?

Log in

No account? Create an account

_devol_


Devol's Zeitschrift

Eile mit Weile


Previous Entry Share Next Entry
Немного о Великом шелковом пути и скучной логистике
engl
_devol_
В ЖЖ обсуждают мега-тему создания (в очередной раз) толкиновского "Великого шелкового пути" в Европу через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию из Китая. Либералы радостно регочут, предвкушая поражение Рашки-Засрашки, потреотики вяло сопротивляются. Между тем, дело банально в географии.

В рамках этого проекта в течение 2016 года запланировано транспортировать через территорию Грузии первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы, а также предусматривается с будущего года начать перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу. "Таким образом, Грузия вновь возвратится к тому традиционному историческому торговому пути, который называется "Шелковым путем", - заявил Сулаберидзе.

Историки и пропагандисты ненавидят логистику. Логистика - это страшная вещь. Историк и пропагандист живут в смешном, забавном и интересном мире, где по стенкам маршируют многосоттысячные армии, контейнеры чингисханами летают по воздуху и повсюду расцветают всеми цветами радуги фентезийные "великие шелковые пути". О (вос)создании этого "нечто" я слышу уже лет 20, если не более. Треп идет постоянный, тон в северной Евразии был, кажется, задан еще в советскую эпоху. Как не сложно догадаться, кроме трепа ничего нет до сих пор. Почему?

Несколько скучных цифр. Стоимость доставки сорокафутового контейнера (FEU) весом в 9600 килограммов из Шанхая в Гамбург весной текущего года по морю составляла около 3000 долларов. Железнодорожным транспортом - около 8000 долларов. По морю средняя скорость доставки контейнера колебалась в пределах 30-60 дней, в узком диапазоне - 35-50 дней. Железной дорогой скорость выше - до 10-15 - 25 дней (в широком диапазоне).

Поэтому железной дорогой имеет смысл гнать только скорые посылки DHL, например, а также товары и комплектующие, которые "выдержат" увеличение расходов. С учетом того, что цены на морскую доставку в этом году снизились, то победы "шелкового пути" через Евразию я не вижу от слова никак. Ну, что такое поставка нескольких тысяч контейнеров, о чем радостно верещат наивные грузины, если в 2014 году Maersk Line перевез по морю 2,4 миллиона сорокафутовых контейнеров (FEU), не считая других форматов (TEU и так далее)? Ну, смешно же, ей-Богу.

Евразия - это логистический тупик, запомните. Не важно, РФ, Казахстан или еще что-то. Это континент, который для мировой торговли на хер не нужен, в лучшем случае оттуда организуется вывоз сырья и завоз небольшого относительно его объемов ширпотреба. И на этом все! Объемы перевозок контейнеров между Азией (в том числе, КНР) и Европой только в первом полугодии 2015 года составили 7,3 миллиона контейнеров (TEU).

Короче, заканчивайте курить чуйскую шмаль и придумывать "великие шелковые пути". Море рулит. :)



  • 1
Приводить какие-то рассчёты смешно. Это брак по любви, а не по рассчёту.

Транссиб с КВЖД на месте, было бы выгодно возить с Китая в Европу - давно бы возили.

Просто путинцы китайцев любят. Любят потому что в совке привыкли любить чужих. Любят потому что там настоящий НЭП как при дедушке Ленине, т.е. единственный работающий вариант "социалистической экономики". Любят просто как миф, потому что у таких режимов как наш должны быть "скачущие на помощь туареги". Ща они подсуетятся и нам вдобавок к падающей в цене нефти организуют ещё один источник доходов.

Энергомост же сделали почти? Вот и "шёлковый путь" сделают!

Edited at 2015-12-01 02:12 am (UTC)

Сравнили. Кабель средней паршивости и попытку обмануть географию и природу. :)

А Севморпуть?

Кмк, ВШП это просто еще одна лапа, которую китайцы запускают в СредАзию и Закавказ. Типа, ладно, будем через вас мала-мала возить, а вы за это открываете нам свои рынки и отдаете нам свое сырье.

А Севморпуть?

- хехе, издеваетесь? :)

Хм...а как там с шириной колеи дела?

До 700 бакинских летом цена за контейнер падала

(Deleted comment)
Ну, цифры красноречивы - до 12-14 миллионов контейнеров из КНР в Европу за год морем и несколько десятков тысяч по железке.


Конструктив )

Значит, нужно помочь евразийским товарищам. Сделать моря непригодными для перевозок. Пути к этому могут быть самыми разными, от тривиального (уничтожить американский флот и наводнить моря пиратами) до экзотических (изменить химический состав океанских вод, чтобы корабли растворялись во время плавания).

Но для начала я бы рекомендовал евразийским товарищам решить проблему с бездомными псами в своих городах и научиться хотя бы на троечку класть асфальт. А потом все и потянется. :)

Ну какое то сырье и полуфабрикаты типа тулупов и конской кожи из унутренней монголии возить можно... Хотя... Возить надо на фабрики шанхая а оттуда опять морем. бгг.
Т.е. логистика получается обратная. из центра континента на прибрежные фабрики китая а оттуда потребителям.

Евразия восточнее Волги и Каспия и вплоть до линии Приморский край - Китай и Индокитай - логистический мешок. Там бессмысленно что-то возить, перевозить и т.п. Максимум - перевозки простейшего сырья и завоз готового ширпотреба в скромных размерах.

Дмитрий, я вас уважаю, но вы сделали одну ошибку - вы представляете себе Китай в виде точки
А ведь от Урумчи до Шанхая больше 3200 км, а до Алматы 900 км

Если строить переработку и легкую промышленность в центре континента то никакой прибавочной стоимости не получишь. Товары с побережья всё равно будут дешевле. Остается возить сырье и полуфабрикаты на побережье.

Рискую показаться поклонником евразийского третьепутия, и всё же: развитие ЖД в евразийском направлении, если его и правда что поставить на грамотную логистическую основу, это будет первым осмысленным шагом нынешней власти (если избежать при этом зацеловывания в дёсны с "партнёрами", естественно что, и оставаться строго на уровне бизнес-отношений, без евразийской придури). Тут как минимум три важных фактора:

- транспортная безопасность. Море это известно чья вотчина, и наличие независимых внутренних путей сообщения чем дальше, тем более будет важно;

- общая недоразвитость ЖД в России, которая является одним из факторов дороговизны ЖД-сообщения. ЖД вынуждена держать дотационные направления и сохранять монополию (в отличие от коммерческих автоперевозчиков, хоть грузовых, хоть пассажирских, которые берут только окупаемые маршруты - каковой роскоши в ЖД нет в принципе, нужно содержать ВСЮ сеть, иначе она ВСЯ же и грохнется). Тут именно тот случай, когда кол-во перерастает в качество. Американский ЖД-бум в своё время хоть и вылился в пирамиду, и обвалился пузырём, но оставил после себя развитую инфраструктуру, которую несложно было поднять и реанимировать. У России с её географией подобной роскоши нет - а потому количественное развитие возможно лишь тупо госсредствами, при всех издержках в данном случае. Участие внешних бенефициариев, при всей их стрёмности, делает эту задачу хотя бы теоретически реализуемой. Т.е. - может и получиться, если повезёт :) ;

- ну, и сроки Вы сами упомянули. А если ещё и правда что случится чудо, и будет выстроена грамотная таможенная логистика, без многочисленных перегрузов и задержек (а ЖД, в отличие от морского транспорта, такую возможность предполагает хотя бы теоретически), то конечные транспортные издержки могут быть вполне сравнимы с морскими. А уж с учётом того, что в нынешнем спекулятивном маркетинге транспортные расходы есть не более чем какие-то там доли процента в себестоимости - побороться вполне стоит.

Но, да - тут самый большой вопрос именно в том, как именно это всё будет организованно. Если именно что с учётом логистики, во всех смыслах, то - смысл есть, и перспективы неплохие. Если как обычно - ну, тогда как обычно всё и будет, с распилами и присвистом.

Я тоже в свое время так думал. Потом - по долгу работы - ознакомился с этим получше. В принципе, транс-евразийская магистраль уже есть - это Транссиб с безумным БАМом. :) Магистраль имеет выход на железные дороги Китая и в принципе она возит грузы оттуда.

Но есть одно большое НО. Это пропускная способность. Сейчас заявленная пропускная способность Транссиба около 90-100 млн тонн грузов в год, БАМа - около 10. И весь этот объем уже выбран (в основном, перевозками сырья к портам на ДВ): http://eurasiancenter.ru/infrastructureexperts/20150505/1004085409.html

Уже второй десяток лет в РФ обсуждаются программы повышения пропускной способности до 55 и затем уже на 75 млн тонн грузов, чтобы система вышла на 175-185 млн тонн грузов в год. Затраты адские - порядка 560 млрд рублей. Например, нужно перешивать около 3500 км. дорог. Денег на это у государства тупо нет.
http://www.interfax.ru/business/404106
Естественно, не сделано почти ничего.

Ну, и какие были самые радужные планы еще в 2006 году? Вот они: Владимир Якунин подчеркивал, что РЖД планирует увеличить международные перевозки с участием Транссиба и БАМа, довести объем перевозок по этим двум магистралям до 1 млн контейнеров в ДФЭ в год. http://web.archive.org/web/20071031074523/http://www.expert.ru/articles/2006/09/27/transsib/

Всего-навсего 1 млн контейнеров в год в мечтах! Это притом, что по морю из Китая уходит до 12-16 млн контейнеров в год. Конкуренция...

Поэтому про железные дороги в Евразии можно просто забыть. Все это ерунда. В лучшем случае - вывоз сырья к портам и пунктам переработки. :)

Так ведь и западное побережье США изначально было тупиком, но с американским умом и руками, да с протестантской трудовой этикой во как Калифорния поднялась. Думающим людям все обстоятельства на руку.
Особенно лично меня досада берет по поводу Приморского края. Там ведь замечательный климат и природные условия, под носом китайский и японские рынки(на секундочку 2 и третья экономики мира), железная дорога до Москвы, ресурсы и т.д., а на выходе - глушь(пускай даже Владивосток по меркам России процветает, но это крохи).
Так или иначе надо работать и думать, а там глядишь и логистический тупик станет перекрестком всех дорог. Конечно америка не сразу строилась, так что если глобально что и изменится то и в правду что лет через 50. С другой стороны процессы - то нынче ускоряются.
Но царь Николас конечно был очень прозорлив в своем стремлении к Индийскому океану и Проливам.

Ха-ха... Я когда в первый раз оказался в Владивостоке, просто был поражен потенциалом города. Это второй Сан-Франциско. Но во что его превратили! Загаженный, заблеванный, ходит гопота толпами, убогая городская инфраструктура, нет ни единого представления о планировании городской застройки...

Что касается логистики. Как сейчас не знаю, но ранее, например, вся электроника официально завозилась в Приморье через... финскую Котку. То есть, контейнеры из Китая шла в Европу, там шли в финскую Котку, оттуда в РФ, и по железке в Владивосток. А все почему? Потому что в Москве страшно боятся, если у региона будет какая-то экономическая самостоятельность. Поэтому все 90-е и нулевые годы край сидел при нехватке электроэнергии, воды, ливневки и так далее.

Умные люди купили себе квартиры и дома в китайской "Дуньке" и оттуда делали бизнес по-серому. :)

Великий Шёлковый Путь был актуален, пока было неразвито мореплавание :)
То есть, грубо говоря, века до 15го, максимум 16го.
Но сейчас?Хм...

Скажу по секрету, что ВШП никогда не был актуален и никогда - кроме как в сказках - и не существовал. :)

  • 1