
Твое лицо, когда ты узнаешь о меди в Сибири
Алишер Бурханович Усманов - это не только красочный бухарский олигарх и коллекционер пошлых, гигантских яхт, стоимостью за полмиллиарда долларов. Усманов с 2008 года владеет правами на разработку Удоканского месторождения меди - крупнейшего в РФ и третьего по величине в мире из неразработанных. Сегодня в этой остросюжетной драме наметился новый и неожиданный, хаха, поворот. Точнее, все стандартно.
Если кто не в курсе, Удоканское месторождение (запасы 1,4 млрд тонн медной руды) находится в Забайкальском крае в 30 километрах от станции Новая Чара на Байкало-Амурской магистрали. Это формально недалеко от дороги, но места гиблые откровенно. По мысли фанатов Еврейской АО и знатоков географии из Кременчуга, в эти перди уже давно должны были вторгнуться непобедимые легионы НОАК, чтобы освободить их от кацапской оккупации (официальный пророк профильной церкви -
Байкальская горная компания, дочка "Металлоинвест" бухарского олигарха Алишера Усманова, с 2008 года получила лицензию на разработку этого месторождения (подробная история этого дела) и планировалось, что уже в 2013 году будет первая руда. Но не тут было. Выяснилось, что надо строить железную дорогу, теплоэлектростанцию, ЛЭП, завозить все от досок и гвоздей до машин, рабочих и т.п. агрегатов. Стало понятно, что заказать яхту в Германии или Италии на уворованные в РФ деньги - это одно, а разработать медное месторождение (да, оно довольно спефицическое) - немного иное.
Сегодня выяснилось, что проект опять внезапно удорожал. В 2015 году Усманов клялся "Путину", что за 5 миллиардов долларов (а тогда еще шли переговоры с китайцами и что-то мутил Внешэкономбанк) запустит сразу две очереди проекта. Первую - добыча открытым способом до 12 миллионов тонн руды в год, и вторую - добыча до 36 миллионов тонн руды, металлургические и электролизные производства для выпуска не менее чем 474 000 т катодной меди в год и 62 700 т медной катанки. Сама медь пойдет в Китай и на внутренние нужды, ибо в РФ медная ресурсная база на Урале реально истощается.
Стоимость первой очереди оценивалась в 2,1 миллиарда рублей. Прошел год, и первая очередь подорожала до 3,7 миллиардов долларов (237 миллиардов рублей). Сроки запуска работ на нем опять уехали - на 2021-2023 годы. Китайцы отказались финансировать проект, Внешэкономбанк уже не может, сам "Металлоинвест" Усманова в долгах по самые ноздри, все надежды на добрый государственный бюджет.
Но тут Усманов, КМК, явно прогадал - на повестке дня война в Сирии, минский процесс, вставание с колен. В общем, не до Удокана.