?

Log in

No account? Create an account

Вт, 25 авг, 2037, 15:44 Верхняя запись
Для тех, кто в этом блоге впервые.

Привет! Если Вы случайно забрели в этот блог и хотели бы понять, кому он принадлежит и зачем нужен, то в кратце ситуация такова:

Меня зовут Ольга и я психолог-психотерапевт. Этот блог начинался давным-давно просто как сборник цитат из классиков терапии и других интересных товарищей, однако последнее время мне больше интересно записывать сюда мысли и соображения, которые возникают у меня в процессе работы.


Если совершенно случайно Вы сейчас находитесь в поиске психолога, и думаете о том, подходящий ли я для Вас человек,то вам сюдаСвернуть )

Ср, 5 сент, 2018, 13:45
Междуделом-9. Про самооценку, физику, психику и части речи.

Начнем с того, что само по себе слово "самооценка" ужасно дезориентирующее. Во-первых, так уж к несчастью множества людей сложилось, что это существительное. А существительными мы чаще всего обозначаем предметы. А предметы существуют в физическом, зримом мире. И вот о явлении незримой психической реальности принято рассуждать в метафорах, соотнесенных с предметным миром, что само по себе здорово уводит от сути дела. Во-вторых, вторая часть этого слова совсем никуда не годится. Создается впечатление, что это что-то про оценку, а где оценка - там, понятное дело, и оценивание. А где оценивание - там и шкалы, иначе как оценивать? А шкалы, как мы все помним, придумали древние физики и математики, чтобы разобраться все с теми же объектами и явлениями зримого мира.
Так представляемая «самооценка» хороша только для детей, которые внутри себя опираются на то, как видят их родители и как родители оценивают их поведение. Однако у хорошо чувствующих себя по жизни взрослых так быть не может поопределению. (Не буду объяснять, ладно? Это самоочевидно).
Как и в случае с ВПФ там ( в глубинах психики, ага:)) должна, по-видимому, происходить какая-то качественная трансформация, которая в большинстве случаев почему-то (хотя, конечно, понятно примерно почему) не происходит, и люди продолжают всю жизнь маяться о том, кто, что и почему о них вдруг подумает и как оценит их действия и достижения. В зависимости от этих внешних оценок (поддерживаемых, разумеется, сложившимися внутренними:) самооценка может упасть (как будто где-то была подвешена или стояла на полочке) или подняться (как будто где-то валялась). Ну, как предмет какой-то. Самооценка даже характеризуется обычно так, как будто ее померили линейкой - в зависимости от результатов измерений, самооценка разделяется в массовом сознании на высокую и низкую))
Если же думать о психике как о живом целом, постоянно двигающемся, изменяющемся, развивающемся и разворачивающемся в нескольких измерениях и отбросить метафоры, связанные с нашими представлениямио физическом, предметном мире, то становится понятно, что и нормальная самооценка - это что-то процессуальное, изменяющееся, живое, другими словами, какая-то внутренняя, хорошая в хорошем смысле слова, продуктивная деятельность.

Сейчас я вижу это так: нормальная самооценка = саморефлексия + осознанность.
Тут должен по идее начаться разговор о жизненных смыслах и ценностях, но это уже совсем другая история.

Пн, 13 авг, 2018, 15:59
Междуделом-8.

Средневековье и современность в пространстве субъективной реальности.

Невероятно, но факт. Оказывается в наш 21 век, когда космические корабли избороздили просторы вселенной, цифровые технологии прочно вошли в повседневную жизнь, когда мы носим компьютеры в карманах, а деревня постепенно становится новым модным увлечением для хипстеров, когда … Извините, увлеклась. Ну вы, короче, поняли, так вот. В наше продвинутое во всех отношениях время средневековый аргумент "он не пьет и не курит" все еще считается не просто необходимым, но и вполне достаточным для замужества у достаточно широких масс женской общественности… Каждый раз когда слышу, глаза самопроизвольно выкатываются на лоб. Никогда, наверное, не привыкну...

Или вот еще. Именно среди действительно хороших людей все еще живо средневековое поверье, что если в их жизни произошли какие-то плохие события (в особенности, если что-то плохое случилось с родными и близкими), то это на самом деле прилетевшее им наказание за что-то. И чаще всего за что-то действительно хорошее, что они себе позволили - потому что всем известно, что хорошие люди не имеют морального права жить хорошо, пока в Африке дети голодают. NB - вот настоящая причина любого виктимблейминга- внутренняя готовность самообвиниться, формируемая подобными взглядами на мир. "Виктимы" готовы заблеймить себя сами при любом удобном случае (и других тоже, на самом-то деле), а прямые обвинения со стороны других людей просто попадают в яблочко и как бы подтверждают то, что "виктим" и так "знал" об устройстве реальности. Л - блин, логика. Средневековая.

Пн, 16 июл, 2018, 13:21
"Banksy в Москве"

Это даже не искусство, а скорее такая странная полумагия-полухакерство - способность взломать обыденную реальность творческим актом, истончить ее насколько, что становится видна изнанка - поблескивающее темное пространство, несвязанная конвенциональным восприятием живая ткань реальности. Конвенциональность - вот то, чему, осознанно или нет, в действительности противостоит Banksy. Социально-политический контекст здесь вторичен - он как стена в бесконечных трещинах, с каждой из которых удобно начинать доламывать то, что прежде казалось нормальным и незыблемым.

Короче, он очень крут.

До 2 сентября в Москве.

Вт, 28 мар, 2017, 13:59
Междуделом

Все современные протестные и защитные движения паразитируют на психологических травмах, прячась под добренькой маской борьбы за справедливость и отстаивание попранных прав. Вся идеология этих движений и течений скроена таким образом, чтобы их участники постоянно находились в состоянии ретравматизации. Энергия человеческой боли - топливо, на котором они живут. О целях можно только догадываться, но ни одна из догадок, приходящих мне в голову, не сулит этим людям ничего хорошего. А от осознания, что с ними это проделывается намеренно, с полным пониманием сути происходящего, меня начинает подташнивать от ужаса. Что бы кому ни показалось, это пост об индивидуальном психологическом здоровье и о свободе творения собственной жизни.

Чт, 2 мар, 2017, 11:42
Наблюдения.

Отцы "Матери и дети".

Зарисовка первая:
Вот передо мной в очереди на почте мужчина, лет 55-60. Отлично выглядит, хорошо одет. Получил посылку, небольшой сверток. Не отходя от окошка вскрывает его, придирчиво осматривая покупку - часы. А затем устраивает пожилой сотруднице скандал, требуя отправить посылку обратно и немедленно вернуть ему деньги. Объяснения, что по поводу возврата того и другого ему следует договариваться с магазином, в котором часы были заказаны, а не с почтой, которая просто оператор, игнорирует полностью. Постепенно переходит на крик и требует жалобную книгу. Последняя фраза, которую я слышу на выходе: "И жалобная книга должна быть на видном месте, а не в каком-то углу пылиться!!! Сейчас все напишу про ваше поведение!!!" ( нужно ли говорить, что книга была все это время в файле на стойке прямо перед ним).
Еще один. Мужчина, лет 35-40, в очках, интеллигентного вида, пару минут назад учтиво поднявший мою упавшую с ленты пачку печенья. Уже в следующий момент он же агрессивно доказывает девочке-кассиру что был прав, насыпав разные виды развесных ягод в один пакет ( на повышенных тонах:"Они же одинаково стоят!" - девочка, растерянно:"Но как же мне теперь это пробить?" - он, краснея, орет: "Да какая разница, они же по одной цене!!")
Сыновья одиноких мам. Ни возраст, ни жизненный опыт этого не отменят никогда. И это не про "бескультурье" и невежливость. Хотя и про это немного тоже.

Зарисовка вторая:
Варианты отношения женщин с материнством, в порядке убывания счастья в жизни (не т.н. "женского", а человеческого):))Женщина хочет ребенка и рожает его
Женщина не хочет ребенка и не рожает его
Женщина хочет ребенка, но по каким-то причинам не может его родить
Женщина не хочет ребенка, но по каким-то причинам его рожает

Зарисовка третья:
Тут я планировала написать пространный текст о подавленной/социально и психологически отвергаемой женской (материнской) ярости, как корне и коммуникативной основе всех мировых бед;), но поняла, что пост уже и так слишком длинный:))

Пт, 17 фев, 2017, 12:24
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ОДНОГО ДНЯ.

Друзья, такое дело.
Как многие из вас знают, некоторое время назад мне случилось поработать на телефоне доверия. Опыт телефонного консультирования оказался для меня очень вдохновляющим с профессиональной точки зрения - несмотря на то, что сама ситуация закончилась уже довольно давно, интерес к этому формату у меня все еще остается самый что ни на есть живой. Поэтому я подумала, и решила запустить свой собственный, личный проект бесплатной психологической помощи по телефону - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ОДНОГО ДНЯ.
Я искренне верю в то, что психологическая помощь в разных ее форматах должна быть доступна как можно большему числу людей, а возможность ходить на терапию по разным причинам есть не у всех. Более того, не всем она необходима в полном объеме - иногда бывает достаточно и одной консультации, чтобы текущая проблема решилась. Мне кажется, что этот проект может быть очень полезен как раз для таких случаев.

Формат и правила таковы:
Мой телефон доверия будет работать один раз в два-три месяца. Я буду заранее каждый раз объявлять день работы отдельным постом, например, за день, чтобы желающие могли подготовиться, настроиться и решиться.

Воспользоваться этой возможностью смогут все, с кем мы лично не знакомы и кому больше 19 лет.

Время консультации - не дольше одного часа.

Один человек может получить только одну консультацию в этом формате.

Это бесплатно (клиент платит только своему оператору за мобильную связь).

Консультировать буду я:)

Тема, запрос или вопрос могут быть любыми. Например:
• Вы переживаете тяжелые времена и вам просто нужна поддержка/с кем-то поговорить.
• У вас есть личная тема, которую хотелось бы просто обсудить с психологом.
• У вас есть вопрос, по которому вам бы хотелось проконсультироваться с психологом (проблемы и вопросы по детям тоже сюда).
• И т.д.
Короче, если кому-то нужен психолог на одну консультацию - вот возможность.


Итак,
ПЕРВЫЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ОДНОГО ДНЯ объявляется завтра,
в субботу 18 февраля.
Я буду принимать звонки с 14:00 до 21:00 по телефону
8(925)184-18-92 (Ольга).

Лайки, репосты на сегодня-завтра и прочие варианты распространения этой информации очень приветствуются.

Пн, 22 авг, 2016, 12:28
Психика в картинках-1. Некоторые коммуникативные аспекты суицидальных намерени


Недавно я с удивлением узнала, что тонущие люди чаще всего не барахтаются, не кричат и не зовут на помощь, как это всегда показывают в фильмах, а просто тихо уходят под воду. С точки зрения внешнего наблюдателя это может выглядеть совершенно непримечательно, будто человек просто плывет и только опытный глаз может распознать знаки смертельной опасности. Этот феномен кажется мне отличной метафорой того, о чем дальше пойдет речь.
Тема суицидальных намерений последнее время активно витает в окружающем пространстве, разбирается и обсуждается, поэтому я тоже решила обобщить свои соображения на этот счет в небольшой заметке. В результате появилась эта картинка и комментарии к ней.
Ясно, что получившееся обобщение, как впрочем и любое другое - это просто обобщение, не больше и не меньше. Ни одна схема и обобщение не способны в полной мере описать хотя бы один индивидуальный случай, не говоря уже о том, что они, безусловно, не универсальны и не подходят абсолютно для всех случаев. Однако я уверенна, что какие-то общие черты некоторых коммуникативных аспектов суицидальных намерений представить мне удалось.

Итак, смотрим на картинку, следуем за стрелочками и читаем комментарии:)


1. Коммуникативное ядро суицидальных намерений – это ненависть к себе, обычно отражающаяся во фразе «Я себя ненавижу!» Откуда может браться?:
1) Детский опыт психического и/или физического насилия, реальное переживание ненависти значимого Другого по отношению к себе. Основной посыл, как он распознается ребенком: «Я тебя ненавижу!» интериоризируется как «Я себя ненавижу!» со всеми вытекающими .
И/ИЛИ
2) Детский опыт (1,5-3,5 года) переживания пренебрежения (намеренного или невольного) психологическими нуждами ребенка в моменты затруднений и проблем. В частности, часто почти отсутствуют воспоминания о позитивном опыте совместной деятельности, в ходе которой ребенок обучается чему-то новому или преодолевает какое-то препятствие/ затруднение с адекватной ситуации и возможностям ребенка помощью родителя. Основные коммуникативные посылы, как они распознаются ребенком: «Не беспокой меня своими трудностями!» «И без тебя все плохо, справляйся сам!» «У меня нет времени и сил заниматься еще и твоими проблемами!» «Я люблю тебя только тогда, когда у тебя нет проблем!» «Вот, возьми эту конфетку/игрушку/одежку, а свои глупые детские трудности оставь при себе!» и т.д. Возможное принятое решение: «Лучше молчать о трудностях, а то хуже будет…»

2. Как следствие, отсутствие способов и/или внутренний запрет на открытые просьбы о помощи и выражение тяжелых переживаний и отрицательных эмоций, прежде всего ГНЕВА и ЗЛОБЫ. Специалисты во всех видах т.н. пассивной агрессии. Слабая дифференциация эмоций и состояний - под словами «Мне очень плохо» может скрываться весь спектр негативных переживаний: отчаяние, вина, обида, стыд, ощущение одиночества и изоляции, ощущение безвыходности ситуации, тоска и т.д.

3. Отношения с другими людьми определяются ранним опытом (см п.1) и повторяют ранний опыт, т.е. на протяжении жизни они как бы сами себя ретравматизируют за счет:
1) неспособности обретать и поддерживать отношения ни с кем, кроме "Агрессоров" или "Спасателей" (см. треугольник Карпмана). Локус контроля - внешний. Проблема всегда в окружающих людях и в безвыходной ситуации, а не во мне. Идея "внутреннего хода" как варианта изменения внутренних переживаний и, как следствие, внешней ситуации, кажется как минимум сомнительной.
2) особой оценки окружающих: «Люди опасны», «Если я открываюсь, мне плюют в душу», «Никто не способен меня понять и мне помочь» т.д. (Очевидно, что эта оценка постоянно подтверждается, в том числе и за счет мнительности - оценки нейтральных и положительных явлений в контакте с другими как отнесенных личностно и угрожающих ).

4. Особенности мышления:
1) Самообвинение, самокритика и самоуничижение: «Ненавижу себя», «Я бездарность», «Я ни на что не способен», «Я мерзкий», «Я глупый» и т.д.
2) Перенос оценки действия на оценку личности. Например, вместо «Я совершил ошибку, надо ее исправить» «Я тупица и неудачник, ни на что не способен, теперь все пропало!»
3) Мышление без полутонов - «Я ВСЕГДА И ВСЕ порчу», «Я ВО ВСЕМ виноват», «Я НИКОГДА не смогу это сделать», «ВСЕ пропало», «НЕВОЗМОЖНО это исправить», «Я НИ НА ЧТО не способен», «Я НИКОМУ не нужен», «ВСЕ люди опасны» и т.д.
4) Особая избирательность внимания - в себе, окружающих и ситуации выделяются, оцениваются и преувеличиваются только негативные моменты. Позитивные моменты, собственные и чужие положительные ресурсные качества недооцениваются или игнорируются.

5. Способы справляться с задачами и трудностями (как внутренними, психологическими, так и внешними) основаны на избыточной самокритике и неуверенность в собственных силах.

1) Перфекционизм – «Или идеально или никак!», «Если я не могу это сделать безошибочно, лучше вообще не буду делать!» В отдельных случаях как будто совсем отсутствует представление о том, что почти любую ошибку можно исправить и что можно делать несколько попыток и проб - все должно получаться сразу и идеально. Очевидно, что очень тяжело с такой установкой учиться чему-то новому.
2) Избегание (апофеоз этой тактики - самоубийство как способ избежать всего и сразу, просто выключить неудобную реальность) и откладывание дел и решений (используются все возможные способы, в том числе виртуозные манипуляции окружающими в попытке переложить ответственность за выполнение на них)
3) Прямые манипуляции окружающими «Или ты сделаешь так, как нужно мне, или я покончу с собой!», сюда же т.н. демонстративные суицидальные попытки с внутренним посылом «Посмотри, что ты делаешь со мной!» «Это все твоя вина!» «Посмотри, до чего ты меня довел!» и т.д.
4) Внутренние проблемы вытесняются, а те, которые так или иначе просочились в сознание и которые просто нельзя не замечать, особым образом «эстетизируются» (что очень понятно, ведь «Если я с чем-то не справляюсь или у меня что-то не так, значит, я плохой и достоин только ненависти и порицания» см. п. 1 и 2.). Примеры: «Моя душевная боль - свидетельство моей неповторимой индивидуальности», «Только такой уникальный и тонкий человек как я, может понимать всю тщетность бытия и примитивность этой серой толпы вокруг» и т.д. Тяжелые внутренние переживания в результате становятся тем единственным, в чем человек чувствует свою уникальность. Это, в свою очередь, создает хороший фундамент для объединения в знаменитые подростковые группы для таких же «неординарных» и «неформальных» личностей, но, в то же время, является существенным препятствием для реального решения внутренних проблем (ведь никто в здравом уме и твердой памяти по своей воле не откажется от того единственного, что в себе можно любить и ценить).

6. Активизируется и проявляется во всей красе в тяжелых жизненных ситуациях, например, в моменты необходимости принятия важных решений, в моменты, когда необходимо справится с трудностями (внешними или внутренними), в сильных стрессовых ситуациях и т.д. Очевидно также, что без своевременной помощи со временем суицидальные намерения имеют тенденцию возрастать и укрепляться.

Это если вкратце и очень схематично.
Какова, спросите вы, мораль сей басни и что с ней делать?
Предложение следующее: давайте попробуем быть немножко внимательней к близким, не забывать, что психологические страдания и нужды в большинстве случаев важнее всех остальных (что бы там Маслоу не писал) и помнить, что психологическая помощь всех возможных видов и ценовых категорий в наше прекрасное время доступна как никогда раньше и нет никакого смысла ею пренебрегать.

Как-то так.

ПС: кто дочитал - герой:))

Пн, 27 июн, 2016, 14:31
Междуделом-6. Per aspera ad astra.


Вроде бы уже вполне достаточно на эту тему сказано, однако поклонников у легкого и простого способа выхода из любой ситуации не убывает, поэтому положу в общую копилку мыслей на этот счет и свои пять копеек - разумного, доброго и вечного много не бывает:))
Так вот. Как-то внезапно подумалось, что некоторые всем известные авторы, утверждая, что цель терапии или "духовной" практики это ВОЗВРАТ к некой изначальной целостности и спонтанности, присущей человеку в раннем детстве, но потом потерянной в ходе социализации, сильно ошибаются. Корень этой ошибки, на мой взгляд, состоит в том, что они, похоже, не видят разницы между целостностью и спонтанностью маленького ребенка и целостностью и спонтанностью взрослого ( NB: кстати, не трудно понять, почему;).
Целостность взрослого, по моему скромному мнению, это такое же новообразование, возникающее в процессе РАЗВИТИЯ, как, скажем, новообразования кризисов 3-х (первое ощущение появление собственного "Я", способного достигать результата) и 7 лет (произвольность и опосредованность психической жизни с потребностью быть частью какой-то большей человеческой общности, чем семья), в результате появления которых, к слову, ребенок как раз ТЕРЯЕТ детскую непосредственность и детскую целостность, взамен получая СВОБОДУ от наличной происходящей ситуации, зачатки ВОЛИ и ОСОЗНАННОСТИ.
Неудивительно, что выше обозначенные авторы и их последователи, как правило, считают личность (с неразрывно прилагающимися к ней способностями рационального мышления, адекватного социального функционирования и т.д.) корнем всех зол, и частенько ратуют за ее, по сути, разрушение. С соответствующими, кстати, результатами у "адептов".
Что же касается взрослой целостности и спонтанности, то она, на мой взгляд, вырастает и, если можно так сказать, "новообразуется", не в ходе возврата к умозрительному инфантильному идеалу, а в ходе поступательного (долгого и тяжелого, как и любое развитие, да) движения вперед, через углубление осознанности и развитие полноты присутствия и переживания, чему, очевидно, личность с имплицитной ей способностью управлять собой никак не мешает, а наоборот, очевидно, сильно способствует.
Поэтому описание процесса внутренней работы в парадигме гипотетического возврата из невротического и несовершенного настоящего в светлое прошлое к изначальной целостности, кажется мне, в лучшем случае, бесполезным для реального развития, а в худшем - вредной для психики манипуляцией. За примерами далеко ходить не надо.
К чему это я? Друзья! Практикуйте, читайте классиков отечественной психологии (они реально круты!) и не забывайте думать СВОЕЙ головой!:)

Пн, 15 фев, 2016, 17:18
Вестник мракобесия, №1.


Гениальные миланцы одним из условий работы с семьей с идентифицированным пациентом полагали отказ от причинно-следственной парадигмы в изучении природы психического расстройства и переход к системной, циркулярной модели понимания происходящего в семье. Согласно этой модели каждый член семейной системы исполняет определенную, значимую для всей системы роль в одной общей для всех игре. Именно эту игру, а не отдельных игроков, миланцы определили как своего "противника", ставя перед собой цель разгадать КАК ИМЕННО семья играет, считая при этом поведение отдельных членов семьи всего лишь ходами в игре. Что же нужно, для того, чтобы стать участником подобной игры? Прежде всего, согласно взглядам миланцев, каждый из игроков должен отказаться от того, чтобы БЫТЬ, а также отказать в этом всем остальным членам системы, оставляя тем самым себе и им только право КАЗАТЬСЯ (например, шизофреником, аутистом, алкоголиком, анорексиком и т.д. ) и ДЕМОНСТРИРОВАТЬ соответствующее поведение. С этой точки зрения совершенно не удивителен "провал" гуманистической терапии в лечении серьезных психических расстройств - ведь для того, чтобы работать с Клиентом в гуманистической парадигме, этот самый Клиент должен БЫТЬ, и у него должны БЫТЬ его чувства, в то время как в данном случае мы имеем дело лишь с КАЖУЩЕЙСЯ, демонстрируемой реальностью, не имеющей под собой никакой бытийной основы и представляющей собой только один из кусочков большого пазла. Только увидев этот пазл целиком, поняв функции каждого кусочка, можно вступать в терапевтическое взаимодействие с этой целостностью, общаясь с ней на особом, парадоксальном мета-языке.
Таким образом, игра, а не игроки, приобретает статус реально существующей. Доводя эту мысль до логического предела, можно было бы сказать, что игра как бы становится самостоятельной сущностью, завладевшей членами семейной системы и заставляющей их совершать нужные ей ходы и маневры для поддержания собственного существования. Сами же члены семьи становятся чем-то вроде пустых оболочек, кукол-рукавиц, лишенных какого бы то ни было реального, бытийного наполнения, свободы воли, собственных чувств, мыслей, мотивов, а потому только кажущихся людьми, таковыми, по сути, не являясь.
(Вот в этом месте верования представителей традиционных, т.н. "примитивных", культур в то, что психозы это одежимость демонами, злыми духами и т.д. неожиданно перестают казаться такими уж примитивными и далекими от реальности и начинают выглядеть как довольно точное описание сути явления, не правда ли?)
Возникает вопрос - куда же пропадают и чем заняты истинные хозяева покинутых и "одержимых демоном"" физических оболочек"?

Об этом читайте в следующем номере нашего журнала "Вестник мракобесия" :))

10 most recent