_corso_ (_corso_) wrote,
_corso_
_corso_

Categories:

По следам воскресного дня

Я понимаю, что заглавие поста звучит достаточно смешно, но я всё же должен исполнить своё обещание.
Собственно - вот она - икона, созданная около 1640 года для местного ряда иконостаса церкви Николы Надеина в Ярославле.
Для тех, кто не сразу понял, что это за икона - помещаю под катом текст своей экспертизы и могу добавить, что с пятницы она уже в Москве и я очень надеюсь, что в Музее Русской иконы её успеют отреставрировать.
И что в начале будущего года икона, наконец, вернется в Ярославль...

 photo nadeya.jpg



Настоящим подтверждаю, что икона «Воскресение – Сошествие во ад, с историей Страстей Христовых», выставленная на продажу в антикварной галерее «Spazio Eventi» (Italia (VE), Marcon, via Gaggio Porta Est, 9) добросовестным приобретателем, является произведением, похищенным в 1995 году из церкви Николы Надеина (филиал Ярославского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, инв. ЯМЗ 51430), которая ранее находилась в местном ряду храмового иконостаса и имела датировку около 1640 года (время создания росписей церкви Николы Надеина).
Идентичность иконы похищенному произведению установлена, во-первых, путем её сличения с инвентарным описанием, которое было представлено сотрудниками музея. Это описание называет аналогичное устройство доски (из трех частей с двумя поперечными шпонками), сходные размеры (140 х 99 против 143,5 х 101,5 см – погрешность была, вероятно, связана с тем, что измерения для инвентарного описания производились, когда икона находилась в иконостасе) и аналогичный состав и иконографию сюжетов: в среднике – Сошествие во ад (внизу), Христос, восстающий из Гроба (в центре), Вознесение (вверху, по центральной оси), Уверение Фомы и Явление Христа ученикам по дороге в Эммаус (вверху слева), благоразумный разбойник в раю (вверху справа) и Явление Христа на море Тивериадском (внизу справа); в клеймах: Омовение ног, Тайная вечеря, Святая Троица, Выход с Тайной вечери; Моление о чаше в Гефсиманском саду; Взятие под стражу; Приведение Христа в дом первосвященника; Отречение Петра»; Приведение Христа к Каиафе; Приведение к Пилату; Пилат умывает руки; Возложение тернового венца; Шествие на Голгофу; Возведение на Крест; Распятие; Иосиф Аримофейский испрашивает тело Христа у Пилата; Снятие с креста и Положение во гроб; Запечатывание гробницы; Явление ангела женам-мироносицам.
Для опознания иконы была также использована черно-белая фотография, которая позволяет сделать вывод об идентичности иконографических схем, композиций и рисунка.
Художественные приемы – в том числе тонкий «мелочный» рисунок черт ликов; «сплавленные» моделировки с полупрозрачными высветлениями в личном письме (восходящие к работам мастеров так называемой «строгановской» школы); колорит; типология, рисунок и декор архитектурных построек («нутровых палат»), а также характерные свободные, как бы «вибрирующие» белильные разделки горок на фоне сближают икону с целым рядом других произведений ярославской иконописи 1640–1650-х годов.
О том, что обнаруженная икона не может быть современной копией украденного произведения, однозначно свидетельствуют состояние доски и красочного слоя – с многочисленными мелкими утратами, остатками разновременных записей (которые невозможно имитировать) и некоторым количеством современных реставрационных тонировок, сделанных, очевидно, уже после похищения иконы и вывоза её за рубеж.
На обороте, в левом верхнем углу сохранились остатки полустертого инвентарного номера, выполненного белой масляной краской (в ультрафиолетовых лучах ясно читаются цифры «1» и «3», что соответствует номеру 51430).


31.08.2016
старший научный сотрудник
Отдела древнерусского искусства
Государственной Третьяковской галереи
Л.В. Нерсесян
Tags: важное, воскресенье, красивости разные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments