devol (_devol_) wrote,
devol
_devol_

Category:

Метро-2033

С большим интересом прочитал во время разъездов "Метро-2033" Дмитрия Глуховского. Достаточно качественная постапокалиптическая фантастика, которая с учетом кризиса этого жанра в России является приятным исключением. Впрочем, ценность для жанра она представляет не только этим.

Постапокалиптическая фантастика в СССР-России всегда была слабой. Навскидку можно вспомнить только "Бойню" Юрия Петухова плюс отдельные рассказы ряда авторов. Возможно это потому, что она тесно соприкасается, возможно, даже является частью фантастики СОЦИАЛЬНОЙ. Ведь описать подобный мир будущего - это значит, описать общество, показать взаимосвязи между его частями, попытаться спрогнозировать основные вызовы и конфликты в нем. Поскольку любая фантастика является в определенной степени рефлексией общества на ожидание будущего, то социальная фантастика является терапевтом, призванным отмечать маркером возможные проблемы, приучать людей к тому, что возможны разные варианты. В том числе и не самые лучшие.

Если на Западе жанр социальной фантастики в целом хорошо проработан, там трудились такие монстры как Г. Гаррисон, К. Саймак, Р. Шекли и масса других, то для России он еще новинка. 85-90% всей фантастики, выходящей сейчас у нас - это фэнтези. От хардкорной "славяно-языческой" до дуалистической "борьбы зла и добра". Это достаточно странно, поскольку в России существует такое количество социальных проблем, которые не снились европейцам или американцам. Видимо, свои страхи общество предпочитает заглушать скверными детективами и сказочными фэнтези.

В "Метро" расклад весьма и весьма интересный. Люди, уцелевшие в Москве после ее ядерной бомбардировки, укрылись в метро. На почти каждой станции существуют свои поселения, создаются и распадаются "государства", в некоторых туннелях пропадают люди, рядом за стенкой гудит секретное Метро-2, а с поверхности в сабвэй пытаются проникнуть расплодившиеся там мутанты. В общем, мир жутковатый. Но люди, тем не менее, живут, борются за свою жизнь и до последнего надеются на лучшее.

Вопрос лишь в том, что такое "лучшее"? Можно решить проблему "черных" (это не то, что вы подумали), но как быть с дикарями, ползающими в метро-2 или туннельными ужасами? А главное - возврат на поверхность, где и должен жить человек, практически исключен. Человечество загнано в туннели, мельчает и деградирует. Шансов на помощь извне также нет никаких:

— А ведь в других городах тоже метро есть? Ну было, по крайней мере, я слышал. Неужели больше нигде людей не осталось? Вы когда связистом работали, никаких сигналов не принимали?
— Нет, ничего не было. Но ты, парень, прав, в Ленинграде, к примеру, должны были люди спастись, у них станции в метрополитене глубоко залегали, некоторые ещё даже глубже, чем у нас тут. И устроено было так же. Помню, я туда ездил, когда молодой ещё был. У них там на одной линии выходов на пути не было, а стояли такие здоровенные железные ворота. Поезд приедет – и створки и у них вместе с дверями поезда открываются. Меня это очень тогда удивило, помню. Сколько не спрашивал – никто толком объяснить не мог, зачем оно так устроено. Один говорит – чтобы от наводнения защищало, другой – при строительстве на отделке сэкономили. А потом познакомился с метростроевцем одним, и он мне рассказал, что они пока эту линию строили, у них половину строительной бригады кто-то сожрал, да и в других бригадах тоже самое творилось. Только кости находили обглоданные и инструменты. Населению, понятное дело, ничего не сообщили, но двери эти чугунные по всей линии поставили, от греха подальше. А ведь это ещё когда было... Что уж там от радиации началось, и представить себе трудно.


В безумном подземном мире социальная жизнь является уродливой калькой с нынешней уродливой россиянской. Тут есть и ассоциация торговцев Ганза, государство фашистов "Четвертый Рейх" (расположено на станциях Тверская, Пушкинская и Чеховская), красную линию метро оседлали коммунисты-сталинисты, у Автозаводской базируются партизаны-троцкисты, в глубинах метро сатанисты роют яму в Ад, и лишь на Арбатской и Библиотеке Ленина горит огонек - там находится Полис, "государство" тех, кто бережет знания и информацию. Сталкеры Полиса поднимаются наверх, в библиотеку Ленина и с риском для жизни ищут книги.

В целом, мир прорисован, если не считать заскоков по поводу фашистов-коммунистов, достаточно неплохо. Есть там и совсем колоритные персонажи, узнаваемые сходу, как, например, московский либерал Михаил Порфирьевич, которого затем расстреляют поклонники Четвертого рейха. Правда, образы самих "фашистов" (как и махровых коммунистов, кстати) автору удались слабо, натянуто - сразу видно, что ни тех, ни вторых вживую он не видел и не общался.

Хотя книга местами подзатянута, читается она все равно легко и интересно. Да и конец у нее вполне классический - для своего жанра, разумеется.

Скачать книгу можно здесь: http://www.fenzin.org
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments