?

Log in

No account? Create an account

Sun, Feb. 2nd, 2014, 08:22 pm
И снова нетолерантное:-)

На самом деле, перед тем, как решиться это записать, я долго хлопал себя по рукам, ибо регулярное писание текстов "на публику" приучает к тому, что практически любая мысль, или даже наблюдение, непременно кого-нибудь оскорбит - особенно если речь идёт о болезненно-чувствительных соотечественниках, считающих необходимым ловить грудью любую инвективу, даже если она пролетает в десятке метров от них.
Но удержаться, в итоге, не смог...

Церковь Сан Дзан Дегола (на нашем варварском венецианском наречии это означает - Усекновения главы Иоанна Предтечи), основанную в XI веке и с тех пор не слишком существенно перестраивавшуюся (за исключением фасада), я намеревался посетить уже давно, и очень обрадовался, когда в один из первых дней нынешнего пребывания в Венеции меня вынесло непосредственно к ней. С большим вниманием я прочитал объявление на двух языках (вторым был русский, поскольку - внимание! с этого момента начинается интересное! - в этой церкви в настоящее время размещается венецианский приход РПЦ МП), что доступ для туристов и паломников открыт с 10 до 12 по понедельникам, вторникам и четвергам.
Послушно выбрав подходящий день на следующей неделе, я, естественно, никуда не попал, поскольку, как гласило новое объявление, именно на этой неделе церковь по каким-то причинам, которых я не помню, оставалась закрытой.
Третье объявление, которое я прочёл, соответственно, уже на третьей неделе своего пребывания в Венеции, звучало более категорично - там (опять-таки на двух языках) сообщалось, что ранее объявленный доступ для туристов и паломников по понедельникам, вторникам и четвергам отменяется - без указания причин и сроков.
Следующая (и единственно возможная в такой ситуации) моя попытка состоялась сегодня, т.е. в воскресенье, ибо я справедливо рассудил, что если в этой церкви вообще есть хоть какой-то приход,то уж в воскресенье он непременно соберётся на литургию. Расчёт оказался верным, и я прибыл к самому концу службы, причём народу в церкви было довольно много. Всё было, как обычно, к в любой другой Мп-шной приходской церкви - дяденьки с постными лицами, тётеньки в платочках, непременная книжка про духовную брань на свечном ящике (Как там в Ливии, мой Постум, или где там? Неужели до сих пор ещё воюем?) Одну из двух интересовавших меня фресок я увидел сразу (хотя она практически не была освещена), вторая где-то пряталась...

Ну, а дальше я совершил ошибку, которую уже много раз клялся не совершать, - когда священник вышел на амвон, чтобы почесть проповедь, я, вместо того, чтобы бежать со всех ног, остался его послушать. Не знаю, что именно я рассчитывал услышать, но мне стало интересно, о чём можно говорить с соотечественниками и единоверцами в далеком чужом городе - дождливом, сумрачном и крайне не приспособленном для нормальной жизни. Или я всё-таки надеялся, что после того, как всё закончится, я смогу отыскать вторую фреску?
Но скоро мне стало не до фресок, ибо батюшка, возведя очи горе, стал рассказывать о своей поездке в Москву и о том, что ему удалось побывать на аудиенции и святейшего патриарха. Дальше речь пошла исключительно о нём (то есть, о патриархе) - как он работает, не покладая рук, круглые сутки, как Святой Дух руководит каждым его действием, и как его подвижнические труды во славу церкви должны стать примером для всех православных христиан.
НА ПОЛНОМ СЕРЬЁЗЕ и с придыханием.
Когда выяснилось, что на той самой аудиенции, на которой побывал батюшка, были даже министры и прочие высокопоставленные люди и исполненный самоотверженности патриарх находил возможность поговорить с каждым из них, я, наконец, сделал то, что давно нужно было сделать, а именно - позорно бежал, испытывая чувство мучительного стыда за происходящее и слыша вдогонку, что мы-то вот жалуемся на наши труды и скорби, а этот подвижник в это время трудится, не покладая рук...
Только не надо мне говорить, что бывает по-всякому. Во-первых, потому, что этот приход у РПЦ в Венеции единственный, и для всех прибывающих туда её чад бывает только так. Во-вторых, мне отчего-то кажется, что батюшка совсем не одинок в своих гомилетичеких изысках. Ну, а в-третьих...
За отчётный период я, наверное, несколько сотен раз был на католических богослужениях в Италии и слышал несколько сотен проповедей, которые понимаю всё лучше и лучше. Они были разными - вдохновенными и спокойными, доброжелательно-снисходительными и суровыми, импровизированными и откровенно заученными. Но во всех в них речь шла о Христе и о христианстве, о Евангелии - о том, как его надо понимать и как ему следовать. А не о том, как одни высокопоставленные чиновники в поте лица пожимают руки другим...
Выводов делать не буду, ладно? Сами сделаете, если захотите...

Sun, Feb. 2nd, 2014 07:29 pm (UTC)
plotnikk: Доброе здравие!

В Москве есть католический собор, в нем так же идет служба. В этом году особенно много было рассказов о новом Папе, кажется о Франциске.
Ничего прихожанам нравится.)

Sun, Feb. 2nd, 2014 07:38 pm (UTC)
_corso_: Re: Доброе здравие!

Вы удивитесь, но я хожу туда почти каждое воскресенье, когда я в Москве. Естественно о папе говорили много первые два месяца после его избрания - всем было интересно. Но говорили явно не так...
(Deleted comment)

Sun, Feb. 2nd, 2014 07:42 pm (UTC)
ignaty_l

тык у михалыча юбилей пять лет прозябания в грунте.
вот и расстарался батюшко отметить.

Sun, Feb. 2nd, 2014 07:59 pm (UTC)
_corso_

Надеюсь, отметят и наградят - чтоб не зря старался. Из той же речи я понял, что он мечтает о создании епархии
(Deleted comment)

Sun, Feb. 2nd, 2014 07:58 pm (UTC)
_corso_

Именно. Именно с этой самой интонацией.

Sun, Feb. 2nd, 2014 07:48 pm (UTC)
superrex

Русское православие есть религия синкретическая, вроде всяких африканских христианств, и если там в христианство включены всякие культы вуду, то у нас - культ государства, то есть православие есть религия не вселенская, а местечковая, резко проводящая грань между эллином и иудеем.( Кстати, интересно, а у католиков есть " святые адмиралы", которые загубили во славу Империи , ( не христианства!), тысячи человеческих душ, а потом были признаны светочами христианства, вроде адмирала Ушакова.)

Sun, Feb. 2nd, 2014 08:02 pm (UTC)
_corso_

Ну, можно сказать, что есть. Только во славу веры, а не во славу империи всё-таки. И, к тому же, в последнее время таких больше не канонизируют.

Sun, Feb. 2nd, 2014 07:51 pm (UTC)
kostanjeta

Очень созвучные у меня мысли( Настолько, что имея старшую крещеную дочь и двух согласных крестных для младшей, уже пять лет не могу заставить себя крестить младшую. Возможно, пересмотрю свои взгляды после смены патриарха, если это повлечет собой кардинальную смену курса РПЦ. Или если найду-таки в глубинке б.м. независимо мыслящего и действующего священника. В церковь ходить тоже перестала окончательно, хотя раньше бывало иногда. Теперь только туристом.

Sun, Feb. 2nd, 2014 08:43 pm (UTC)
acereta

независимо мыслящих и здравых и в Москве и в Питере много... только надо уметь искать. В глубинке тоже не все независимые.

Sun, Feb. 2nd, 2014 07:55 pm (UTC)
evakroterion

Я как-то тоже сдуру (я - сдуру), Вы нашли более обтекаемые выражения, осталась в небольшой церковке на Б. Ордынке. Не Всех скорбящих, что по дороге в Третьяковку напротив Поручика Ржевского, а очень небольшую на той же стороне ближе к реке. И, написав одну записочку с упоминанием имен мамы, бабушек-дедушек etc, а другую – с живущими, осталась почему-то послушать, как он их произнесет. Ясно, что до конца записочек никто не читает. Но моих ни одного имени произнесено не было! Правда, было это во времена предыдущего патриаршества,так что и никаких упоминаний, подобных тем, что Вы наслушались, тоже не было.

Mon, Feb. 3rd, 2014 09:10 am (UTC)
_corso_

Мне иногда кажется, что всё это и делается как раз для того, чтобы все нормальные убежали подальше, и остались эти... как их... верные

Edited at 2014-02-03 09:10 am (UTC)
(Deleted comment)

Mon, Feb. 3rd, 2014 09:11 am (UTC)
_corso_

Думаю, да...
(Deleted comment)

Sun, Feb. 2nd, 2014 08:11 pm (UTC)
betsey_trotwood

с одной стороны, конечно, ты был, может, и неправ - не по рукам себя надо было бить, а в шею себя оттуда гнать, не дожидаясь, пока... но с другой - мало ли кого из нас туда занесет в обозримом, теперь вот все предупреждены; так что можешь считать себя героем, претерпевшим ради и - как это?.. во имя для :-)

Sun, Feb. 2nd, 2014 08:42 pm (UTC)
acereta

я уже тоже об этом подумала... первопроходец, можно сказать.

Sun, Feb. 2nd, 2014 08:23 pm (UTC)
pochta_polevaya

Есть другие священники у нас в МП-ии, как Вы говорите, а вернее, в православной церкви. В пятницу слушала такого, только не в храме, но проповедовать Христа можно и не в храме. Его гимназисты привозили в Москву спектакль о Мандельштаме. Если появится запись (и правмир брал интервью, но это не то), где он говорит с людьми - я обязательно у себя выложу. За своей спиной слышала очень добрые слова и некое удивление, видимо устали люди от шумских проповедей.
Зачем обобщать. В Святогорском монастыре (там где Пушкин погребен) слушала о. Александра, впервые заплакала на проповеди, не от умиления, разумеется, от осознания бездн... и еще были случаи просто потрясения. Разные люди, разные приходы, разной культуры и образования батюшки. Один м.б. не силен в проповеди, но замечательный исповедник. В любви равных нет.

Mon, Feb. 3rd, 2014 09:17 am (UTC)
_corso_

Я ни разу не обобщаю, т.е. не говорю, что РПЦ МП ждёт участь Содома, поскольку понимаю, что праведников в ней пока ещё явно больше десяти. Однако есть тенденция, которую можно видеть - или закрывать глаза. Это свободный выбор.
И да - я ни слова не сказал о КАЧЕСТВЕ проповеди. Я имел в виду исключительно её СОДЕРЖАНИЕ

Sun, Feb. 2nd, 2014 08:41 pm (UTC)
acereta

две мысли вслух:
1. за рубежом стараюсь слушать проповеди католических священников, если только я сама не причащаюсь на литургии, тогда слушаю наших. Католические люблю слушать, особенно в Италии, с любого места, просто когда мимо храма прохожу и случайно заглядываю. В других странах есть проблемы с пониманием, там сложнее...
2. в Москве, там где мне бывает - приходится слушать католические проповеди, они ужасно длинные, ну просто нескончаемые, и что туда только не позапихнут.. но, конечно, не в таком подобострастном стиле.
Это, конечно, не в оправдание венецианского светоча гомилетики, сама бы, наверное, сбежала....

Sun, Feb. 2nd, 2014 11:37 pm (UTC)
sister_kari

В Людовика приходите. За 10 лет не слышала ни одной ужасно длинной проповеди. ) И ни одной подобострастной.

Sun, Feb. 2nd, 2014 08:59 pm (UTC)
fabrique

Нет, это же надо, даже в Венеции!

Летом в Казахстан приезжал епископ Клеменс из Саратова, который до этого был на всемирной встрече молодежи в Рио. Вот буквально сразу оттуда - в Озёрное. Он очень много рассказывал о Папе тогда, на мессах в том числе. О том, как Папа вёл себя на этой встрече, что говорил - и епископам при личных встречах, и молодежи, которой тогда в Рио было по-моему 3 миллиона человек. Но это было как-то очень тепло. Это сложно объяснить, но я вот вспомнила его рассказы и улыбаюсь сразу. В них было столько радости, уважения и любви. Да и епископ Клеменс такой человек, что в искренности его слов сомневаться просто невозможно.) А истории вроде вашей очень огорчают меня, конечно. Печально это всё.

Mon, Feb. 3rd, 2014 09:25 am (UTC)
_corso_

Ключевые слова - о том, что он говорил. Меня бы не смутил пересказ каких-то конкретных наставлений первоиерарха, но гундяевские тщательно темперированные пустышки пересказу не поддаются. Разве только когда ему темперированность изменяет

Sun, Feb. 2nd, 2014 09:52 pm (UTC)
sergey_108

Никак не могу понять Вашего удивления. Вам давно пора забыть об этой чекистской организации, созданной Сталиным и Берией в 1943 году по образу и подобию КПСС, поставить на ней крест. Никакого отношения к церкви она не имела и не имеет, это сатанинская имитация церкви, которая должны была обманывать людей. Перестаньте наконец обманываться.

Mon, Feb. 3rd, 2014 09:27 am (UTC)
_corso_

Я не обманываюсь. Я просто пока не могу думать именно так, поскольку вижу и знаю, что в ней явно больше десяти праведников

Sun, Feb. 2nd, 2014 11:20 pm (UTC)
easystalker

Левон, вы патриот )
Нет, ну надо же, поехать в Венецию и там отыскать такое же г-но )

Mon, Feb. 3rd, 2014 09:28 am (UTC)
_corso_

Я патриот средневекового искусства:-)

Sun, Feb. 2nd, 2014 11:52 pm (UTC)
sister_kari

Еще бы он без придыхания попробовал. Вертикаль церковной власти этого не пропустит, быстренько вместо Венеции, с одним рабочим днем в неделю, в Нижних Кимрах окажется.

Mon, Feb. 3rd, 2014 09:28 am (UTC)
_corso_

Это да:-)))

Mon, Feb. 3rd, 2014 11:09 am (UTC)
nedovolnay

А почему Вы не напишите жалобу, что такие-то не предоставляют доступа к памятнику искусства? Наверняка есть у вас некая организация, которая следит за этим. Можно даже судебный иск подать, потому что Вас вынудили выслушать полный бред, и это причинило Вам моральные или нравственные страдания. Наверняка, с проповедывавшего можно моральный ущерб получить.

Mon, Feb. 3rd, 2014 11:40 am (UTC)
_corso_

Вы шутите или злитесь - не могу понять? Если злитесь, то лучше не на меня, а на тех, кто делает из этой церкви посмешище. Только это никакие не "внешние", а самые что ни на есть внутреннние. Внутреннее не бывает.