свирепый палисад, мыслящая прищепка (_cypok) wrote,
свирепый палисад, мыслящая прищепка
_cypok

Categories:

Как я провел свои летние каникулы

Всем привет! Буду постепенно возвращаться сюда, пока что просто закину пару текстов о том, чем сейчас занимаюсь.

Написала длинный текст для блога "по месту работы" - думаю, будет интересно и вам. Лучше читать на сайте - там красивее фотографии расположены :с)

Считатеся, что золотая эпоха фотожуралистики пришлась на 30-50 гг ХХ столетия. Тогда технологии печати позволили перейти от рисованных по мотивам фотографий картинок к прямой печати кадров в газете, а тележурналистика еще не была способна охватить всё и вся, и выпуски новостей сводились к монологам «говорящей головы», изредка перемежающимся все теми же фотографиями.

В спортивной фотографии этот период продержался чуть дольше. Здесь момент трагедии или славы слишком скоротечен: Берлинскую стену можно сломать лишь однажды, а побитый только что рекорд мира может продержаться всего до следующего забега или заплыва. По сути, удачный кадр может продлить момент славы надолго. К сожалению, СССР был отрезан от медиа-пространства мира, но за рубежом некоторые спортивные кадры узнаются не хуже, чем логотипы Макдоналдс. Сейчас, в эпоху Кличко, фанатам спорта моложе 40 сложно вспомнить чем же был знаменит Мохаммед Али. А вот этим, например:



Фото: John Rooney/AP


Защитник в футболе – не самая носимая на руках фигура, как правило их замечают лишь из-за ошибок. Но, думается, вот этот кадр капитана англичан Терри Бутчера принес ему славы больше, чем 77 матчей за сборную. Снимок популярен далеко за пределами футбольной журналистики, и хотя сам Бутчер когда-то отыграл 3 матча с переломом малой берцовой кости, миру известен он как «тот псих с разбитой головой».



Фото: David Cannon /Allsport


Отправляясь в командировки на большие спортивные события фотографы тащили на себе вагон и маленькую тележку оборудования. Съемка на пленку предполагала проявку и печать. Думаю те читатели, кто имел дома любительский набор для этих процедур и помнит ночи при свете красного фонаря (в исключительно приличном смысле этого слова) – прекрасно представляют, какой вес и объем приходилось таскать на собственной спине. В середине века снимки пересылались экспресс-почтой, и большим облегчением НЕ стала возможность пересылки через линии телефонной связи. Потому что с момента изобретения передатчиков фотографам пришлось возить с собой и их тоже. Вот пример – трансмиттер Юнайтед Пресс Интернешнл, способный передавать черно-белые снимки через аналоговый сигнал телефонной линии. Передача снимка занимала до 10 минут, и чтобы полностью понять и насладиться процессом очень советую запустить со звуком приложенное ниже видео (всего 30 секунд неземного блаженства).





Фото: Chris Wilkins





В 1988-м «Франс Пресс» (AFP) предоставила своим фотографам Dixel – во время зимних Олимпийских игр в Калгари сотрудники смогли передавать цветные (!) фотоснимки за 2-3 минуты, чем утерли нос коллегам. Но позже оказалось, что машинка слишком хрупкая, и путешествий не любит – от любого движения у Dixel отваливались контакты и платы, что требовало от фотографов таскать с собой еще и паяльник (к тому же знать, куда и как его применить).

Цифровая эпоха подарила фотографам как минимум свободу передвижения. Несомненно, крутизна современных камер добавляет им веса, но отсутствие необходимости таскать с собой ведерко для проявки, лотки для закрепителя и штатный глянцеватель – еще какое облегчение! Моя первая цифровая фотокамера KODAK весила полкило, имела на борту гордую надпись 1 MEGAPIXEL и позволяла снять на карточку целых 36 кадров. Сейчас моя мобилка (а я не люблю бесконечные апгрейды и новинки и она снята с производства уже года 4 как) весит в пять раз меньше, имеет матрицу в волшебных 3 мегапикселя и может снимать даже видео. Сколько кадров в нее влазит – я не знаю, я еще не исчерпала резервов чахлой карточки, поставляемой по определению.

Евро-2012 позволило с близкого расстояния взглянуть и даже потрогать руками элементы научной фантастики. Дело в том, что спорт для съемки – объект не простой, и если политиков из конференц-зала можно снимать хоть на айфончик, то угнаться за Торресом могут только лучшие из лучших из лучших. Для этого фотографам нужны не только особые «дальнобойные» объективы, но и возможность снимать ими при скудном освещении. Светосила оптики едва ли не важнее самой дальнобойности – но лучше, когда в объективе есть и то, и другое. Современные огромные объективы, которые торчат из-за рекламных щитов во время матчей Чемпионата Европы или Лиги Чемпионов весят 4-6 килограмм и стоят от $10 тыс. Компания Canon во время Евро-2012 давала возможность аккредитованным фотографам «пощупать» новую камеру, которая позиционируется как профессиональная репортерская: это Canon EOS 1 DX, снимает до 12 кадров в секунду, весит почти полтора кило, стоит $7 тысяч. Штатив-монопод, быстрый ноутбук, сменные карты памяти – это все уже попадает в разряд необходимых мелочей. Фотографы – они ведь иногда еще и кушать хотят, им зарплату платить надо, поэтому – если уважаемый читатель произведет в уме пару арифметических операций, то сразу поймет: сегодня широкую сеть фотокорреспондентов может себе позволить только очень, очень, ну просто таки оооочень крупное издание. К этому мы еще вернемся.

Что еще можно было увидеть во время Евро? Камеры и объективы можно глянуть и в интернете, а вот организацию рабочего места – только, собственно, на рабочем месте.

Целый месяц домом для журналистов всех мастей – пишущих, говорящих, снимающих – был пресс-центр. Он занимал бОльшую часть киевского Дворца Спорта, и попасть внутрь можно было только пройдя два этапа сканирования – сначала чипа в удостоверении, а затем через «рамку». Сумки с оборудованием отправлялись на рентген. Главное помещение – зал ледовой/баскетбольной арены с кубом-телевизором. Вся площадка была заставлена столами для журналистов: розетки, вай-фай, для фотографов – специальные широкополосные линии связи.

 






Согласно общей «крутости» издания фотографы заранее расписывались администрацией в специальную очередь, в порядке которой могли выбирать себе места у кромки поля. Стоять – нельзя, но зато можно сидеть на специальном стульчике – все они пронумерованы. В общем, такой важный прием художественной выразительности фотографа, как быстрый бег к эпицентру событий – сведен к минимуму.







Крупные агентства, такие как Getty Images, Associated Press, Agence France-Presse, Reuters в каждом углу поля держат «своего человека», еще один снимает сверху, из пресс-ложи. В случае, если ваше издание не слишком большое, или выбор места был сделан неудачно, есть риск получить в половине кадров вот такой замечательный подарок:</p>



Что до необходимости передачи данных, то большинство современных камер оборудованы беспроводными устройствами. Но даже снимая на бюджетный вариант, можно чувствовать себя на высоте. На снимке ниже – линии связи, проложенные для фотографов вокруг поля. Розетка для ноутбука и разъем для подключения к «шестиполосной» магистрали в Интернет, заботливо завернутые от дождя в сувенирный воздушный шарик «Укртелекома», прилагаются к каждому посадочному месту фотографа. Один мой коллега во время поединка англичан со шведами умудрился посматривать матч сборной Украины по сопкасту – в общем, комфорт рабочего места просто зашкаливал.







Коллеги устанавливают фотокамеры на радиоуправлении за воротами – а может просто пользуются случаем прилечь на травке, отдохнуть:



Вообще же, уровень продуманности всего до мелочей оставил очень приятное впечатление. Если у нас в случае чего-то, чего не ожидали организаторы (а это может быть сам факт наличия такой профессии – фоторепортер) принято всё немедля запрещать, не пущать, и по ушам надавать, то УЕФА озаботился даже бесплатной водичкой для журналистов. Более того – прохладной водичкой – что в условиях накала температур и страстей было очень приятно. Чтобы фотографы не попадали в радиус поражения телекамер, во время выхода команд на поле их отгораживали специальные волонтеры с канатами (на фото ниже – см. люди в синих футболках), которые – и тут снова отдельное спасибо – были предупреждены о том, что в момент съемок им лучше бы присесть и не мешать фотографам.



Как тут не вспомнить, что однажды в Харькове, когда я попыталась по беговым дорожкам перейти за другие ворота, на меня с кулаками напало какое-то существо (мужчиной это не назовешь) без опознавательных знаков, но с воплями, что, мол, «нельзя». Не говорю о моральной стороне вопроса – без предупреждений поднять руку на женщину, схватить ее за одежду, попытаться разбить камеру – говорю об организации. Это ведь был какой-то работник из структуры «Металлиста» (или стадиона), человек получающий зарплату. Или киевский вариант, когда пару лет назад работники пресс-центра закрывали его после матча, а взятые в залог манишек удостоверения журналистов ссыпали на газетку прямо на асфальте, в паре метров от закрытых дверей. Спасибо, кстати, что хоть на газетку. Есть где-то у меня фото, на котором немолодой сотрудник Reuters роется в этой куче в поисках своей пресс-карты во время какого-то из матчей еврокубков. В общем, разница в организации – просто два разных мира, «здесь» и «там».

Впрочем, не хотелось бы завершать запись утверждением, что над всей Испанией безоблачное небо. Приведенный выше подсчет стоимости съемки матча насторожил меня еще до начала Евро. Мне было интересно следующее: да, понятно, что не каждое даже крупное всеукраинское издание может себе позволить купить технику «под спорт», а еще лучше – 10 комплектов и разослать фотокоррам всех городов высшего дивизиона. Так получается, что в 99% случаев украинский фотограф сам должен обеспечивать себя техникой. Пусть и не такой крутой, но тянущей на пару тысяч убитых енотов минимум. Т-есть, конечно, у нас за воротами часто наблюдаются особы, снимающие на мобильник (кстати, риторический вопрос к клубам – ну вот что они там делают? Как из года в год туда попадают?), но за последние лет 5 техника в руках коллег значительно улучшилась – в основном усилиями тех же коллег.

Но даже не смотря на то, что специально для Евро я выпросила камеру у друзей, а на объектив насобирала, откладывая деньги со школьных завтраков пять лет без перерыва (и то – лишь на аренду, а не на покупку), в толпе коллег меня было проще всего узнать по самой непрезентабельной технике. Хотя лично я считаю, что размер – не главное :) и вы меня узнаете:</p>



Во всем же мире идет тенденция к отказу от услуг «личных» фотографов, по уже упомянутым выше причинам. 4-5 крупных агентств, заслав на матч по 5-6 фотографов с техникой на грани фантастики, способны обеспечить миллионы локальных газет, журналов и сайтов дешевыми, хоть и одинаковыми фотографиями. По годовой подписке один месяц (т-есть все Евро, все города – без перелетов, гостиниц и зарплат) издание может заплатить пару сотен долларов и получить «почти всё». То же самое происходит и с политическими событиями, и с тревел-фотографией, и даже в мире моды. Впрочем, посмотрев как работает на финале сосед-фотограф подобного немецкого агентства, мне почему-то не захотелось искать счастья в этой тусовке. Вставив в фотоаппарат сетевой кабель, он как пулеметчик из-за бруствера строчил те самые 12 кадров в секунду каждый момент, когда футболисты приближались к мячу. Т-есть вообще каждый, без разбора удачности ракурса или важности момента. Поток гигабайтов фоток с его камеры утекал в пресс-центр, где сидел фототехник и искал в них что-то «на продажу». Уже через 5 минут фотографии могли появиться в сети.

Может во мне взыграли гены деда-зенитчика, но как-то грустно мне было за немца, грустно и печально. Хорошая в принципе работа, «руки в тепле», но безыдейно. Мое личное мнение – современную фотографию губят именно эти безграничные гигабайты и океаны «фоточек» - пленка, которой в катушку влазило от силы кадров 40 – и то если совсем туго намотать – все-таки была хорошим ограничителем качества.





Фото: Александр Приходько


С другой стороны – у меня, человека, выросшего на любви к научной фантастике – современное техническое закулисье таких событий не может не вызывать священный трепет. Мой первый пленочный фотоаппарат, «Зоркий-4», моя первая цифровая камера (упомянутый выше «целый один мегапиксель!»), снимавшая кадры 1152x864 – в сравнении с нынешними монстрами кажутся игрушками для куклы Барби. До сих пор не перестаю удивляться – как это мы за жизнь (а то и за 5-10 лет) переживаем такие революции, часто не обращая на них внимания.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments