?

Log in

No account? Create an account

Wed, Mar. 27th, 2013, 12:36 pm
Внеочередное - о Ярославском музее...

Я, конечно же, готов изложить здесь то, что мне известно о ситуации в Ярославле, однако сразу хочу предупредить, что ничего такого, что могло бы потребовать немедленных ответных действий или просто какой-то оперативной реакции (а как мы, собственно, можем ДЕЙСТВОВАТЬ в сложившихся условиях?), там пока не произошло.
Как, собственно, не произошло там ничего неожиданного и непредсказанного. О том, что после принятия закона об имуществе религиозного назначения под угрозой уничтожения окажется каждый второй отечественный музей-заповедник, я уже предупреждал неоднократно – практически во всех своих интервью. Равно, как и о том, что ни архитектура, ни настенные росписи (которые, что ни говори, обычно составляют наиболее «ударную» и ценную часть собрания таких музеев) не входят в Государственный Музейный фонд (его составляют только ДВИЖИМЫЕ памятники), отчего никакой законный иммунитет на них не распространяется – по новому закону они подлежат передаче БЕЗУСЛОВНО и БЕЗОГОВОРОЧНО.
Услышали? Осознали? Так чего же теперь тревогу бить? Всё происходит ровно по закону. А не хватит этого – вам ГосДура ещё настрогает – вплоть до полного законодательного коллапса. Дурацкое дело – нехитрое.
Кстати, вполне законное «уведомление о выселении» музей получил ещё в декабре прошлого года и там, если я не ошибаюсь, предусмотрен вполне законный шестилетний срок, в течение которого он должен освободить большую часть помещений Спасо-Преображенского монастыря в обмен на равноценные помещения для фондов и экспозиций, которые должно предоставить государство. Теперь слово за государством – как оно справится с этой задачей. В конце концов, где именно хранить и развешивать иконы, по большому счёту уже всё равно – лишь бы само помещение было для этого приспособлено. Конечно, приятнее делать это в каком-нибудь историческом здании, но и новостройка тоже вполне сгодится.
А вот что будет после отъезда музея со свежерасчищенными фресками Спасо-Преображенского собора – одним из немногих сохранившихся ансамблей русской монументальной живописи XVI столетия – об этом закон умалчивает. Это уж как новые «хозяева» распорядятся.
С остальными пятью храмами (Ильей, Предтечей, Богоявлением, Николой Надеиным и Рождеством), которые, собственно, и составляют на сегодняшний день большую часть Ярославского музея-заповедника, дело обстоит сложнее – и печальней. Про уникальность, шедевральность и всякие художественные достоинства тамошних фресок даже говорить не буду – у тех, кто про них знает, сердце и так кровью обливается, а для всех прочих это, к сожалению, пустой звук. Главная проблема в том, что единственным «распорядителем» этих построек на сегодняшний день является – по его собственному утверждению – Госкомимущество, и наличие у музея каких-либо документов на право оперативного управлениями ими оно (Госкомимущество) категорически отрицает. На практике это означает, что даже установленный законом шестилетний иммунитет на эти памятники не распространяется и они могут быть переданы В ЛЮБОЙ МОМЕНТ (именно последнее обстоятельство, когда о нем узнали коллеги, и вызвало у них вполне обоснованную панику). Музей полагает, что подобные документы у него есть (если позволите, я пока не буду вывешивать их сканы) и теоретически готов даже защищать свое право оперативного управления в суде. Но даже если оно и будет подтверждено, он сможет получить не более шести лет отсрочки – для получения упомянутых в законе «эквивалентных помещений» (интересно, какое помещение эквивалентное церкви Ильи пророка можно найти в городе Ярославле?)
Кроме того, выезд из храмов – немедленный или отсроченный – чреват в перспективе вывозом из них всех икон и даже иконостасных рам, поскольку все они как раз и являются частью Государственного музейного фонда и передаче не подлежат, - то есть той катастрофой с разрушением аутентичных ансамблей, которая уже произошла в московской церкви Троицы в Никитниках. Здесь, конечно, можно будет пойти и по другому пути – с передачей икон и иконостасов во временное хранение (как это было в Новодевичьем), но мне отчего-то кажется, что музей будет до последнего настаивать на первой версии – и я никак не могу его за это осудить...

Из всей этой ситуации может быть ровно два выхода – но оба, к сожалению, фантастические.
Во-первых, можно вспомнить, что закон не ПРЕДПИСЫВАЕТ передачу, а только ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕЁ МЕХАНИЗМ. Так что нет просьбы – нет передачи. Поэтому у Ярославской епархии остаётся возможность отозвать свои «уведомления», задумавшись о том, действительно ли ей нужны все эти храмы, и готова ли она – взаправду, а не на бумаге – обеспечивать их сохранность. Тем более, что два из пяти упомянутых храмов уже и так уже находятся в совместном пользовании и в них проводятся регулярные богослужения. Что наглядно демонстрирует, что с Ярославским музеем можно вполне договориться мирным путем – не ставя под угрозу сохранность памятников.
Да, и кстати, - если та самая епархиальная "концепция развития" переданных памятников, смутные слухи о которой до меня периодически доходят, действительно существует - не худо было бы предъявить её заинтересованной общественности - для широкого обсуждения, например***.

Второй путь – сделать ещё одну попытку если не отменить, то хотя бы слегка изменить закон, прибавив к нему список уникальных памятников, не подлежащих передаче ни при каких обстоятельствах. Хотя во вменяемость наших законодателей я верю ещё меньше, чем в бескорыстную мудрость Ярославской епархии...

Пока я могу обещать лишь то, что в ближайшее время для обсуждения этой безнадежной ситуации соберется заседание Экспертного совета ИКОМа – может, нам всё-таки удастся выработать какой-нибудь конструктивный план действий.
________
***Если что, я отнюдь не против епархиальных музеев - так, например, в моём любимом Палермо епархиальный музей - с точки зрения, как хранения, экспонирования и популяризации собрания, так и реставрации и всяческих "учёностей", - выглядит значительно эффектней, чем государственный музей в Палаццо Абателлис. Но мне кажется, что подтвердить способность и готовность такие музеи создавать можно, не разрушая музеи существующие, а создавая свои собственные. Как знать? Может, созданный Ярославской епархией музей окажется настолько успешным, что сотрудники музея-заповедника САМИ ЗАХОТЯТ выбраться из-под опеки государства и перейти к ним под крыло? Но пока, к сожалению, ничто об этом не свидетельствует...

Wed, Mar. 27th, 2013 09:18 am (UTC)
chuchundrrra

Скажите, а на сколько возможно, хотя бы теоретически, внести корректировки в законодательство? Имея на руках вобщем-то неприглядные случаи Рязани, Пскова и Ярославля. По сути дело ведь так и нет механизма, который бы определял что можно, что нельзя передавать

Wed, Mar. 27th, 2013 09:21 am (UTC)
_corso_

Теоретически, механизм внесения поправок в уже принятые законы существует.
Мы попробуем это обсудить.

Wed, Mar. 27th, 2013 11:02 am (UTC)
simfeya

Горько и печально.

Wed, Mar. 27th, 2013 11:39 am (UTC)
_corso_

:-(

Wed, Mar. 27th, 2013 11:32 am (UTC)
pluhcmyk

Нет слов.
Давно не была в Троице, то есть так и не решаюсь зайти ни в Троицу, ни в Новодевичий.
В Троице все совсем плохо, да?

Wed, Mar. 27th, 2013 11:39 am (UTC)
_corso_

Я тоже туда не заходил. Насколько я знаю - иконы вынули, копии пока ещё не сделали.

Wed, Mar. 27th, 2013 11:46 am (UTC)
gennadydobr

"во вменяемость наших законодателей я верю ещё меньше, чем в бескорыстную мудрость Ярославской епархии..."
Так, м.б., проверить мудрость епархии? Имею в виду официальное обращение к ним с развёрнутыми предложениями о дальнейшем совместном сохранении и пользовании. С чётко оговоренными правами и обязанностями каждой из сторон. Возможно, здравый смысл и искренняя забота о сохранении святынь перевесят ... иные соображения, и удастся преодолеть законотворческий коллапс обоюдной доброй волей...

Wed, Mar. 27th, 2013 11:48 am (UTC)
_corso_

Ох... попробуем действовать с обеих сторон.
Проблема в том, что договор в этой ситуации заключать как бы не с кем. Храмы по закону принадлежат им - с какой стати они станут с кем-то договариваться?

Wed, Mar. 27th, 2013 01:22 pm (UTC)
fits_roy: музей

Есть еще такое понятие: Обскурантизм сиречь Мракобесие. Мракобесие — вольный перевод на русский язык термина «обскурантизм» (латинское obscurans — «затемняющий»), означающего идейное настроение, враждебное по отношению к науке, культуре и личной свободе. Его частенько понапросну использовал Ленин, но от этого оно смысл не утратило.Беда в том, что в наши дни в России мракобесие стало гос. политикой, заменяя собой для ПЖИВ национальную идею.

Wed, Mar. 27th, 2013 06:30 pm (UTC)
_corso_: Re: музей

Знаете, Виктор, я очень боюсь, что даже это - не совсем всерьёз. Скорее так, для видимости. Уж очень карикатурно выглядят их записные "идеологи".
Боюсь, что госполитикой стало у нас тотальное безразличие ко всему, кроме собственной наживы.

Wed, Mar. 27th, 2013 04:07 pm (UTC)
uuvasilev

В храме, конечно, должна идти служба (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове с бесподобными фресками, но уже десятилетия пустым иконостасом - зрелище удручающее), но даже действующий храм должен оставаться тщательно охраняемым памятником истории и культуры. Как это совместить - вот в чем вопрос!

Wed, Mar. 27th, 2013 06:28 pm (UTC)
_corso_

Никакой загадки, уверяю Вас. Оперативное музейное управление плюс службы, осуществляемые на основе соглашения о взаимном использовании. Ровно такая ситуация и в Богоявлении, и в Илье.

Но это вряд ли возможно во всех без исключения храмах - в Ферапонтове, например, или в Спасе на Ильине это категорически исключено.
(Deleted comment)

Wed, Mar. 27th, 2013 04:09 pm (UTC)
arbook_9: Без рефлексии.

Левон. Представляется единственно возможным идти по пути срочного внесения поправок в закон о "реституции".
В случае Ярославля все эти памятники уцелели ТОЛЬКО благодаря тому, что они были отнесены к высшей категории (в книге Тамары по Илье подробно).Так вот, реестр таких церквей, являющихся общенациональным достоянием ВЫСШЕГО уровня, составить реально, и все они поправками могут быть выведены за рамки треклятого закона.
ЗЫ. Кстати, ведомством, которое спасло названные церкви, руководила тов. Троцкая...

Edited at 2013-03-27 04:10 pm (UTC)

Wed, Mar. 27th, 2013 06:32 pm (UTC)
_corso_: Re: Без рефлексии.

Мы обязательно поговорим об этом на заседании совета.

Wed, Mar. 27th, 2013 06:10 pm (UTC)
chizhen

Кальдару знаю и люблю. Это произведение в этом и иных исполнениях неоднократно слушал. У меня где-то с сотню, а то и более, пассионов - сколько на именно этот текст не считал, да и времени на это нет.
Что-нибудь получилось с Лотти?

Wed, Mar. 27th, 2013 06:24 pm (UTC)
_corso_

Я ещё не доехал - улетаю 20-го!

Wed, Mar. 27th, 2013 07:07 pm (UTC)
katapetasma

*два из пяти упомянутых храмов уже и так уже находятся в совместном пользовании и в них проводятся регулярные богослужения*
Да, в Илье служат летом каждое воскресенье.
Лучше восстановили "своё", что есть - Михаила Архангела или Николу Мокрого.

Wed, Mar. 27th, 2013 07:22 pm (UTC)
_corso_

По поводу богослужений в Илье музей, как мне кажется, испытывает больше энтузиазма, чем епархия...

...потому что всем нам, в конечном счете, хочется, чтобы люди молились Богу в месте, исходно для этого предназначенном.
Только речь, как Вы понимаете, совсем не об этом.

Thu, Mar. 28th, 2013 08:05 pm (UTC)
kuba

Господи, неужели это произойдет?!
В сентябре была в Ярославле. Осмотреть удалось ли те храмы с фресками, которые музеефицированы. Те, что переданы епархии, закрыты наглухо.

Thu, Mar. 28th, 2013 08:12 pm (UTC)
_corso_

Если ничего не изменится в общей государственной ситуации - произойдёт, к сожалению. Несмотря на все наши усилия...

Fri, Mar. 29th, 2013 09:18 am (UTC)
mininand

как исторический оптимист, предлагаю еще одно решение проблемы: аккуратно заштукатурить (только не обтюкать ледорубом, как в Зверине), побелить и потом передавать, за шесть лет можно успеть)
Извините за глупую шутку. Я сразу вспоминаю Владимир, помню, что в первый раз году в 65-м не смог посмотреть на фрески, шла служба.

Fri, Mar. 29th, 2013 08:27 pm (UTC)
_corso_

Хорошо бы, конечно... Но второго заштукатуривания они могут не выдержать.
Или сплошной записи, как в Надее (кстати, там даже записывать занова не надо - расчищено меньше половины)

Sat, Mar. 30th, 2013 08:26 am (UTC)
nhzvlbz_a: Переславский музей-заповедник

Переславский музей заповедник в точно таком-же положении, что и ярославский, и тоже всем сотрудникам сказали заткнуться.
И это несмотря на то, что в городе на 42000 населения - 7 действующих церквей и 4 действующих монастыря и по большому счету зданий для адекватного перевода музея в городе нет.

Sat, Mar. 30th, 2013 09:50 pm (UTC)
_corso_: Re: Переславский музей-заповедник

Понимаю. Так везде.
Отсутствие зданий даёт некоторую надежду.

Thu, Jan. 2nd, 2014 03:14 pm (UTC)
roman_i_darija

---в ближайшее время для обсуждения этой безнадежной ситуации соберется заседание Экспертного совета ИКОМа – может, нам всё-таки удастся выработать какой-нибудь конструктивный план действий.

Скажите, пожалуйста, какие-то планы появились?