?

Log in

No account? Create an account

_devol_


Devol's Zeitschrift

Eile mit Weile


Previous Entry Share Next Entry
Люди не нужны II: индустрия
engl
_devol_


За последние 100 лет зависимость индустрии от человеческого труда снизилась на порядок. Сейчас в среднем до 75-85% всех производственных процессов уже автоматизировано, и этот показатель растет с каждым годом. Разумеется, есть отрасли где процесс идет быстрее, а есть те, где этот коэффициент уже достиг 90% и даже выше.

Если взять такую консервативную отрасль как металлургия (относительно консервативную, порядок смены технологических укладов в ней укладывается в ступеньку в 20-30 лет), то в 1910 году на сталеплавильном заводе в США (самой передовой стране тогда на планете) с объемом производства в 1 миллион тонн стали (беру с коэффициентом, надеюсь это понятно) было занято от 15 до 20 тысяч человек. Плюс-минус, скорее даже больше.

Сейчас крупнейший в США и 15-й по величине в мире производитель стали United States Steel Corporation (основана в 1901 году, по образцу заводов этой компании строился Магнитогорский меткомбинат, кстати) производит совокупно на своих предприятиях (не только в США) около 20 миллионов тонн стали и имеет выручку в 11,5 миллиардов долларов. Общая численность сотрудников компании по всему миру составляет около 36-37 тысяч человек (при этом далеко не все из них - это производственный штат). Получается, что в этой компании на 1 миллион тонн стали приходится около 1800 человек штата в среднем. Это почти в 10 раз меньше, чем век назад. При этом на 1 сотрудника американской корпорации приходится ежегодно почти 311 тысяч долларов выручки.

Однако, United States Steel Corporation не самая продвинутая компания в области черной металлургии в мире. Возьмем самую крупную в мире сталелитейную компанию - люксембургскую ArcelorMittal с годовым объемом производства до 100 миллионов тонн стали и стальной продукции. Выручка - около 64 миллиардов долларов, штат по всему миру - 210 тысяч человек. При этом штат свой компания активно сокращает, ибо "нахватала" в свое время совершенно разные активы (например, после приобретения украинской Криворожстали штат этого комбината был сокращен с 60 до 30 тысяч человек). В итоге на 1 миллион тонн стали приходится чуть более 2100 человек штата, а на каждого сотрудника ArcelorMittal "падает" доля от совокупной выручки концерна в 305 тысяч долларов. Показатели очень близки к United States Steel Corporation.

Один из лидеров в мировой черной металлургии - это южнокорейская корпорация POSCO. 42 миллиона тонн стали и стальной продукции годового производства, выручка в 61 миллиард долларов, около 29 000 сотрудников по всему миру. 1 миллион тонн продукции приходится на 1450 штатных сотрудника и на каждого из них приходится примерно 520 тысяч долларов выручки в год.

Советские насекомые гордятся тем, что благодаря сталинской "индустриализации" СССР в 1939 году увеличил производство черных металлов более чем в 4 раза по сравнению с "отсталой царской Россией" образца 1913 года - около 17,5 миллионов тонн против 4 миллионов тонн стали. За этот же период (с 1921 по 1939 годы) крошечная Финляндия без всяких сказочных джугашвилевых, колгозов, комиссаров и "самого передового в мире учения" увеличила производство стали в... 8 раз.

Сейчас финский концерн Outokumpu (основан в 1932 году) производит (данные 2015 года) около 2,4 миллионов тонн стальной продукции (в основном в виде проката), имеет выручку в 6,4 миллиарда евро и штат компании составляет около 11 тысяч сотрудников по всему миру. Грубо говоря, на 1 миллион тонн продукции с высокой добавленной стоимостью финская компания "содержит" штат в 4,6 тысяч человек, но при этом на каждого сотрудника приходится годовая выручка в размере 582 тысяч евро! Это почти в 2 раза выше, чем у United States Steel Corporation (но никакого секрета нет, повторю еще раз - продукция финской компании приводится в объеме продукта с повышенной добавленной стоимостью - т.е. проката, а не готовой стали - crude steel).


Можно еще побегать по списку крупнейших сталепроизводителей в мире, у кого-то эффективность будет выше, у кого-то ниже, но сейчас на 1 штатного сотрудника сталелитейной компании в мире приходится несколько сотен тысяч долларов годовой выручки и примерно 450-650 тонн стали в товарном весе. При этом надо понимать, что непосредственно производственные кадры (т.е. дяди в цехах) в штатах у компаний занимают где-то 50-60% от силы. Остальное - офисные клерки, сотрудники филиалов, управляющей компании, люди в логистике, снабжении, маркетинге, аналитике и так далее.

Какова же мировая тенденция? Она проста - уменьшение штата и повышение эффективности. За счет чего? Прежде всего, за счет внедрения новых технологий, нового оборудования и автоматизации процессов.

В каком состоянии сейчас черная металлургия РФ? Например, лидер отрасли - Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) олигарха Владимира Лисина с годовым производством 16 млн тонн стали и выручкой в 11 миллиардов долларов и штатом в 30 тысяч человек (данные за 2013 год и без учета NLMK Group). Это 520 тонн стали на одного сотрудника и 365 тысяч долларов годовой выручки. Это неплохо, это вполне на мировом уровне и даже выше (например, у ThyssenKrupp AG на 1 штатного сотрудника приходится что-то около 280 тысяч долларов выручки). Тем не менее, в ближайшие годы НЛМК будет... правильно, сокращать свой штат. Хотя и не афиширует этого (типа, социальная ответственность рулит).

Другая российская компания - "Северсталь", например, имея годовое производство в 14 миллионов тонн стали и выручку в 14 миллиардов долларов, сократила штат своих двух основных российских производственных дивизионов - "Российская Сталь" и "Северсталь Ресурс" с 67 тысяч человек в 2011 году до 59 тысяч человек в 2013 году. В 2014 году численность персонала этих двух дивизионов снизилась еще до 53 тысяч человек - 39 тысяч в "Северсталь Российская сталь" и 14 с небольшим тысяч в "Северсталь Ресурс". Сокращение продолжилось и в следующие годы, сейчас совокупная численность сотрудников двух дивизионов уже меньше 50 тысяч человек и получается, что за 5 лет олигарх Алексей Мордашов избавился от 18-20 тысяч сотрудников (чуть менее трети первоначального на 2011 год штата). Понятно, что цели благие:

По словам представителей компании, речь не идет о простом сокращении штата — места освобождаются за счет повышения автоматизации, общей эффективности производства и в последнюю очередь в результате оптимизации численности сотрудников.

В некоторых отраслях все жестче. Например, в алюминиевой отрасли рубка штатов идет еще более бодро (там как пример была Alcoa и РУСАЛ).

Поэтому когда евразийские дурачки плачутся о том, что дескать "некому в россиюшке работать", мол, надо завозить таджиков и других "друзей Сапожника", а еще им не хватает "квалифицированных кадров" и вообще пора "ставить офисную плесень к станку", хочется дико и злорадно смеяться. Опоздали. На интеллектуальную помойку строем шагают и откровенно сумасшедшие персонажи, навроде заведующей лабораторией миграции населения Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанны Зайончковской. Полоумная тетенька 6 лет назад живописала ужасы "демографической ямы" и необходимость в спасительном "неквалифицированном труде".

Тогда как везде в мире и в РФ в частности, неквалифицированный труд уже маргинализирован и экономически невостребован, а квалифицированный дорожает при одновременно низком количественном спросе (роботы побеждают, да). Грубо говоря, профессиональные рабочие, инженеры и технологи становятся штучным товаром, а потребность даже такой консервативной отрасли как черная металлургия в них падает и будет далее падать. Каждая МНЛЗ (машина непрерывного литья заготовки) с дуговой печкой избавляет от работы пару-тройку-пятерку сотен "гаврил" в горячем цехе.

В индустрии с каждым годом потребность в людях падает. Собственно, как и везде. Сельским хозяйством в западной Европе занимается от силы 2-3-4% от экономически активного населения (в ФРГ - около 1%), индустрией - 15-20% (в ФРГ - 25% в 2014 году и 33% в 1998 году).

Миру не нужны ни новые "великие аграрные державы", ни новые "великие промышленные нации". Люди вообще в производстве уже не нужны и с каждым годом их занятость там будет лишь снижаться. Те, кто не успеют в этом марафоне, сойдут с дистанции.

P.S. Очень хорошая и дельная статья из 2014 года.






  • 1
Вопрос: эффективен ли аутсорсинг для России? В США плотность населения в индустриальных центрах выше, дороги лучше и, вообще, логистическое плечо ниже.

Я недавно был в Череповце и охренел, в городе нет маршруток. Ну, вот вообще! Одной автоколонной как-то живут и трамваем. При этом, цены на проезд ниже (правда, я с Мурманском сравнивал).


>> Вообще, вся экономика уже устарела. :) <<

Рок-энд-Ролл мёртв, а мы ещё нет :)

Мне вот по-человечески обидно. Я всю жизнь хотел стать писателем, но, понимаю, что опоздал. Я - не гений, средненький такой графоман, но, судя по прочитанным мною книгам (Лукьяненко, Перумов), авторы которых тоже не Пушкины, ещё 20-30 лет назад вполне мог бы издаться. А сейчас только и остаётся, что писать в ЖЖ для души, да в конкурсах разных участвовать. А всё потому, что «середнячки» и «просто хорошие» уже не требуются. Если мне нравится фэнтэзи, то одного Пратчетта читать, не перечитать. А уж сколько Желязны написал – ууууу! У меня в читалку полное собрание его сочинений закачено. Его, да Саймака. Там прорва текстов. Среднему читателю на всю жизнь хватит. Ну, и на фига современному потребителю живые середняки, когда доступны сочинения мёртвых гениев? Остаётся переходить к следующей фазе - начинать платить, чтобы меня читали!

В 2014 году я у себя в ЖЖ написал статейку (а-ля крик души) на эту тему. Отослал её правым и левым блогерам на «прокомментировать». Правые не отреагировали. Левым я благодарен, столько комментов написали; но они проблемы в упор не видят. Их аргументы показались мне неубедительными. Как я лично понял, они пытались меня убедить, что эксплуататору выгоднее эксплуатировать сотню гастров с лопатами, чем одного квалифицированного работягу с экскаватором. Однако из той же логики присваивания прибавочной стоимости выходило, что две сотни гастров вообще без лопат будут ещё прибыльнее. Пусть, руками землю роют. Товарищи-марксисты подтвердили, что так всё и есть, прибыльнее! Это несколько отдалило меня от товарищей-марксистов.

А можно сслыку на статью?

Если хозяин данного блога не будет возражать, то вот: http://kirillkrm.livejournal.com/14899.html

Нет, не против, очень толковая статья.

Благодарю. Сейчас по старой памяти перечитал. Написал, конечно, кое-где хрени, но чего уж поделать. Забавно наблюдать за собой прошлым.

хаха, про роют руками в точку!

Когда я в ЖЖ несколько лет белогандонникам говорил, что даже такая сфера как ЖКХ не требует орд кишлачников, один фиг они все делают плохо и некачественно, они верещали, что я "ноцист" и "Девол хочет убивать людей". Серьезно. Ну Страна Дураков, что поделать.

У меня в Питере на раёне (хоть и достаточно парадно-показательном) этой зимой заменили таджиков на мужиков на тракторах. Вот это было круто конечно, пару раз только зимние ботинки-говнодавы надевал (по меркам Петербурга это понятно что значит).
Тут писали что поумнение достигло небывалых высот и на следующую зиму на Васильевском будут посыпать по финскому примеру гранитной крошкой, вместо песка. Катимся в бездны фашизма, однозначно.

Да, прогресс неумолим. :) Три года назад за такое толерантные люди записывали однозначно в фашшизды.

>мужиков на тракторах
Вот удваиваю этого господина. Я сам офигел как в середине 2015, внезапно все равшаны испарились, а вместо них стал ездят трактор с метлами.

>орд кишлачников
У нас во дворе в Питере, все равшаны пропали где-то в середине 2015, их местно заняли местные жители, тогда же управляющая компания закупила автоуборщики для двора, теперь вместо часа махания метлой, в 5 утра проезжает местный Вася на автоуборщике и вычищает весь двор лучше чем 10 Равшанов за 10 минут.

Как на окраинах города не знаю, говорю про Васильевский остров.

В Череповце отсутствие маршруток - позиция мэрии. На самом деле не обходятся тут одной автоколонной; кажется, большая часть маршрутов - в частных компаниях (как достаточно крупных вроде "Новотранса", так и ИП), автоколонна держит преимущественно убыточные маршруты, за это муниципалитет кое-как закупает им автобусы (хуже, чем у частного "Новотранса", использующего шведское старьё, которое всё равно лучше каких-нибудь лиазов) и дотирует бензин.
Трамвай в Череповце достаточно ущербен - одна ветка и одно небольшое кольцо. Он должен был быть достроен по плану во второй половине 80-х и 90-х до нормальной сети, но увы и ах, так и живет в обрубленной форме. Трафик там вроде бы не ахти какой, около 8-9 млн пассажиров в год.

Прошу прощения за офф-топик. Кстати, трамваи тоже уже можно постепенно автоматизировать, хе-хе.

Спасибо за подробности. С автоколонной, значит, я погорячился, но видеть город без маршруток было дико.

Однако сам Череповец мне даже понравился. Есть достопримечательности. Тот же Дворец Химиков, ну, до того уродливое здание, что даже симпатичное, интересное.

Не за что. И слава Богу, что этих скотовозок нет.

От Череповца мало что осталось, на месте ~60 кварталов старого города бесконечный брежневский район, пощадили одну-две улицы только.

  • 1