Elena Degano foto (_crazy_mouse_) wrote,
Elena Degano foto
_crazy_mouse_

Фотоотчёт со вчерашней премьеры Русалки

Злобствовать буду позже, если не "перегорю"...





















update 05.11.12, 23:17



Стратегия, уровень первый

О новой премьере Царицынской оперы разговоров было много, хотя в то, что мы увидим Русалку в ближайшее время, верилось как-то с трудом. Ходили слухи о том, что репетиции идут каждый день (форум), о том, что режиссёр-постановщик Панджавидзе приходит на репетиции элементарно не готовый и придумывает, куда кому идти и что делать уже на ходу. Правда, о том, что именно он придумал, сообщить артистам забывает, из-за чего возникают неприятные ситуации с истерическими воплями типа "Куда вы попёрлись? Кто вам сказал, что надо идти туда???" или, наоборот: "Какого вы тут стоите? Вы что, не знаете, куда идти?????" (из плаканий в мою жилетку кое-кого из артистов). Тем временем полным ходом НЕ делались декорации (ибо за них так и не проплатили), а делать их после проплаты будут ещё месяц-полтора (опять форум), так что не факт, что премьера состоится даже в тот срок,на который её в конечном итоге допереносились. Одним словом - бардак.
Однако ж в срок уложились, постановку допоставили, декорации изготовили. Не спешите удивляться, ибо...

I
Собсно, декорации - это сказано громко, ибо бОльшая (я так понимаю) часть 2-х миллионов наших родных тугриков была пущена на закупку некоего загадочного оборудования для невсебенных спецэффектов (о них рассказывалось шопотом, с загадочным видом, под большим секретом), что-то, ессесно, обломилось и на костюмы, и на "пирамиду" с проекционными простынями, балин, на которые эти самые спецэффекты, созданные на кампутере, будут транслироваться.
Пирамида - это такой деревянный (вроде бы) настил соответствующей формы, по которому весь спектакль перемещаются, просиживают штаны и юбки заглавные и менее козырные персонажи. А чтобы смотрелось всё это не столь убого, действо разбавляется уже упомянутыми спецэффектами.
Не, не думайте, чудес не будет. Не в сказочке, а в Козло... пардон - Волгограде живём.
Итак, начинается спектакль, и нашему взору предстают Наташа с отцом. На заднем плане включаются видеопроекции, и мы видим с одной стороны - страшное нечто в духе компьютерной графики образца середины девяностых прошлого столетия, символизирующее мельницу. Всё это безобразие постоянно движется, меняет ракурс, ныряет вниз, поворачивает в разные стороны, напоминая одновременно и стратегии, и DOOMовские бродилки. На других экранах мы наблюдаем пасторальные пейзажики, половина деревьев из которых явно неаккуратно вырезаны из фотографий в Удобе ФотоЖопе, а половина... не знаю уж, в чём их делали, но средненький вэб-дизайнер одной левой пяткой за 5 минут нарисует в каком-нибудь 3D-MAX в качестве иллюстрации к тому, "что это за макс и с чем его едят" (в скобках замечу, что, судя по написанному в программке, заказывалось это ухлёпище аж в Моськву, а значит, за это платились и соответствующие деньги, раз так не знаю во сколько больше местных расценок).
И вот представьте себе, что по этой "пирамидке" на фоне этого громкого ужаса ходят и поют люди. Когда это просто солисты - ничего, жить можно. Но ведь время от времени туда вываливается хор (о-о-о... эти безумные крестьянские пляски с рыболовными сетями)! И тогда на сцене становится просто не продохнуть - она и так невелика размерами, эта многострадальная концертная сцена ЦКЗ, даже когда закрыта оркестровая яма... Но это уже ко второй части.

II
Не знаю, как у кого, а у меня сложилось стойкое убеждение (переубедите меня, если сможете): сцена была уменьшена за счёт этих пирамиды и многочисленных экранов сознательно. Вот выперлись туда все эти крестьяне, встали сразу на свои места, как те евреи, водимые Моисеем, в пустыне (какой-то остряк, помнится, подсчитал размер пустыне, сравнил с количеством водимых по ней евреев - и пришёл к выводу, что в этой пустыне они могли разве что стоять, дыша друг другу в затылок и отдавливая ближнему своему пятки). Так вот, встали все на свои места - и им двинуться больше практически некуда. А значит, и думать не надо, куда их отправить и что заставить делать - пущай себе стоят и поют, в народном хореографическом духе семеня вперёд-назад. Никакой режиссёрской работы - и какая экономия интеллектуальных и творческих усилий (потуг)! И действительно, такой востребованный даже за границей режиссёр чего ради будет напрягаться в каком-то заштатном провинциальном городишке... Да кому это надо? Да кто здесь может оценить всю его гениальность? Да что провинциалы вообще понимают в искусстве и в частности опере? Кто сможет многочасовую Русалку отсмотреть от и до? Так чего метать бисер? А вот мы ей, русалке, монтаж хвоста и прочих конечностей сделаем - и зрителю легче, и режиссёру менее напряжно. Утопилась Наташа - пора свадьбу играть. Сыграли её (и что с того, что роль гостей на свадьбе играют всё те же крестьяне, что присутствовали при наташином самоубийстве), спела Русалка свою закадровую песнь - пора страдать брошенной княгине. Правда, страдания у неё как у тех богатых из известного сериала: в обнимку с балетным смазливым мальчиком. Который ведёт себя то как паж, то как молодой любовник, влюблённым и преданным взглядом смотря на княгиню, то кладя голову ей на колени (ну и как в такой ситуации можно на полном серьёзе по загулявшему мужу убиваться?)...
И вот апофигей всему этому маразму - второй акт. Лес, мельница (и кому какое дело, что одно дерево и полусорванная с петель дверь шатаются под порывами ветра, причём несинхронно и даже в противоположные стороны, а остальные (вырезанные в фотошопе) деревья стоят, как влитые?), кому какое дело, в конце концов, что эти ролики - несколькосекундные ролики, очень бестолково зацикленные (все "швы", как говорится, на лицо)... Известный диалог между Мельником и Князем, в котором Князь зовёт на помощь, и помогать ему являются... нет, не охотники, бог с вами! Всё те же рыбаки со своими неизменными сетями, в которые они в очередной безумной пляске улавливают несчастного Мельника. Сцена между Русалочкой и Князем
- Что я вижу? Откуда ты, прелестное дитя! - по-гумберт-гумбертовски потянулся старый ловелас к Русалочке (если ЭТО - 11-летний ребёнок, то я - Папа Римский!)
- Теперь она днепровских вод царица, и мне велела звать тебя в свой терем - совсем немузыкально, речитативом, пытаясь выдать свой по-женски коварный голос за ангельски невинный детский голосок, заявляет мадам двадцати с хорошим гаком лет, и тут для нас открывается смысл мудрости "Редкая птица долетит до середины Днепра" - не бушующий се океан, как символ душевного состояния героев, видим мы на протяжении всего спектакля. Не, этот бескрайний штормовой простор с неумело пририсованными (и ненатурально выглядящими) не то тучами, не то туманом - не океан. Это - Днепр! Убицца веником в сарае. В него, в этот Днепровский океан и уходят на экране русалочка с князем в финале. Естественно, это монтаж. Очень грубый, что особенно бросается в глаза при таком увеличении картинки. Бурные несмолкающие аплодисменты, которые мы с моим спутником не остались слушать.
Бежать, бежать отсюда. Карету, яду мне и водки.
ЗЫ: Раздался сегодня телефонный звонок. Артистка хора ЦО. Спрашивает, как мне спектакль. Очень корректно, но как на духу высказываю ей своё мнение и о спецэффектах, и о режиссуре. Оживляется при слове "режиссура": "Вот если бы на месте Панджавидзе был Куница, пусть даже идея осталась той же...". Слушаю, пытаясь сдержать позывы пообщаться с Ихтиандром в комнате для девочек (кто видел у нас Рыголетто от бертмановского выкормыша - тот поймёт). Но... Отставив в сторону эмоции и свои взгляды на искусство - почти готова согласиться. Да, то, что он делал, было хулиганством, эпатажем. Я на этот спектакль всегда приходила не для того, чтобы смотреть. Я закрывала глаза - и слушала. Но если выбирать между двумя названиями на букву "Р" - я выберу первое - и в алфавитном, и в хронологическом порядках. Не Русалка - Риголетто. Хотя по-хорошему гнать бы в шею всех этих контрактников-моськвичей. Объявить бы конкурс, выбрать просто хорошего режиссёра, зазвать в Волгоград на ПМЖ - и пусть работает, пусть приучает нашу публику к искусству в его незамутнённом, чистом виде. Мечты, мечты...
Tags: Русалка, Царицынская опера, фото
Subscribe

  • Кулинария на службе фотографии

    Случилось страшное: перестали в фотомагазин по соседству завозить привычный мне проявитель, вместо него пришлось мне купить другой. Глянула я…

  • (no subject)

    Получила авторский экземпляр книги "Женщины Поволжья-2007", прочитала своё имя в списке фотохудожников в выходных данных... мелочь, а приятно! :о)))…

  • Если кому интересно это узнать...

    То моя и Насти Бобровой персоналка (попиленная на двоих, а стало быть полу-персоналка) пока ещё висит на втором этаже ДК Профсоюзов, в круглом зале.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Кулинария на службе фотографии

    Случилось страшное: перестали в фотомагазин по соседству завозить привычный мне проявитель, вместо него пришлось мне купить другой. Глянула я…

  • (no subject)

    Получила авторский экземпляр книги "Женщины Поволжья-2007", прочитала своё имя в списке фотохудожников в выходных данных... мелочь, а приятно! :о)))…

  • Если кому интересно это узнать...

    То моя и Насти Бобровой персоналка (попиленная на двоих, а стало быть полу-персоналка) пока ещё висит на втором этаже ДК Профсоюзов, в круглом зале.…