?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пуп земли

Вчера имело место небольшое выяснение семейных отношений с мамой, предметом было поведение Ксюши. Ну вообще, на эту  тему можно писать много и взахлеб, но я сейчас только про один аспект.

В ходе этого самого выяснения мамой было сказано примерно следующее "Она (т.е. Ксюша) не должна считать, что весь мир крутится вокруг нее!"

А мне вот кажется, что это очень правильная позиция для четырехлетнего ребенка - считать себя центром мира, тем более, что этот мир, по сути, еще очень маленький сам по себе. Все равно рано или поздно (а скорее рано) эта иллюзия будет разрушена другими людьми, так стоит ли рушить ее сейчас?

Для меня вот неким рубежом, наверно, является школа, т.е. в школьном возрасте уже надо начинать осознавать, что ты не центр мира, а некая точка на карте, с которой начинают отсчет дале-еко не все. И это будет уже правильным, потому что эгоцентризм, в целом, действительно опасная штука. Но не в 4 года. :-)

А вы что думаете?

Tags:

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
suddenly_fer
Apr. 12th, 2012 09:30 am (UTC)
Я думаю, что ребенок может полностью ощущать себя центром мира только пока он практически не бывает в обществе других детей, да и то только если дома выполняют все его капризы. Когда ребенок начинает выходить в общество, он начинает понимать, что в мире есть другие люди и другие дети со своими желаниями, которые могут притиворечить его желаниям. Интересно, считают ли себя центром мира дети, которые ходят в ясли практически с рождения?

Недавно я была шокирована поведением своего, как мне казалось, очень воспитанного ребенка. Мы пошли гулять с двумя подругами и решили дать детям перекусить. Когда моя подруга достала своему сыну банан и начала его чистить, моя дочка подбежала и выхватила из ее рук кусок банана. У меня просто дар речи пропал. Позже я обдумала этот эпизод и поняла, что, в частности, она так сделала потому, что знает, что все бананы, которые есть дома, предназначаются для нее, поэтому она просто не понимала, что бывают бананы, предназначенные для других детей. Конечно, настораживает еще сам факт вырывания чего-либо из рук, тут я могу только предположить, что она перевозбудилась, бегая на свежем воздухе, потому что дома она себе такого не позволяет.

Во время другой прогулки сын моей знакомой взял яблоко из приоткрытой сумки женщины, сидящей за сосоедним столиком, и начал его есть. Предполагаю, что по тем же причинам.

Мне тяжело представить, как можно объяснить ребенку, что его потребности не всегда выполнимы, и что иногда потребности других людей имеют приоритет, при этом не влияя на его представление себя как центра мира.
_crazy_witch_
Apr. 12th, 2012 09:55 am (UTC)
Мне кажется, есть разница между "Я - центр мира" и "мне все можно", нет?

suddenly_fer
Apr. 12th, 2012 11:07 pm (UTC)
Скорее не "мне все можно", а "все предназначено для меня/удовлетворения моих потребностей". Да, я бы провела некую параллель между этим высказыванием и центром мира. Хотя сейчас я со стороны взрослого сужу, возможно, дети вкладывают другое понятие в эти слова.

Как объяснить ребенку, что если она - центр мира, то что-то не предназначено для нее?
_crazy_witch_
Apr. 13th, 2012 06:14 am (UTC)
Ну не знаю. Может, у меня искривлено сознание :-), но я не вижу противоречий в том, что можно одновременно считать себя центром мира и понимать, что не все в этом мире создано для меня.

На самом деле интересно ты сказала насчет восприятия, надо будет подумать, как узнать мнение Ксю на это тему.
kaffeesahne
Apr. 12th, 2012 09:39 am (UTC)
У нейвид был хороший пост на смежную тему: http://neivid.livejournal.com/303281.html

Не совсем про это, но все-таки, как мне кажется, близко.
_crazy_witch_
Apr. 12th, 2012 09:58 am (UTC)
Спасибо, почитаю. :-)
Но ты-то сама осуждаешь или одобряешь? :-)
bukashulya
Apr. 12th, 2012 09:52 am (UTC)
Мм я считаю что не должен ребенок считать себя центром вселенной. Это я тебе как мама двух детей говорю, чем раньше понимают что они не центр мира, тем легче им адаптировался. Так что я тут с тобой не согласна. Но! Я ж Ксю не вижу, может у нее и нет такого, бабушки любят преувеличивать.
_crazy_witch_
Apr. 12th, 2012 10:53 am (UTC)
Да, когда есть братья-сестры, это уходит значительно быстрее. :-)
nimuravka
Apr. 12th, 2012 10:19 am (UTC)
я думаю, что жизнь внесет свои корректировки :) если раньше моментом бросалась выполнять его пожелания, то теперь все больше и больше выдерживаю паузу, но при этом обращаю внимание, что заминка происходит не из-за того, что я такая вредная, а по объективным причинам: что-то пишу, читаю, пью кофе, кушаю, убираюсь. Но как только - так сразу выполню его просьбу. если причин сделать сию секунду нет, то не высасываю ничего из пальца, а просто делаю.

Мы с мужем решили, что 4 года - это тот возраст, когда мы станем устанавливать более жесткие поведенческие рамки и более активно приобщать к общежитию: накрыть на стол, убрать посуду, игрушки, одежду, пропылесосить, а также более вдумчиво относиться к покупкам.
_crazy_witch_
Apr. 12th, 2012 10:54 am (UTC)
Понимаешь, я не столько о правилах, сколько о мироощущении. :-)
nimuravka
Apr. 12th, 2012 11:14 am (UTC)
а твоя мама мироощущение имела виду?:)
_crazy_witch_
Apr. 12th, 2012 11:16 am (UTC)
Там не очень было понятно, если честно. :-) Мне кажется, все разом.
julikra
Apr. 12th, 2012 01:09 pm (UTC)
ой, это такой сложный вопрос... конечно, должен! и, конечно, не должен... в общем, решать надо по обстоятельствам. Вообще, из личного опыта - ещё с детства заметила и до сих пор замечаю, что те девочки, которых родители вообще не разубеждали, что они - центр вселенной, и даже, напротив, в этом убеждали, обычно очень успешны по жизни (хорошо, в смысле денежно, выходят замуж, делают хорошие карьеры и т.д.), но при этом в общечеловеческом смысле оказываются ... ну, не очень хорошими людьми, мягко говоря. так что, говорю же, вопрос сложный :)))
ira_doc
Apr. 12th, 2012 03:04 pm (UTC)
Я не знаю, что у вас за ситуация, но в общем я скорее согласилась бы с твоей мамой. Просто не знаю, действительно ли она права в отношении конкретно Ксюши, что она считает себя центром мира.
vetta_hara
Apr. 12th, 2012 03:06 pm (UTC)
У меня тоже растёт центрик. Усугубляется тем, что младший в большой семье. И... я не против.
Боюсь только потом хлебну с ним. С другой стороны, есть же личный пример родителей, должен же он положительно влиять. :)))
markiza_malinna
Apr. 12th, 2012 03:09 pm (UTC)
А если школа начинается в 4 года?
_crazy_witch_
Apr. 12th, 2012 08:13 pm (UTC)
Ну это ваш особый случай. :-)
На самом деле сад начинается в три, и там уже начинают мозги на эту тему вправлять. Просто не так сильно. :-)
markiza_malinna
Apr. 12th, 2012 08:41 pm (UTC)
Все относительно, на самом деле. Сад и в полгода может начаться, в нашем случае - в полтора.
Я вообще согласна с твоей мамой, другое дело, что трудно судить, не зная этой конкретной ситуации. До определенного момента мир и так крутится вокруг ребенка, потом приоритеты меняются, да и ребенку это становится не так нужно по мере взросления (крайние случаи рассматривать не будем).
_crazy_witch_
Apr. 13th, 2012 06:11 am (UTC)
А по-твоему, определенный момент - это когда?
natk_s
Apr. 13th, 2012 08:06 am (UTC)
Тут, мне кажется, два направления... Как бы это так объяснить :). Первое - это отношения внутри семьи. То есть маленький ребенок - вокруг него по-любому все вертится, и хочется, чтобы вертелось. Лучшее место, самые большие ягоды, право выбирать, какой мультик смотреть... Ванька, кстати, тоже Катюху любит побаловать, но иногда у него-таки возникает вопрос - а почему все ей?! На что мы ему напоминаем, что было светлое время, когда все вертелось исключительно вокруг него, и он соглашается :) (Тем более, что сам-то он несколько приувеличивает, его при этом особо не обделяют. Разве что с мультиками :))
И второй вопрос - что все в мире для него. Это как раз особо не культивируется, то есть еще с песочницы объясняется, что эти вещи - чужие, хочешь поиграть - спроси. Что в общественном месте сильно уж баловаться не стоит, что кругом люди, которым можно помешать. То есть есть мир внутрисемейный, который вращается вокруг нее, а есть внешний, в котором надо жить по определенным правилам. Как-то так, что ли.
_crazy_witch_
Apr. 13th, 2012 08:28 am (UTC)
Т.е. ты тоже считаешь, что между "я центр мира" и "мне можно все" всегда стоит знак равенства?
natk_s
Apr. 13th, 2012 10:50 am (UTC)
Нет, скорее не "можно все", а "Солнце вращается вокруг Земли". То есть не потакание любому капризу, а отношение все лучшее - детям. Ну вот просит Катюха какую-то сладость - если это не перед едой, и она вся такая лапочка - почему бы ни купить :). А вот если она перед этим совершила какую-нибудь Страшную Вредность, или сейчас обедать будем, то и нет. И если ей объяснить, то она и не капризничает. Ну, всплакнет иногда :). А вообще мне сложно быть объективной в этом вопросе, потому как Катерину всем просто ну очень нравится баловать, так что она капризами как-то не злоупотребляет :).
natk_s
Apr. 13th, 2012 10:52 am (UTC)
И вообще, если она чего-то просит, всегда говорит "пожалуйста", а получив - "спасибо". Или даже "спасибо, папулечка" ;). Ну и как такого ребенка не баловать? :)
_crazy_witch_
Apr. 13th, 2012 11:16 am (UTC)
Это, кстати, свидетельствует и о том, что она растет среди вежливых и воспитанных людей, т.е. для нее именно это норма. :-)
natk_s
Apr. 13th, 2012 11:31 am (UTC)
А еще их в садике дрессируют на эту тему :)
_crazy_witch_
Apr. 13th, 2012 12:03 pm (UTC)
Ну, это всех дрессируют, но не на всех же действует :-)
_crazy_witch_
Apr. 13th, 2012 11:14 am (UTC)
Ой, а мне вот как-то не близко - все лучшее детям. Я стараюсь по-честному делить. :-)
natk_s
Apr. 13th, 2012 11:30 am (UTC)
Не, у меня по-честному не получается. Так и хочется подсунуть любимым спиногрызам лучший кусок :)
_crazy_witch_
Apr. 13th, 2012 11:46 am (UTC)
:-)
( 29 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2015
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow