devol (_devol_) wrote,
devol
_devol_

Categories:

Население Швеции

В продолжение темы "Бегство от социализма". Заинтриговала динамика населения Швеции. Сейчас в этой стране насчитывается чуть более 9 млн. человек. В 1950 году шведов было около 7,04 млн. человек, в 1900 году - 5,13 млн. человек. В 1850 году население страны составило 3,482 млн. людей, в 1800 году - 2,347 млн. человек. По данным 1750 года (первая перепись в Швеции) в стране проживало 1,764 млн. человек.

Это означает, что средний ежегодный прирост населения в 1750-2000 годах составил:

Таблица I. Средний ежегодный прирост населения в 1750-2000 годах

1750-1799 - 0,66%
1800-1849 - 0,96%
1850-1899 - 0,94%
1900-1949 - 0,74%
1950-2000 - 0,57%

В среднем ежегодный прирост в 1750-2000 годах составил 0,74%

Очень высокие темпы прироста населения в XIX веке можно связать как с повышением уровня экономики, сельского хозяйства, промышленности, так и медицины (быстро была достигнута низкая детская смертность). Поэтому если убрать эти факторы, то можно предположить, что без этих факторов прирост населения был бы на уровне около 0,6% (что близко, кстати, к результатам 1750-1800 годов и, как мы увидим позже, данным по XVII веку). За следующее столетие численность населения государства практически удвоилась и это на фоне того, что со второй половины XIX века из Швеции началась мощная миграция в Америку, Канаду, Австралию и т.п. страны.

Если в 1850-1860-х годах в среднем ежегодно из страны уезжало около 4-5 тыс. человек, то в 70-е годы поток в среднем увеличился до 14-15 тыс., в 80-е годы - до порядка 35-40 тыс., а в 90-е годы он составлял около 30-32 тыс. человек ежегодно. Примечательно, что несмотря на такой отток людей, количество рождений во второй половине XIX века оставалось в целом относительно стабильным и колебалось в рамках 115-135 тыс. Таким образом видно, что даже массовая миграция (около 0,1% населения в год) не снизила прирост населения и оно в конечном счете продолжало увеличиваться.

Теперь возьмем данные более раннего времени. В 1724 году, по оценке Урланиса, в стране проживало 1,4 млн. человек (есть оценки в 1,43 млн. человек), а в 1700 году - 1,485 млн. жителей. В 1650 году в Швеции было около 1,1 млн. человек (с учетом Сконе?), в 1600 году - около 0,9 млн. человек (по оценке шведского ученого Сведберга). На 1550 год Урланис дает 750 тыс. человек в Швеции, а на 1500 год - около 650 тыс. Правда, есть данные на 1571 год, согласно которым в Швеции проживало лишь 84 тыс. семей (чуть более 400 тыс. человек), но я их пропускаю.

Таблица II. Средний ежегодный прирост населения в 1500-1750 годах

1500-1549 - 0,3%
1550-1599 - 0,4%
1600-1649 - 0,44%
1650-1699 - 0,69%
1700-1749 - 0,32%

В среднем ежегодный прирост в 1500-1750 годах составил только 0,43%.

Примечательно, что в XVII веке средний прирост (0,52%) близок к тому "естественному" показателю в 0,6%, который я определил выше - 0,69% во второй половине и 0,44% в первой половине столетия (хотя это очень странно также, ибо в это время в страну, как известно, шел определенный поток иммигрантов из Голландии, Англии и даже Дании). Не совсем мне понятна "аномалия" 1700-1749 годов с ее крайне низким приростом на уровне 0,32%. Возможно, тут сказались эпидемия чумы (в Стокгольме умерла треть населения), голод, тяготы Северной войны и т.п. вещи. Впрочем, не это главное, ибо даже эти отрицательные факторы не привели к депопуляции в эти 50 лет. Не трудно заметить, что данные XVI века - если верить ученым - показывают крайне невысокий прирост, который к тому же имеет тенденцию к снижению (0,4% во второй половине и 0,3% в первой половине XVI века). Чем это объясняется?

Гадать можно долго, но самое примечательное лежит глубже. В конце XIV века население Швеции Урланис оценивает в...0,6 млн. человек (еще 0,3 млн. человек в Норвегии)! По его мнению, от "черной смерти" в этих странах померла треть населения. Но самое интересное - это оценка на 1000 год. Урланис дает для Швеции и Норвегии на этот год всего 0,6 млн. человек. По его словам, прирост за 500 лет (с 1000 по 1500 год) составил лишь 60% (напомню: Швеция 1500 года - 0,65 млн. человек, Норвегия - 0,35 млн. человек)! Итого, средний ежегодный уровень прироста населения демографами почему-то оценен только в 0,12%. На мой взгляд, это чудовищно низкий, явно натянутый показатель, который учеными НИКАК не объясняется. Точнее, Урланис пытается это сделать, но получается плохо:

"...норманны уже в ту пору в довольно большом количестве покидали свои родные места (стоит только вспомнить норманнские завоевания во Франции, в Англии, колонизацию Прибалтики, заселение Исландии, даже открытие Америки!)".

Объяснение крайне слабое. Его легко опровергнуть следующими аргументами:

1. Большинство норманнских завоеваний, равно и расселение скандинавов в завоеванных землях, как известно из истории, произошло до 1000 года (Нормандия, Исландия, Англия, Ирландия, Фареры, Оркнейские и Шетландские острова).
2. В заселении этих территорий большую роль играли датчане (область Дэнло в Англии, как пример, или Ирландия), которые к демографии Швеции и Норвегии отношения прямого не имеют.
3. У нас нет никаких данных по поводу якобы "большого количества норманнов, покидавших родные места". Известно, что население Исландии в X веке вряд ли превышало 10-15 тыс. человек, а первоначальное население Гренландии, одной из территорий, куда пошел некоторый колонизационный поток в самом конце X века, не превышало 1000 человек.
4. После 1050 года какие-либо походы викингов прекратились и, следовательно, ссылаться на них при объяснении очень низкого прироста населения сразу в двух странах (!) более чем странно.
5. Даже мощный эмиграционный процесс в Швеции в XIX-XX веках, когда из страны уезжало ежегодно до 0,1-0,15% населения, не привел к депопуляции. Трудно объяснить, почему такое должно было случится в 1000-1500 годах.

Поэтому попробуем реконструировать реалистичную картину населения Швеции в XI-XVI веках. Берем 1600 год с 0,9 млн. человек. Берем средний ежегодный прирост населения на уровне 0,5% (специально беру даже ниже 0,6% - для чистоты эксперимента). 0,1% тут - это эмиграция, умершие от голода, болезней и т.п.

Таблица III. Реконструкция численности населения в 1000-1600 годах

1600 год - 0,9 млн. человек (признанная).
1550 - 0,72 млн. человек (у Урланиса - 0,75).
1500 - 0,58 млн. человек (у Урланиса и Сведберга - 0,65 млн. человек).
1450 - 0,464 млн. человек.
1400 - 0,37 млн. человек (у Урланиса и Сведберга - нелепая цифра в 0,6 млн. человек).
1350 - 0,296 млн. человек.
1300 - 0,237 млн. человек.
1250 - 0,19 млн. человек.
1200 - 0,152 млн. человек.
1150 - 0,122 млн. человек
1100 - 0,0976 млн. человек.
1050 - 0,078 млн. человек.
1000 - 0,0624 млн. человек.

Цифры внизу таблицы получились просто мизерными. Пугающими, я бы так сказал. Какие викинги, если все население - 62 тыс. человек? :) Однако, это прямолинейная модель. Возможно, на каких-то этапах прирост населения был выше, и реально численность населения была чуть больше. Правда, вопрос в том - насколько? Попробуем пойти другим путем. Я уже писал со ссылкой на научно-познавательный фильм BBC "Висбю. Расцвет и упадок ганзейского города" (http://www.schaetze-der-welt.de/sdw_index.html), о том, что в середине XIII века количество церквей в Висбю (15) было больше, чем во всей Швеции. Одна каменная церковь, условно говоря, - это около 1000-1500 городских жителей (исходя, например, из наличия в Пскове в XIII веке 4 каменных церквей делается оценка численности его населения в 6-7 тыс. человек. См. подробнее: А.В. Валеров. Новгород и Псков: очерки политической истории Северо-Западной Руси в XI-XIV вв. М., 2004). 10-15 тыс. городских жителей в Швеции в первой половине XIII веке при норме городского населения в 7-8% в аграрном обществе дают нам около 125-185 тыс. жителей в стране всего. Что, кстати, весьма близко к моим 152-190 тыс. человек. :)

Говоря о том, что мои цифры могут быть даже занижены, я имел в виду и колонизационный приток в Швецию нового населения, прежде всего, выходцев с южного берега Балтики. Примечательно, что ганзейская колонизация Балтики совпала по времени с возникновением первых городов в Швеции. К 1252 году относится первое упоминание о Стокгольме как о городе в Швеции (хотя само место известно с конца XII века). Правда, долгое время значительную часть его населения составляли...немцы. Так, еще в XV веке доля немцев среди горожан доходила до 30% (как я понимаю, шведские националисты-ученые объясняют сей печальный факт Кальмарской унией).

Впрочем, возможно, что в программе и приврали, и данные не точные. Такое тоже может быть. Известно другое. Швеция в XVI веке была страной крайне редконаселенной, при этом имела микроскопическое городское население. Даже в эпоху Густава Адольфа (первая треть XVII века) только 5-7% населения страны жило в городах: около 35-40 тыс. в Стокгольме плюс 10-15 тыс. в остальных. Второй по величине и значению город в Швеции - Гетеборг - был основан вообще только в 1603 году, и к 1650 году в нем проживало лишь 15 тыс. горожан. Об уровне демографического развития страны косвенно свидетельствует и тот факт, что имея крайне мало сельскохозяйственных земель, Швеция в XVI-XVII веках была одним из экспортеров хлеба (то есть, сами съесть не могли, вывозили).

Update. Как справедливо мне отметили, я в своей реконструкции не отразил эпидемии чумы середины XIV века. Из-за нее, по мнению ученых, погибла треть населения Швеции и Норвегии. Предположим, что это так. Какова была численность населения Швеции до чумы? Урланис этот момент строго не оговаривает, но, предположим, что оно составляло 600 тыс. человек, из которых 200 тыс. умерло. Простейший подсчет показывает, что при средних темпах прироста населения в 0,5% в год, к 1500 году численность населения составит около 725 тыс. человек, что несколько больше той цифры (650 тыс.), которую дают ученые. Но не важно. Реконструируем график вниз.

Таблица IV. Реконструкция населения Швеции в 1000-1350 годах с учетом эпидемии чумы.

1350 - 0,6 млн. (условно. Считаем, что оно уменьшилось за несколько лет затем до 400 тыс. человек).
1300 - 0,48 млн.
1250 - 0,384 млн.
1200 - 0,3 млн.
1150 - 0,24 млн.
1100 - 0,192 млн.
1050 - 0,153 млн.
1000 - 0,122 млн.

Таким образом ясно, что население в 1000 году могло составлять около 122 тыс. человек, что почти в два раза выше, чем в варианте, составленным без учета "черной смерти" (Таблица III). Однако все равно не понятным остается один момент: откуда тогда в 1000 году в Швеции и Норвегии Урланис насчитал аж 600 тыс. человек?

По всей видимости, в виду слабости объяснений у ученых это можно отнести на желание подогнать факты, для чего, собственно, и выдуман искусственно низкий, аномальный средний ежегодный прирост населения в аграрном обществе лишь в 0,12% в год.
Tags: История
Subscribe

  • The Last Kingdom и Исландия

    Пока пятый сезон "Викингов", где будет показана Исландия, еще только маячит (первая серия выйдет где-то в ноябре), в его…

  • The Last Kingdom и некоторые вопросы демографии

    Итак, стартовал второй сезон долгожданного сериала "Последнее королевство" - этакий ответ англо-саксо-немцев канадо-ирландско-украинской…

  • Медленно, криво и плохо

    Спонсор поста - пост месье Корнева о галактике, вселенском зле и матричных условиях. Сергей упоминает про "кривость" эволюции жизни на…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments

  • The Last Kingdom и Исландия

    Пока пятый сезон "Викингов", где будет показана Исландия, еще только маячит (первая серия выйдет где-то в ноябре), в его…

  • The Last Kingdom и некоторые вопросы демографии

    Итак, стартовал второй сезон долгожданного сериала "Последнее королевство" - этакий ответ англо-саксо-немцев канадо-ирландско-украинской…

  • Медленно, криво и плохо

    Спонсор поста - пост месье Корнева о галактике, вселенском зле и матричных условиях. Сергей упоминает про "кривость" эволюции жизни на…