?

Log in

No account? Create an account

_devol_


Devol's Zeitschrift

Eile mit Weile


Previous Entry Share Flag Next Entry
Подвиг капитана Лунина
_devol_
О ратном подвиге капитана-подводника Александра Маринеско, утопившего немецкие корабли «Густлов» и «Штойбен» с десантом фашистских извергов и карателей, известно всем. Я в свое время кое-что даже писал об этом - Маринеско: чей-то личный враг

Помимо Маринеско в составе ВМФ СССР были и другие достойные люди. Например, подводник Николай Лунин, Герой Советского Союза. Более всего он известен благодаря широко разрекламированной байке о торпедировании его подлодкой германского линкора «Тирпиц». Обсуждать этот факт я не буду, поскольку уже давно и однозначно доказано, что ничего подобного не произошло. Поэтому поговорим о другом поступке советского капитана II ранга, который почему-то еще не столь широко известен.

Личность
Николай Александрович Лунин родился в 1907 году в Одессе в семье моряка. С 1919 года Николай Лунин начал ходить юнгой на торговом пароходе. В 1922 году он поступает в Ростовское мореходное училище им. Седова, по окончанию которого он отправляется служить на учебный парусник "Вега". В 1928-1935 годах Лунин – капитан этого судна. В 1935 году Николай Александрович по специальному набору попадает в ВМФ и в 1940 году заканчивает Высшие курсы подводного плавания. С апреля 1940 года он командует подводной лодкой Щ-421.
Эта лодка участвовала в Зимней войне, ведя патрулирование в Баренцевом море, а по итогам компании экипаж Щ-421 получил личную благодарность командующего Северным флотом вице-адмирала В.П.Дрозда. В 1941 году, по советским данным, лодка Н.А. Лунина потопила 4 германских транспорта, а зимой 1942 года за время похода к берегам Норвегии отправила на дно еще три немецких судна общим тоннажем до 24 тыс. тонн (стоит особо отметить, что злостные антисоветчики считают доказанным факт лишь 1 потопления).
В феврале 1942 года Военный Совет Северного флота представил капитана III ранга к званию Героя Советского Союза, а его подводный корабль - к ордену Красного Знамени. Вручение высокой награды состоялось в марте 1942 года, а под свое командование он принял новый подводный корабль – крейсерскую лодку «К-21». На новой подлодке капитан Лунин продолжал одерживать победы – всего за 1942 год он потопил 7 вражеских судов, а в июле 1942 года даже торпедировал германский линкор «Тирпиц» (к сожалению, ни немцы, ни союзники этого факта почему-то не заметили). Тем не менее, в октябре 1942 года лодка отважного капитана получила орден «Красного знамени».

В декабре 1943 года капитана II ранга Николая Лунина назначают командиром дивизиона подводных лодок Северного флота. Согласно советским данным, на тот момент на счету подводника было 17 утопленных кораблей противника (больше, чем у кого-либо из советских краснофлотцев-подводников на СФ). С марта 1944 года Лунин начинает учиться в Военно-морской академии, которую заканчивает в 1947 году в чине контр-адмирала. До 1962 года адмирал Н.А. Лунин служит в ВМФ СССР, после чего уходит в запас. В декабре 1970 года Николая Лунина - одной из самых ярких личностей, выдвинутых на передний фланг Великой Отечественной войной, - не стало.


Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
"К-21" выходит в поход

Боевое задание
В апреле 1943 года подлодка «К-21» под командованием капитан II ранга Николая Лунин в его седьмом боевом походе действовала у берегов Норвегии за Нордкапом. Задача, поставленная ему командованием звучала так: постановка активного минного заграждения в Лоппском море, действия против боевых кораблей и транспортов противника, выходящих из Анд-фьорда, а при особо благоприятной обстановке – выход в район Харштадта для действий против транспортов в шхерном районе.

6 апреля в 1:00 «К-21» вышла в квадрат позиции № 2 (район между Тромсе и Хаммерфестом). На исходе суток в заданной точке у северной оконечности острова Лоппен выставил 20 мин в линию с интервалом 370 метров. В последующие дни лодка действовала вблизи минного заграждения. 9 апреля подлодкой обнаружен германский миноносец, следующий со скоростью 16-18 узлов (на самом деле это был минный заградитель «Бруммер»). В 14:47 9 апреля Николай Лунин атаковал его с дистанции 14 кабельтовых, выпустив 6 торпед. Хотя акустики слышали «два взрыва», немецкий корабль целым и невредимым уплыл дальше. В 14:53 лодка всплыла под перископ и ее капитан увидел чистый горизонт, что могло свидетельствовать о потоплении судна. В полночь Лунин радировал в базу: "Мины поставлены. Уничтожен миноносец. Разрешите идти далее". Через два часа получил ответ от командования, в котором содержалось разрешение на переход на позицию № 1 (район подступов к немецкой военно-морской базе в Харштадте).

К 12 апреля Лунину стало ясно, что проникнуть в район Харштадта невозможно. Продолжительный световой день и хорошая видимость в сумерках делали невозможным скрытный подход к острову Холменвер в надводном положении и Лунин принял решение действовать на взморье. 12 апреля лодка в 13:00 достигла мыс Анденес и вахта при плохой видимости обнаружила мачты судов. Временами проходили короткие снежные заряды, берег был в 4-5 милях и закрыт полосой тумана. Лодка погрузилась, акустики услышали шум винтов мотобота, а в 13:50 в перископ подводники увидели мотоботы противника. Это место в Анд-фьорде называлось Свенсгрунн - богатый промысловый район близ Тромсе, на котором рыбачили несколько норвежских рыболовецких ботов.

Произошедшие впоследствии события лучше представить в двух версиях.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
"К-21 у пирса

«К-21»
Крейсерско-эскадренная дизель-электрическая торпедная подводная лодка, XIV серия. Водоизмещение: 1500/2117 тонн; длина – 97,7 метра; двигатели - 8400 л.с. дизельный и 2400 л.с. электрический. Скорость - 22/10,3 узлов. Вооружение: 6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, два 100-мм и два - 45-мм орудия. Экипаж - 62 человека.

Сздана в НИИ военного кораблестроения, главный конструктор - М. А. Рудницкий. Заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде на заводе № 194 ( завод им. А. Марти). 16 августа 1939 года спущена на воду. 3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, а затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в Полярный. С 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота. Активно участвовала в боевых действиях на Севере в период Второй мировой войны, совершила 12 боевых походов, совершила 6 минных постановок. 23 октября 1942 года награждена орденом «Красного Знамени». В 1983 году установлена в Североморске в качестве мемориала.


Версия 1.
Увидев мотоботы в перископ, Лунин отдал приказ о всплытии. Поднявшись на поверхность, краснофлотцы заняли позиции у артиллерийских орудий и с близкой дистанции открыли огонь по рыболовецким судам. Первым был обстрелян мотобот "Хавегга" с экипажем из семи человек. Капитан Альвер застопорил ход, поднял флаг, указывая, что он норвежец, и приказал готовить спасательную шлюпку. Лодка, приближаясь, вела орудийный огонь, но только с десятого или одиннадцатого выстрела удалось попасть в носовую часть. Трое рыбаков были убиты, трое ранены. Капитан мотобота, чтобы быстрее оказать раненым помощь, направил катер к берегу. С подлодки его начали обстреливать несколько человек из стрелкового оружия, и он был ранен. Судно застопорило ход.

Затем с подлодки из пулеметов было обстреляно судно «Барен» и оно также застопорило ход. Третий мотобот – «Эйстейн» был обстрелян лодкой с дистанции менее кабельтова. Четырьмя снарядами корабль был почти разрушен, погибли пять рыбаков, один был ранен. Команду следующего мотобота – «Скрейн» краснофлотцы под угрозой оружия заставили перейти на подлодку, и их взяли в плен. Последним атаке подвергся бот «Фрейя» - у него был пробит корпус ниже ватерлинии. В результате обстрела 1 рыбак погиб, еще один был ранен. Оставшихся подобрал норвежский бот «Йода», который подоспел к месту чуть позже.

Николай Лунин доложил командованию о потоплении четырех фашистских мотоботов. По данным норвежской стороны, был потоплен один и два повреждены, а 9 рыбаков убиты. Еще семь были захвачены в плен и в СССР их поместили в концлагерь. Живыми оттуда в 1946 году вышли только четверо. Атака краснофлотцев на норвежские мотоботы происходила с 13:50 до 16:07 (непосредственный обстрел шел с 14:09 до 15:57), координаты: широта 69 град 25 мин N 15 град 47 мин О.
По мнению ряда исследователей (например, историка и писателя Владимира Сорокажердьева), действия Николая Лунина были бессмысленно-жестокими – советская подлодка расстреляла мирные, гражданские суда, принадлежавшие к тому же оккупированной стране.

Версия 2.
Это, условно говоря, более "патриотическая" версия, и она наиболее подробно изложена здесь: http://www.podvodniki.ru/index2.php?pagee=str/lunin-stat
Резюмируя вкратце, стоит отметить, что аргументы советских патриотов строятся на том, что норвежские мотоботы добывали рыбу для немцев, кроме того, известны случаи их мобилизации. Приводится также факт, что два мотобота якобы несли некие «фашистские флаги».

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
После возвращения из похода. Слева направо: командующий Северным флотом А. Г. Головко, помощник командира ПЛ «К-21» З. Арванов, комиссар «К-21» Лысов, командир «К-21» Н. А. Лунин. 1942 г.

Изюминка 1.
В этом инциденте была своя изюминка – дело в том, что увлекшись расстрелом норвежских мотоботов, краснофлотцы не сразу обратили внимание на то, что волной за борт смыло подносчика снарядов – рядового Алексея Лабутина. Несмотря на то, что он барахтался в воде рядом с лодкой, обнаружить его команде не удалось, и лодка покинула место действия, оставив моряка в воде. Лабутина в бессознательном состоянии подобрал мотобот "Барен". Спасенного переодели и накормили. На берегу краснофлотца норвежцы сдали немцам, которые поместили его в концлагерь в Тромсе. Ему в конце 1944 года вместе с группой заключенных удалось бежать из лагеря в СССР. Лабутин закончил войну в госпитале, был тяжело ранен под Кенигсбергом. В 1948 году демобилизовался, поселился в Костромской области, в поселке Кадый. Работал в местном промкомбинате, затем - в совхозе.

Изюминка 2.
Однако только этим нюансы этой трагедии не исчерпываются. Выше я уже поместил две версии, обе из которых имеют свои аргументы. Однако есть еще обстоятельства, которые никакими аргументами объяснить и оправдать уже нельзя. В момент баталии с норвежскими мотоботами, герой Советского Союза, капитан II ранга Николай Лунин был...сильно пьян. Расстреляв норвежские суда из артиллерийских орудий, Лунин совершил постыдный поступок, ставящий его на одну доску с командиром германской подводной лодки Экком (который был казнен за него): Лунин лично стрелял из стрелкового оружия в людей, находившихся в беспомощном состоянии – то есть, в воде. Стреляли по ним краснофлотцы из пистолетов, наганов и пулемета. Этот мерзкий поступок был зафиксирован и документально, прежде всего, советскими документами. Подробные данные о расходовании боеприпасов к стрелковому оружию «во время потопления судов» находятся в ОЦВМА (Дело 14349 Фонд 113 Листы 61-66). После войны ни один из начальников товарища Лунина в своих мемуарах не счел нужным упомянуть об этом инциденте. Есть также информация, что за этот позорный поступок капитану II ранга пришлось понести даже какое-то небольшое наказание.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Николай Лунин с экипажем "К-21"

Фотографии: Из бездны вод. М., 1990. http://militera.lib.ru/memo/russian/fromunder/ill.html


  • 1
(Deleted comment)
Тот факт, что никакой атаки "Тирпица" не было, ничуть не приуменьшает героизм Лунина? Расшифруйте свой силлогизм, пожалуйста.

(Deleted comment)
если Вы заметили, я инцедент с торпедированием Тирпица вообще не обсуждаю. :)

я, собственно, не звание Героя имел в виду.
Просто если вы имеете в виду, что всякий выход на этих жестянках, которые в КБФ считали боевыми единицами (а тем более - прорыв через заграждения в финзаливе или любая успешная операция) - это подвиг, то я согласен. Но речь о другом. О том, что привычка каждый выпуск торпеды записывать в успешные атаки - она понятна, в горячке боя, но повторять эти байки спустя 10-20-60 лет - как-то неловко. Все равно, что верить в пассаж из "Гриф секретности снят...", в котором утверждалось, что советские корабли потопили 4 линкора Кригсмарине.
В общем, недурно бы договориться, что мы считаем героизмом. Умение сочинять победные реляции - или сам факт попытко воевать с более сильным противником. По сути наши подводники мало отличались от легендарных польских гусар, атакующих танки (да, я знаю, что это байка, но уровень тех.оснащенности примерно тот же). И тогда Лунин, конечно, герой. Со своими темными пятнами, ессно. И Маринеску со своим блядством - то же герой. И все, кто пытался выйти на "щуках" из маркизовой лужи, потому что приказ надо выполнять - тоже.

(Deleted comment)
1. Уважаемый, поберегите свой яд для более подходящих случаев. Или для снежковского форума - когда он оживет. Я знаю разницу между КБФ и СФ. И помню, что Маринеско, Травкин, Богорад, Калинин и Мохов воевали на одном театре, а Лунин, Гаджиев и Щедрин - на другом. О КБФ упомянул только потому, что там подводники столкнулись с самой жесткой системой ПЛО, отчего несли самые большие потери.
2. С тем, что каждый выход на подлодке, построенной в СССР, можно считать подвигом, я и не спорил. Правда, остается вопрос, чем считать работу тех, кто отправлял в бой лодки, разработанные еще во времена ПМВ.
3. Что же до "бреда о маркизовой луже", то лучше бы вы, любезный, сходили в библиотеку, ей-богу. С вашим темпераментом - и так волноваться из-за таких простых вещей... Вы наверное, не в курсе, что уже к 1 сентября 1941 г. все подводные лодки КБФ, кроме двух, находившихся на позициях в средней части Финского залива, сосредоточились в Кронштадте? Что противник установил в сентябре - ноябре мощные минные противолодочные поля, которые позже были дополнены сетями. Что при преодолении этого рубежа лодкам приходилось выходить в надводное положение и идти по простреливаемому артиллерией противника маршруту? И всякая такая попытка - разумеется - сопровождалась потерями.

Я уж не стану напоминать, что мой предыдущий пост был вообще-то "про другое". Как и вся эта ветка на старте.
В общем, свою клюкву описывайте сами.

Всех благ

ИМХО большие потери они несли от блестящего командования КБФ Трибуцем ...

Ну это не самые яркие страницы.

Был герой из 10 побед, реальной ни одной. Все сознательно фалсифицировал.
После войны были проверки флота и авиации. Вёл Госконтроль Мехлиса. Сверяли с немецкими данными. За потопленный корабль или сбитый соамолёт платили премии. Вот и спрашивали за "хищение гос средств в особокрупных размерах по предварительному сговору". С тех пор Мехлиса и ненавидят так люто и страстно. Самый злобный сталинский палач.
Сажали мало, но понижали, лишали и высчитывали из зарплаты.

Главная заслуга Лунина в эпизоде с Тирпицем, не пресловутая атака (хотя это единственный случай когда советская подлодка пыталась атаковать линкор супостата), а то что он вообще обнаружил выход немецкого линкора в море и доложил об этом.
А.

угу. Мне еще приходилось видеть инфу о том, что это якобы сделали английские самолеты - она неточная?

Почему? Я правда читал об англицкой подводной лодке которая тоже обнаружила немецкую эскадру и тоже доложила. Информация из нескольких источников подтверждает доверие к сообщению. Насчет авиации сомневаюсь - вроде как погода в тот день была плохой...
А.

ага, понял, спасибо!

Не только подводники, но и весь советский военный флот - это было какое-то сборище откровенных лузеров и проходимцев. Единственное, чем они отличились, так это в активном пожирании спецпайков и водки. В это же самое время сотни тысяч подыхали от голода в блокадном Ленинграде. Победители херовы.

Ленинград только благодаря корабельным орудиям и продержался. всех, кого было можно, отправили на сухопутный фронт.

Так я про это и говорю: никаких результатов на море, кроме потопления парахедов с беременными немками, "доблестные краснофлотцы" не добились. Не удивительно, что глядя на эти достижения, Хрущев порезал половину плавсостава на лом (в смысле, отправил на пенсию °)) ).

бомбежку американцами шлюпок с Лаконии еще можно привести. а у Лунина отца немцы повесили. могли и нервишки пошатнуться на этой почве, что понятно.

все может быть, конечно, спору нет.

  • 1