Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

port

Воскресное

Неделя выдалась на редкость безумная - с ночевками в типографии и с огромным количеством запланированных и незапланированных дел (в числе незапланированного - передача с Мишей Алдашиным на радио "Свобода" у отца Якова Кротова, которая, я надеюсь, вам понравится).
Кроме того, еще до новогодних праздников выяснилось, что галерейская икона "Страшный суд" второй половины XVI века из бывшего собрания А.В. Морозова снова отправляется в Ватикан - на сей раз на выставку, посвящённую апостолу Петру (так!), - и мне придется переделывать её описание, составленное 14 лет назад.

Не думаю, конечно, что за это время я стал сильно умнее (скорее, наоборот), но требования к внятности и обстоятельности собственных "сочинений" у меня несколько возросли - так что текст пришлось переделывать довольно сильно. Кстати, поскольку по-русски он издан не будет (так же, как сделанная для флорентийской выставки огромная статья про "Распятие" Дионисия) я начинаю всерьёз подумывать о том, чтобы вывешивать эти тексты, например, у себя в журнале:-)
Тем более, что прежнее описание, сделанное 14 лет назад, как я совершенно случайно обнаружил, уже благополучно "растеклось" по всему интернету - без каких-либо моих усилий - и в виде отдельных, весьма произвольно нарезанных фрагментов присутствует даже в текстах разных богобоязненных Дусей Пупкиных, ответственных за вывешивание благочестивого и душеполезного на своих приходских сайтах:-)

Рассказываю я вам об этом ещё и потому, что в процессе переделывания мне пришлось в очередной раз "припасть к истокам" - то есть, к древнейшим из известных изображений Страшного суда, одно из которых сохранилось в составе ансамбля каролингских росписей в соборе бенедиктинского монастыря Иоанна Предтечи в Мюстайре (Швейцария) и датируется временем около 800 года.
В том же самом храме обнаружилось и фреска с изображением Воскресения - Сошествия во ад, которую я собирался вывесить еще вчера и с некоторым опозданием предлагаю вашему вниманию сейчас.

Photobucket

Она, конечно же сильно утраченная и переделанная, но зато из самых ранних - того же времени, скажем, что и миниатюры византийской Хлудовской Псалтири. Так что мы с вами находимся сейчас у самых истоков как византийской, так и западноевропейской иконографии:-)...
port

Плач мизераблей

Вот как вы думаете – какая наипервейшая заповедь для блоггера в ЖЖ и в любой другой социальной сети? Правильно – не осуди! Ни правительство, ни церковь, ни отдельных чиновников, ни систему образования, ни охрану памятников, ни дорожное движение – потому что у всего этого есть учинённые защитники, которые всегда готовы броситься грудью на амбразуру потроллить в комментах в защиту какого-нибудь проворовавшегося Пупкина.
Но если защитников Пупкина ещё можно заподозрить в ангажированности, то на защиту мизераблей всех возможных сортов толпы граждан бросаются добровольно и с безграничным энтузиазмом – стоит им заподозрить, что их (мизераблей) хотят в чем-нибудь упрекнуть, или – упаси Бог! – над ними посмеяться.
В социальных сетях, как выясняется снова и снова, это СТРОЖАЙШЕ ЗАПРЕЩЕНО.
Более того - запрещено даже УПОМИНАТЬ о чужом невежестве, тупости, дикости и вообще о любых проявлениях человеческого самонадеянного и агрессивного ничтожества. Ничтожных людей у нас просто нет. Каждый человек в нашей благословенной РФ-ии – прямо как в основательно позабытом уже обществе развитого социализма – прекрасен и ценен по-своему. И у запойного подзаборного алкаря непременно должна оказаться в наличии нежная и чувствительная душа, у агрессивного невежды – глубоко спрятанная, простая, безыскусная (и оттого особо ценная) вера, у малограмотного ленивого студента – скрытые способности, которые непременно раскроются, если его удастся спасти от тирании преподавателей, а у героинового наркомана – свобода воли, которую он обязательно проявит, как только его отвяжут от койки…
А вот те, кто так не думает – зажравшиеся евреи, недорезанные интеллигенты, гламурные снобы, враги православия или вовсе белоленточная мразь – предатели родины (нужное подставить), которые так и ищут повода самоутвердиться за счет какого-нибудь мизерабля, испытывающего временные трудности. Который, к тому же, их кормит, поит, одевает и непременно защитит от врага – например, в случае нападения коварной Грузии – в то время как сами они ничего не делают и только строят из себя брезгливых умников…
Загадочный феномен этот можно попытаться связать с пережитками совкового эгалитаризма или, напротив, – с воздействием ложно понятых христианских заповедей на мозги постсоветских обывателей, – но какова бы ни была его этиология, мне кажется, что «спусковой механизм», приводящий в действие подобные реакции, необычайно прост.

Как человек, неоднократно испытывавший на себе их воздействие, я должен признаться в том, что с чрезвычайным почтением и даже некоторым трепетом отношусь к представителям самых разных социальных слоев – к тем, кто кормит, одевает, лечит, учит и даже защищает, но только в том случае, если они это действительно ДЕЛАЮТ. И если в результате их деятельности на белом свете появляется нечто прежде не бывшее – полезное, ценное, нужное и прекрасное – пусть даже чрезвычайно простое. Не случайно, уже несколько лет моими безусловными кумирами стали обитатели улицы Гарибальди в Кастелло: булочница Франческа, которая каждый день в пять утра затапливает свою печь и кладет в нее свои булочки, и обосновавшиеся напротив рыбаки, которые примерно в это время возвращаются с уловом и раскладывают его на своем прилавке. И отзываться об этих людях я могу только с (повторюсь!) чрезвычайным почтением и трепетом, хотя они вряд ли что-нибудь понимают в филиокве и наверняка не отличат Мансуэтти от Карпаччо, а Вивальди от Альбинони.
При этом чрезвычайно важно, что эти люди и сами относятся с уважением и к себе, и к своей деятельности, и к её плодам, понимая или, точнее, интуитивно ощущая, насколько важны они для всех окружающих. Не думаю, что им хотя бы на минуту кажется, что их доля убога и ничтожна, а сами они – несчастные мизерабли, обреченные кормить зажравшихся бездельников. Хотя их жизнь трудно назвать легкой, однако постоять за себя они вполне могут (что доказывается частотой забастовок в благословенной Итальянской республике) – не в последнюю очередь именно потому, что уважают самих себя и свой труд. Думаю, именно поэтому для них не составляет проблемы уважать любой труд, как бы ни отличался он от их собственного. И поэтому я – «дотторе», «профессоре» и «едитторе», отредактировавший и издавший добрую сотню книг по истории и искусству, написавший некоторое количество собственных книг, статей и сценариев к учебным фильмам, подготовивший с десяток выставок, обучивший (и продолжающий обучать) огромную толпу народа и т. д. – никогда не буду выглядеть в их глазах высокомерным снобом, а буду считаться таким же заслуживающим уважения тружеником, как и они сами. И им никогда – внимание! я приближаюсь к основному моменту своих рассуждений! – не придёт в голову принять на свой счёт никакую мою инвективу – просто потому, что они знают и понимают, что она – ни о них, что она просто не может быть о них – потому что мы, как труженики, связаны договором взаимного уважения.
Объектом высокомерного презрения (да-да, я не боюсь этих слов!) в этом прекрасном мире, который существует не только там, в Италии, но отчасти и на свой лад – и здесь, может быть либо человек, которые самонадеянно лезет не в свое дело (например, я, дающий советы булочницам и рыбакам), либо (и чаще!) тот, кто не делает вообще ничего – или, точнее, ничего заслуживающего уважения. И в этом случае речь немедленно перестает идти о народе (в нелюбви к которому, нас, «высокомерных умников», обвиняют наши оппоненты), о всякого рода «кормильцах» и «поильцах» - речь начинает идти о люмпенах. О людях, покинувших (или так и не нашедших) свою социальную и профессиональную нишу, о бездельниках и бестолочах, которые не могут предъявить миру никаких осмысленных результатов своей деятельности – ни хлеба, ни рыбы, ни книг, ни даже чисто выметенной улицы – и именно поэтому находятся в состоянии постоянного «умаления» и тупого озлобления – именно оттуда, из этого состояния и раздается вековечный и безнадежный вой пьяного люмпена: «Ты меня уважаешь?!»

К сожалению, – и в этом я безусловно соглашусь со всеми оппонентами – наличие или отсутствие высшего образования, определенного культурного багажа и даже «престижной» и/или высокооплачиваемой работы в этой ситуации мало что определяет. Определяющим фактором, проводящим границу между человеком и малоосмысленным быдлом (да! я, наконец, употребил и это «запрещенное» слово!) – или, точнее, обозначающим тот рубеж, за которым в такое быдло можно превратиться, – является только общественно-полезный результат человеческого труда. В нем и только в нем находится источник как самоуважения, так и уважения окружающих. И именно те, кто не могут его предъявить или сомневаются в том, что предъявленное будет должным образом оценено, находятся в постоянном страхе потерять это уважение. И именно для них – я подозреваю – и оказывается таким болезненным неуважение – реальное или мнимое – проявленное к их «собратьям по несчастью».
Других объяснений у меня, к сожалению нет...
port

На злобу дня...

Забавно, но ведь наверняка довольно значительная часть "духовных чад" РПЦ МП думает - вполне искренне - что новый закон - это для них ХОРОШО. Что он их, правда, от чего-то такого защитит в случае чего - от какого-нибудь неведомого "загадочного ожесточенного воздействия".
И забавно, что среди тех, кто так думает, - совсем не только людоеды или религиозные фанатики.
Среди них наверняка попадаются внешне вполне пристойные люди.
Думаю, что некоторые из этих людей даже являются моими хорошими знакомыми.
Ну, мало ли, правда? Лишняя зашита никогда не помешает! А ну как разбушуются какие-нибудь неведомые до сей поры враги православия, устроят беспредел какой-нибудь - а мы окажемся перед их лицом такими трогательно-беззащитными... Прямо как раннехристианские мученики, не приведи Господь!

На всякий случай - я не об осквернении, разрушении и всяческом поругании МАТЕРИАЛЬНЫХ святынь. Не о разрушении храмов и порубании икон топором. Тут можно давать хоть пять лет, хоть пятьдесят - ни одному здравомысленному человеку ничего подобного в голову не придёт, а больного сажать всё равно никакого смысла не имеет - его лучше полечить.
Я о том, что никакое (а тем более - отечественное) законодательство никогда не сможет взвесить и прощупать - об этих самых таинственных "религиозных чувствах"...

Поскольку открутить назад эту пакость не удастся ни за что, её ближайшие последствия мои православные братья и сёстры ощутят на собственной шкуре в самое ближайшее время - те из них, разумеется, кто ещё способен воспринимать какие-то сигналы из внешнего мира.
Во-первых, в глазах нерелигиозного большинства общества все они - без какого-либо разбора - окончательно превратятся в капризных, опасных и злопамятных сумасшедших, к которым в лучшем случае будут относиться с настороженной брезгливостью.
Во-вторых, любая возможность что-нибудь исправить или улучшить внутри самой РПЦ будет окончательно заблокирована - поскольку любая критика любой части этой системы может кого-нибудь до оскорбить. Так что будете делать, что вам скажут, и "во всем повиноваться властям своим духовным" (с)
Ну, и, наконец, можете раз и навсегда распрощаться с миссией - любая, даже самая эффектная проповедь христианства под законодательным дулом в современном обществе обречена на провал - по крайней мере, среди психически нормальных людей (если что, "миссия" - это не такая специальная католическая игрушка, а то что заповедовал делать Сам Христос - "Идите, крестите народы..." - ну, и так далее). То есть, то, что не удалось вполне осуществить с помощью гонений, будет успешно довершено "режимом наибольшего благоприятствования".

Впрочем, я предвижу, что тем, кто привык жить в лесу и молиться колесу ходить в свой храмик к своему "светлому батюшке", все эти угрозы по барабану. Что меня ничуть не удивляет - поскольку почву для нынешней религиозной катастрофы идеально подготовила эта самая антихристова эклессиология, допускающая возможность "тихой" и обособленной частной церковной жизни в выбранной по вкусу резервации - без ощущения своего единства со всем телом Церкви.
Иначе чувство катастрофы было бы всеобщим.
Или нет, лучше так - иначе вы что-нибудь сделали бы для того, чтобы её не допустить...
port

Голосуем за Доктора Лизу

Искусством взлома "голосовалок" я так и не овладел - несмотря на рекомендации в комментах к исходному посту.
Попробуем победить честно?

Оригинал взят у exler в Голосуем за Доктора Лизу

А давайте за Доктора Лизу вот здесь проголосуем (вот ее блог, если кто-то не знает, кто она такая). Она явно значительно более подходящий кандидат в президентский совет в номинации «Защита прав инвалидов, бездомных, забота о социально уязвимых категориях населения», чем какая-то девица из «Молодой гвардии едросни», которая ее почему-то сейчас обходит. (зловеще) Но недолго ей обходить Доктора Лизу.

Голосовать, кстати, можно только с российских IP. Всем большое спасибо за поддержку.



http://exler.ru/blog/item/12447/
port

(no subject)

Забавно, как такая, вроде бы, простая (но, как оказывается, весьма редкая) штука, как неукоснительное следование чувству долга может если не победить зло, но категорически пресечь его распространение.
Всё-таки это очень полезная вещь - чувство долга.
То, что заменяет нам всем значительно более редкое и драгоценное чувство любви - и то, из чего, в конечном счете, может родиться если не любовь, то, по меньшей мере, сочувствие и сопереживание. А там и до любви - рукой подать...

Это я, если что, не вообще - а по результатам наблюдения конкретной ситуации, которая сегодня приблизилась к своей кульминации. Наблюдение, надо сказать, весьма захватывающее - почти такое же, как кино про битву за Гондор, к примеру, хотя внешне всё сводится к разговору двух людей, сидящих напротив друг друга "за столом переговоров".

Да и извините, что выражаюсь так туманно - ситуация непростая, болезненная и чреватая очередным крупным скандалом в нашей многострадальной "культурной сфере". Поэтому высказываться должны в первую очередь те, кто от неё непосредственно страдают, - я же тут, по счастью, всего лишь наблюдатель. Выскажутся - прокомментирую...
mandraliska

Гора

Гора, до подножия которой я добрался к полудню, вблизи оказалась почти белой, словно выцветшей под лучами здешнего безжалостного солнца. И хотя было еще только самое начало июля, растрескавшийся камень густо покрывала похожая на рассыпанное серебро облетевшая листва, слегка отливавшая бледно-розовым и бледно-желтым. Шум моря сюда не доносился, да и никаких других звуков не было слышно: птицы не пели, не гудели насекомые – только сухие листья чуть поскрипывали под ногами. Несмотря на полное безветрие, духоты я не ощущал – может быть, потому, что небо постепенно затянулось тучами, хотя ещё утром, когда я покидал своё убежище, оно было ослепительно синим. Тучи медленно сползали по склону мне навстречу, а к середине пути я почувствовал на щеках их влажный холод – ощущение, почти забытое за несколько дней, проведенных в Палермо.
Collapse )


Рассказ синьора Иньото я могу, к сожалению, проиллюстрировать только современными фотографиями, поскольку позднеготических пейзажей Сицилии до нас не дошло (да и вряд ли они когда-нибудь существовали)
Так что - вот:

Вид на порт Палермо с горы Монтепеллегрино

Photobucket

Закат над морем между горами Кастеллаччио и Капо Галло

Photobucket

Ну, и достаточной поздний портрет прекрасной собеседницы синьора Иньото:-)

Photobucket
port

Оптимизация - ругательное слово?

Коллеги, однако, зажигают не по-детски...
Им, видимо, всё ещё кажется, что обращение в так называемые "средства массовой информации" - это такое грозное оружие, перед которым все твои "коварные враги" немедленно разбегутся, рыдая от ужаса, а мироздание услужливо примет именно ту форму, которая представляется тебе наиболее удобной и комфортной.
Меня бы спросили, честное слово! Я-то как раз хорошо знаю цену подобным обращениям...

Теперь по делу.

В силу индивидуальных особенностей своего характера, я не принадлежу к числу людей, любящих трудиться в тесном контакте с высоким начальством. Мне привычнее и приятнее работать самостоятельно, и хорошим я считаю то руководство, которое мне не мешает.

На сегодняшний день стаж моей работы в Третьяковке составляет 25 (прописью: двадцать пять) лет, и если я к кому и лоялен, то к Галерее, а не к ее бывшим, настоящим и будущим начальникам.

Тем не менее, я полагаю, что разговаривать со своим директором через газету стоит только в самом крайнем случае - если все остальные средства исчерпаны, а речь идет о реальной угрозе конкретным памятникам культуры, как это было, например с рублевской "Троицей" или росписями Ферапонтова монастыря.

Только при этом надо вести себя аккуратно, и не начать считать памятником культуры СЕБЯ.

Да, лекционный отдел в Третьяковской галерее действительно упраздняют, и я считаю это решение вполне разумным и давно назревшим. Ни в одном музее России (коллеги не дадут соврать) не существует отдела, сотрудники которого только читают лекции и БОЛЬШЕ НИЧЕМ ДРУГИМ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ. Более того, сама логика лекционной работы в музее предполагает, что лекции читает специалист, который постоянно работает с "живыми вещами", а потом, ненадолго оторвавшись от своей работы, рассказывает простым гражданам о том, что он успел узнать, понять и "наблюсти". В противном случае, не очень понятно, зачем эти простые граждане, собственно, пришли.

Упразднение лекционного отдела отнюдь не означает ни закрытия лектория (если что лекторий - это зал, а отдел - группа граждан), ни, тем более, отмены лекций на будущий год - говорю это вам со всей ответственностью, как член рабочей группы, которая месяц назад закончила составлять их программу (кстати, в основных своих частях она мало чем отличается от прошлогодней - разве что короче, логичней и не содержит откровенно непрофильных для галереи тем). Так что госпожа Скорикова, мягко говоря, вводит общественность в заблуждение, что, впрочем, понятно - кого могут заинтересовать какие-то там изменения в штатном расписании?! А вот угроза делу культурного просвещения - это да, это на первую полосу. Особенно, если учесть, что всё самое страшное, что могло случиться с нашей культурой и культурным просвещением, мы давно уже проморгали (вроде 94-го ФЗ, например). А тут такой замечательный и, главное, абсолютно безопасный повод помахать после драки кулаками - Лебедева же ведь не министр культуры и не председатель Государственной Думы? Вот, значит, она всю нашу культуру и развалила. Дело сделано - крайний нашёлся, и журналист может отправляться на свой кофе-брэйк...

Что касается судьбы сотрудников отдела, то двое из них, насколько я знаю, ушли на пенсию, а остальным (включая саму Скорикову) предложены вакансии - не сантехников, уверяю вас! Галерейскую сантехнику искусствоведам никто не доверит!
Они смогут продолжать свою работу в других отделах - экскурсионном, методическом, детском (о существовании которого Скорикова как-то изящно запамятовала) и читать те лекции, которые они читали раньше, совмещая это занятие с другой работой - так же, как это уже долгое время делаю я, и многие другие галерейские сотрудники.

Так что ничего не бойтесь, покупайте абонементы и приходите в лекторий Третьяковки:-)!
Конец света в Лаврушинском переулке, по-видимому, настанет ещё не завтра - как бы этого ни хотелось госпоже Скориковой и тому, кто брал у неё интервью:-)...

port

С праздником!

Поскольку календарные "нестроения" продолжаются, у нас этот праздник уже настал:-)
И отметим мы его миниатюрой самой знаменитой из васпураканских рукописей - Евангелия из монастыря Ахтамар 1391 года, украшенного мастером Тцеруном (Матенадаран, MS 8772)

Photobucket
port

Ферапонтово - продолжение

Понятно, что только разного рода проплаченные Госдепом оппозиционно-клеветнические газетенки, которые как раз на интернет-заборах и расклеивать, придумывают разные хитроумные коды для вставки их материалов в социальные сети. Уважающие себя солидные государственные издания в таких дешевых рекламных трюках не нуждаются - тем более, что на них, как правило, никто и не думает ссылаться. Разве что руками всплеснуть в ужасе, или пальцем у виска покрутить.
Но даже согласно восторжествовавшей в нашей стране государственной доктрине, отдельные недостатки на местах у нас всё-таки ещё встречаются - они ведь даже в золотую эпоху развитого социализма были, помните? Так что опубликовать какой-нибудь критический материал на фоне победных реляций и обличений вражеских происков у нас вполне себе ещё могут. А иногда - даже вполне по делу.
Это - очень неплохой материал о событиях в Кирилловском музее, подготовленный журналистами "Российской газеты". Завтра ещё один материал появится в "Независимой газете", а в понедельник ИКОМ направит подготовленное нами письмо в министерство культуры. Так что господина Шаромазова по возвращении из солнечной Италии будет ждать несколько сюрпризов.
Очень хочется надеяться, что этот случай окажется одним из тех немногих "по разнарядке" (вроде истории с ямским домом для престарелых или казанскими ментами), когда государственная власть, облачившись в белую тогу, слетает со своего Олимпа, дабы демонстративно погрозить злодеям пальцем, утереть слезы вдов и сирот и улететь обратно. Тем более, что этой ей не будет ровно ничего стоить, а интересы РПЦ и кооператива "Озеро" в этом случае вроде бы не затронуты.
Понятно, что на системе в целом это никак не отразится, но уникальный памятник получит шанс побыть в целости и сохранности ещё некоторое время...
Если же ожидаемого чуда не произойдет и понадобится широкая общественная поддержка - я вас обязательно извещу. Ну, и разумеется, буду держать вас в курсе дальнейшего развития событий.

port

Хранитель Ферапонтова

На фоне всяческих общественных потрясений и горячих (но не всегда предметных) общественных дискуссий вот эта новость могла запросто пройти незамеченной. Но не прошла - и это хорошо. Кстати, пост, на который я ссылаюсь, - далеко не единственный пример беспокойства, которое высказывают как музейные сотрудники, так и люди, которым, мягко скажем, не безразлична судьба того, что принято называть "нашим культурным наследием".
Попробую - отвечая, в частности, на вопросы, заданные мне в комментах и в личных сообщениях, - изложить всё, что мне известно об этой ситуации и о мерах, которые научное и музейное сообщество собирается предпринять в ближайшее время по этому поводу.
Collapse )