленных куда-либо янычар, это далеко не всегда означало, что именно столько туда было направлено. Например, в 1715 году из 67 тысяч янычар, призванных в начале лета участвовать в компании против венецианцев, только в августе в военном лагере было лишь около 9 тыс. человек.

В силу этого реальные размеры армий турок также были меньше, чем это описывали хронисты. Например, в Великом походе на Вену в 1683 году участвовало лишь 12 тыс. янычар из почти 65 тыс. бывших на службе.

В турецкую армию также включались контингенты татар и курдов, однако их численностью турки вовсе не интересовались. Теоретическая штатная численность одного татарского полка - 6 тыс. человек, но, по всей видимости, она никогда таковой в реальности не была. Иногда в состав армии также включались отряды наемников, но это было не часто.

Rhoads Murphey "Ottoman Warfare. 1500-1700".

Собственно, эти цифры могут дать некий сравнительный общий фон для понимания возможных размеров армий Московии - как полевой, так и максимальной (теоретической). Турецкая армия во второй половине XVII века имела максимальную и теоретическую численность около 100 тыс. человек (без учета татар) и, по всей видимости, в таком численном составе собиралась очень и очень редко. Реальные размеры полевых турецких армий были в разы меньше.

Размеры армий в более ранние времена явно были скромнее. Так, армия французского короля Людовика XI не превышала 12-14 тыс. человек. Войско герцога Бургундского в начале XV века, направленное в 1408 году на осаду Льежа, согласно платежной росписи (включая трубачей и менестрелей), насчитывало 3195 солдат. Примечательно, что зато в хронике Монстрелле численность этой армии летописцем указана аж в 30-35 тыс. человек. :)
Tags: История
Subscribe

  • No people on the moon

    Борцы с американским "мифом" в ЖЖ добрались до столпа - анонимного израильско-американского "ученого", скрывающегося под ником…

  • Взлет и падение Green Mama | Общество | RedDVL

    Почему уральский бизнесмен Олег Насобин не создал прибыльный косметический бренд Green Mama и не стал обладателем шедевра мировой живописи.

  • ИГИЛ

    Вину за теракт в Санкт-Петербурге, как мне кажется, должен взять на себя запрещенный в РФ ИГИЛ. Иначе ничего не понятно. Другие варианты как-то не…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • No people on the moon

    Борцы с американским "мифом" в ЖЖ добрались до столпа - анонимного израильско-американского "ученого", скрывающегося под ником…

  • Взлет и падение Green Mama | Общество | RedDVL

    Почему уральский бизнесмен Олег Насобин не создал прибыльный косметический бренд Green Mama и не стал обладателем шедевра мировой живописи.

  • ИГИЛ

    Вину за теракт в Санкт-Петербурге, как мне кажется, должен взять на себя запрещенный в РФ ИГИЛ. Иначе ничего не понятно. Другие варианты как-то не…