?

Log in

No account? Create an account

_devol_


Devol's Zeitschrift

Eile mit Weile


Previous Entry Share Next Entry
Люди не нужны II: индустрия
engl
_devol_


За последние 100 лет зависимость индустрии от человеческого труда снизилась на порядок. Сейчас в среднем до 75-85% всех производственных процессов уже автоматизировано, и этот показатель растет с каждым годом. Разумеется, есть отрасли где процесс идет быстрее, а есть те, где этот коэффициент уже достиг 90% и даже выше.

Если взять такую консервативную отрасль как металлургия (относительно консервативную, порядок смены технологических укладов в ней укладывается в ступеньку в 20-30 лет), то в 1910 году на сталеплавильном заводе в США (самой передовой стране тогда на планете) с объемом производства в 1 миллион тонн стали (беру с коэффициентом, надеюсь это понятно) было занято от 15 до 20 тысяч человек. Плюс-минус, скорее даже больше.

Сейчас крупнейший в США и 15-й по величине в мире производитель стали United States Steel Corporation (основана в 1901 году, по образцу заводов этой компании строился Магнитогорский меткомбинат, кстати) производит совокупно на своих предприятиях (не только в США) около 20 миллионов тонн стали и имеет выручку в 11,5 миллиардов долларов. Общая численность сотрудников компании по всему миру составляет около 36-37 тысяч человек (при этом далеко не все из них - это производственный штат). Получается, что в этой компании на 1 миллион тонн стали приходится около 1800 человек штата в среднем. Это почти в 10 раз меньше, чем век назад. При этом на 1 сотрудника американской корпорации приходится ежегодно почти 311 тысяч долларов выручки.

Однако, United States Steel Corporation не самая продвинутая компания в области черной металлургии в мире. Возьмем самую крупную в мире сталелитейную компанию - люксембургскую ArcelorMittal с годовым объемом производства до 100 миллионов тонн стали и стальной продукции. Выручка - около 64 миллиардов долларов, штат по всему миру - 210 тысяч человек. При этом штат свой компания активно сокращает, ибо "нахватала" в свое время совершенно разные активы (например, после приобретения украинской Криворожстали штат этого комбината был сокращен с 60 до 30 тысяч человек). В итоге на 1 миллион тонн стали приходится чуть более 2100 человек штата, а на каждого сотрудника ArcelorMittal "падает" доля от совокупной выручки концерна в 305 тысяч долларов. Показатели очень близки к United States Steel Corporation.

Один из лидеров в мировой черной металлургии - это южнокорейская корпорация POSCO. 42 миллиона тонн стали и стальной продукции годового производства, выручка в 61 миллиард долларов, около 29 000 сотрудников по всему миру. 1 миллион тонн продукции приходится на 1450 штатных сотрудника и на каждого из них приходится примерно 520 тысяч долларов выручки в год.

Советские насекомые гордятся тем, что благодаря сталинской "индустриализации" СССР в 1939 году увеличил производство черных металлов более чем в 4 раза по сравнению с "отсталой царской Россией" образца 1913 года - около 17,5 миллионов тонн против 4 миллионов тонн стали. За этот же период (с 1921 по 1939 годы) крошечная Финляндия без всяких сказочных джугашвилевых, колгозов, комиссаров и "самого передового в мире учения" увеличила производство стали в... 8 раз.

Сейчас финский концерн Outokumpu (основан в 1932 году) производит (данные 2015 года) около 2,4 миллионов тонн стальной продукции (в основном в виде проката), имеет выручку в 6,4 миллиарда евро и штат компании составляет около 11 тысяч сотрудников по всему миру. Грубо говоря, на 1 миллион тонн продукции с высокой добавленной стоимостью финская компания "содержит" штат в 4,6 тысяч человек, но при этом на каждого сотрудника приходится годовая выручка в размере 582 тысяч евро! Это почти в 2 раза выше, чем у United States Steel Corporation (но никакого секрета нет, повторю еще раз - продукция финской компании приводится в объеме продукта с повышенной добавленной стоимостью - т.е. проката, а не готовой стали - crude steel).


Можно еще побегать по списку крупнейших сталепроизводителей в мире, у кого-то эффективность будет выше, у кого-то ниже, но сейчас на 1 штатного сотрудника сталелитейной компании в мире приходится несколько сотен тысяч долларов годовой выручки и примерно 450-650 тонн стали в товарном весе. При этом надо понимать, что непосредственно производственные кадры (т.е. дяди в цехах) в штатах у компаний занимают где-то 50-60% от силы. Остальное - офисные клерки, сотрудники филиалов, управляющей компании, люди в логистике, снабжении, маркетинге, аналитике и так далее.

Какова же мировая тенденция? Она проста - уменьшение штата и повышение эффективности. За счет чего? Прежде всего, за счет внедрения новых технологий, нового оборудования и автоматизации процессов.

В каком состоянии сейчас черная металлургия РФ? Например, лидер отрасли - Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) олигарха Владимира Лисина с годовым производством 16 млн тонн стали и выручкой в 11 миллиардов долларов и штатом в 30 тысяч человек (данные за 2013 год и без учета NLMK Group). Это 520 тонн стали на одного сотрудника и 365 тысяч долларов годовой выручки. Это неплохо, это вполне на мировом уровне и даже выше (например, у ThyssenKrupp AG на 1 штатного сотрудника приходится что-то около 280 тысяч долларов выручки). Тем не менее, в ближайшие годы НЛМК будет... правильно, сокращать свой штат. Хотя и не афиширует этого (типа, социальная ответственность рулит).

Другая российская компания - "Северсталь", например, имея годовое производство в 14 миллионов тонн стали и выручку в 14 миллиардов долларов, сократила штат своих двух основных российских производственных дивизионов - "Российская Сталь" и "Северсталь Ресурс" с 67 тысяч человек в 2011 году до 59 тысяч человек в 2013 году. В 2014 году численность персонала этих двух дивизионов снизилась еще до 53 тысяч человек - 39 тысяч в "Северсталь Российская сталь" и 14 с небольшим тысяч в "Северсталь Ресурс". Сокращение продолжилось и в следующие годы, сейчас совокупная численность сотрудников двух дивизионов уже меньше 50 тысяч человек и получается, что за 5 лет олигарх Алексей Мордашов избавился от 18-20 тысяч сотрудников (чуть менее трети первоначального на 2011 год штата). Понятно, что цели благие:

По словам представителей компании, речь не идет о простом сокращении штата — места освобождаются за счет повышения автоматизации, общей эффективности производства и в последнюю очередь в результате оптимизации численности сотрудников.

В некоторых отраслях все жестче. Например, в алюминиевой отрасли рубка штатов идет еще более бодро (там как пример была Alcoa и РУСАЛ).

Поэтому когда евразийские дурачки плачутся о том, что дескать "некому в россиюшке работать", мол, надо завозить таджиков и других "друзей Сапожника", а еще им не хватает "квалифицированных кадров" и вообще пора "ставить офисную плесень к станку", хочется дико и злорадно смеяться. Опоздали. На интеллектуальную помойку строем шагают и откровенно сумасшедшие персонажи, навроде заведующей лабораторией миграции населения Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанны Зайончковской. Полоумная тетенька 6 лет назад живописала ужасы "демографической ямы" и необходимость в спасительном "неквалифицированном труде".

Тогда как везде в мире и в РФ в частности, неквалифицированный труд уже маргинализирован и экономически невостребован, а квалифицированный дорожает при одновременно низком количественном спросе (роботы побеждают, да). Грубо говоря, профессиональные рабочие, инженеры и технологи становятся штучным товаром, а потребность даже такой консервативной отрасли как черная металлургия в них падает и будет далее падать. Каждая МНЛЗ (машина непрерывного литья заготовки) с дуговой печкой избавляет от работы пару-тройку-пятерку сотен "гаврил" в горячем цехе.

В индустрии с каждым годом потребность в людях падает. Собственно, как и везде. Сельским хозяйством в западной Европе занимается от силы 2-3-4% от экономически активного населения (в ФРГ - около 1%), индустрией - 15-20% (в ФРГ - 25% в 2014 году и 33% в 1998 году).

Миру не нужны ни новые "великие аграрные державы", ни новые "великие промышленные нации". Люди вообще в производстве уже не нужны и с каждым годом их занятость там будет лишь снижаться. Те, кто не успеют в этом марафоне, сойдут с дистанции.

P.S. Очень хорошая и дельная статья из 2014 года.






  • 1
Очень интересная статья. Спасибо.

Несколько комментариев:
1. Я считаю, помимо сказанного Вами, важной причиной сокращения численности работников является аутсорсинг, который зачастую проводится под лозунгом: «Повышение производительности труда во имя повышения производительности труда». Я работаю в группе компаний по добыче минеральных удобрений. Тоже идут массовые увольнения, но они зачастую «фиктивные». Функции отдаются на аутсорсинг, но так как добыча и производство расположены в отдаленных моногородах, найти квалифицированных и дешёвых подрядчиков бывает сложно. Приходится создавать дочки (я в одной такой дочке и тружусь). Бывший начальник цеха становится генеральным директором, цеховой экономист зам. директором по экономике, нанимается новый бухглатер и т.д. На мой взгляд, эффективность аутсорсинга «с российским колоритом» крайне сомнительна и, скорее, напоминает «институт кормления» при Иване Грозном, когда считалось, что чиновнику вообще не надо платить зарплату, а нужно дать нишу (волость) и пущай с неё кормится.

Челобитная: Дорогой Царь-Батюшка (генеральный директор), ежедневно на фабрику твою рабочих автобусами возят. Водилы автобусов в штате твоего царства числятся, в результате производительность труда падает. Басурмане-советники в совете директоров недовольны. Надо бы на аутсорсинг перевозки людей вывезти, но Москва от фабрики далече, нет здесь фирм знающих. Отдай мне автоцех в кормление вместе с водилами, автобусами и механиками; я, как вассал твой верный, работяг до фабрики возить буду. Почти за те же деньги. А тебе, Царь, радость великая будет! Производительность труда на тонну руды вырастет!

И всё бы ничего, но Царь-Батюшка не желает тратить на дочку сильно больше, чем он тратил на автоцех. В результате его верный князюшка начинает снижать зарплаты водилам или нанимает гасторбайтеров (иначе ему свою зарплату не впихнуть + новый штат управленцев). Нелегалы – это вообще радость! Как нелегалы они ни в каких списках не числятся! Было по штату 100 работяг. Осталось 10! Производительность труда выросла на порядок. Вот оно счастье! А то, что по цехам ещё 150 нелегалов бродит – так, кто их считает!?

Возможно, в Вашем примере по Северстали такая же картина. Тупо перебрасывают затраты из одной статьи в другую. У меня все разговоры о необходимости роста производительности труда вызывают зубовный скрежет. Недавняя «дискуссия» по этому поводу ВВП с Кудриным – реально разговор двух людоедов.

2. Я считаю, автоматизация производства это только начало. На очереди сфера услуг и торговля. В принципе, кассиров уже начинают замещать автоматами, а обычные магазины не скоропортящихся продуктов постепенно вытесняет Интернет-торговля. Окажется, люди вообще не нужны. Ни в производстве, нигде. И это касается и представителей интеллектуальных профессий. Не исключаю, что со временем «автоматизируют» труд школьного учителя. Я, например, в школе английский не выучил. Так сейчас смотрю лекции на Youtube и делаю упражнения на сайтах; за год добился большего прогресса, чем за 11 лет в школе. Если бы я не был такой ленивой задницей, то уже вполне мог бы играть в компьютерные игры на языке оригинала. Лекторов тоже на фиг из университетов! Найти с десяток с хорошо поставленной дикцией, лекции записать, а затем на доску аудитории с помощью проектора выводить… хотя… даже проектора и аудитории не надо. Пусть, дома с компа смотрят. Вопросы возникнут, пусть, на email отсылают.

Но тут такая проблема. Если люди не нужны, как рабочие. Они же необходимы как потребители? Для кого машины работать будут?

Спасибо!

1. Да, аутсорсинг. Например, в советские годы на каком-нибудь заводе "Серп и Молот" в Москве один только "транспортный цех" (условно пишу) имел штат в полторы тысячи рыл. Транспортный цех на Череповецком метзаводе можете сами себе представить. Все это порезано и ушло на аутсорс. Собственно, в США это проходили в 60-70-е годы.

2. Именно. Устарело все. Устарела система образования, профильного и общего. Сфера услуг - это пипец. Уже сейчас можно сажать на кассы в магазины роботов вместо тупых существ, которые постоянно лажают.

Вообще, вся экономика уже устарела. :)

Вопрос: эффективен ли аутсорсинг для России? В США плотность населения в индустриальных центрах выше, дороги лучше и, вообще, логистическое плечо ниже.

Я недавно был в Череповце и охренел, в городе нет маршруток. Ну, вот вообще! Одной автоколонной как-то живут и трамваем. При этом, цены на проезд ниже (правда, я с Мурманском сравнивал).


>> Вообще, вся экономика уже устарела. :) <<

Рок-энд-Ролл мёртв, а мы ещё нет :)

Мне вот по-человечески обидно. Я всю жизнь хотел стать писателем, но, понимаю, что опоздал. Я - не гений, средненький такой графоман, но, судя по прочитанным мною книгам (Лукьяненко, Перумов), авторы которых тоже не Пушкины, ещё 20-30 лет назад вполне мог бы издаться. А сейчас только и остаётся, что писать в ЖЖ для души, да в конкурсах разных участвовать. А всё потому, что «середнячки» и «просто хорошие» уже не требуются. Если мне нравится фэнтэзи, то одного Пратчетта читать, не перечитать. А уж сколько Желязны написал – ууууу! У меня в читалку полное собрание его сочинений закачено. Его, да Саймака. Там прорва текстов. Среднему читателю на всю жизнь хватит. Ну, и на фига современному потребителю живые середняки, когда доступны сочинения мёртвых гениев? Остаётся переходить к следующей фазе - начинать платить, чтобы меня читали!

В 2014 году я у себя в ЖЖ написал статейку (а-ля крик души) на эту тему. Отослал её правым и левым блогерам на «прокомментировать». Правые не отреагировали. Левым я благодарен, столько комментов написали; но они проблемы в упор не видят. Их аргументы показались мне неубедительными. Как я лично понял, они пытались меня убедить, что эксплуататору выгоднее эксплуатировать сотню гастров с лопатами, чем одного квалифицированного работягу с экскаватором. Однако из той же логики присваивания прибавочной стоимости выходило, что две сотни гастров вообще без лопат будут ещё прибыльнее. Пусть, руками землю роют. Товарищи-марксисты подтвердили, что так всё и есть, прибыльнее! Это несколько отдалило меня от товарищей-марксистов.

А можно сслыку на статью?

Если хозяин данного блога не будет возражать, то вот: http://kirillkrm.livejournal.com/14899.html

Нет, не против, очень толковая статья.

Благодарю. Сейчас по старой памяти перечитал. Написал, конечно, кое-где хрени, но чего уж поделать. Забавно наблюдать за собой прошлым.

хаха, про роют руками в точку!

Когда я в ЖЖ несколько лет белогандонникам говорил, что даже такая сфера как ЖКХ не требует орд кишлачников, один фиг они все делают плохо и некачественно, они верещали, что я "ноцист" и "Девол хочет убивать людей". Серьезно. Ну Страна Дураков, что поделать.

У меня в Питере на раёне (хоть и достаточно парадно-показательном) этой зимой заменили таджиков на мужиков на тракторах. Вот это было круто конечно, пару раз только зимние ботинки-говнодавы надевал (по меркам Петербурга это понятно что значит).
Тут писали что поумнение достигло небывалых высот и на следующую зиму на Васильевском будут посыпать по финскому примеру гранитной крошкой, вместо песка. Катимся в бездны фашизма, однозначно.

Да, прогресс неумолим. :) Три года назад за такое толерантные люди записывали однозначно в фашшизды.

>мужиков на тракторах
Вот удваиваю этого господина. Я сам офигел как в середине 2015, внезапно все равшаны испарились, а вместо них стал ездят трактор с метлами.

>орд кишлачников
У нас во дворе в Питере, все равшаны пропали где-то в середине 2015, их местно заняли местные жители, тогда же управляющая компания закупила автоуборщики для двора, теперь вместо часа махания метлой, в 5 утра проезжает местный Вася на автоуборщике и вычищает весь двор лучше чем 10 Равшанов за 10 минут.

Как на окраинах города не знаю, говорю про Васильевский остров.

В Череповце отсутствие маршруток - позиция мэрии. На самом деле не обходятся тут одной автоколонной; кажется, большая часть маршрутов - в частных компаниях (как достаточно крупных вроде "Новотранса", так и ИП), автоколонна держит преимущественно убыточные маршруты, за это муниципалитет кое-как закупает им автобусы (хуже, чем у частного "Новотранса", использующего шведское старьё, которое всё равно лучше каких-нибудь лиазов) и дотирует бензин.
Трамвай в Череповце достаточно ущербен - одна ветка и одно небольшое кольцо. Он должен был быть достроен по плану во второй половине 80-х и 90-х до нормальной сети, но увы и ах, так и живет в обрубленной форме. Трафик там вроде бы не ахти какой, около 8-9 млн пассажиров в год.

Прошу прощения за офф-топик. Кстати, трамваи тоже уже можно постепенно автоматизировать, хе-хе.

Спасибо за подробности. С автоколонной, значит, я погорячился, но видеть город без маршруток было дико.

Однако сам Череповец мне даже понравился. Есть достопримечательности. Тот же Дворец Химиков, ну, до того уродливое здание, что даже симпатичное, интересное.

Не за что. И слава Богу, что этих скотовозок нет.

От Череповца мало что осталось, на месте ~60 кварталов старого города бесконечный брежневский район, пощадили одну-две улицы только.

  • 1