?

Log in

No account? Create an account

Tue, Jul. 2nd, 2030, 04:10 pm
Образы Италии

Друзья мои!
Я обращаюсь к вам с очень важным для меня предложением и очень надеюсь, что среди вас есть те, кто на него откликнутся, или хотя бы передадут эту информацию тем, кто в ней может быть заинтересован.
Постоянные читатели моего журнала должны помнить, что я уже несколько раз порывался перевести свою любовь к Италии на некие «практические рельсы» и заняться, в частности, написанием про неё разных текстов, которые можно было бы условно назвать «путеводителями» или, точнее, книгами для чтения – не важно, в путешествии ли будет осуществляться это чтение, до, после, а может быть, даже и вместо него.
Когда эта идея только возникла, речь действительно шла о книгах (тем более, что сам я в прошлом и даже отчасти в настоящем – учинённый книгоиздатель), но, пообщавшись с соответствующими издательствами и ознакомившись с тем, что сегодня публикуется в интересующем меня жанре, я понял, что жанр этот – по крайней мере, в нашем отечестве – умирает или, точнее, жизнерадостно деградирует под тем же лозунгом, под которым у нас приходит в упадок всякое культурное просвещение - народу это не нужно!. Что в переводе с отечественно-предпринимательского на общедоступный означает, что предприниматель (а книгоиздание у нас это бизнес, если кто не в курсе) будет очень неохотно вкладывать деньги в книгу, которая не принесет ему сверхприбыли, то есть не будет пользоваться массовым ажиотажным спросом, а тем более не будет вкладывать в нее «лишние деньги» – на гонорары продвинутым авторам, на хорошие фотографии, поездки и т.п., если вся необходимая информация (как он полагает) может быть добыта методом копипаста из Википедии или с туристических сайтов, а в случае, если она вдруг окажется иноязычной – прогнана через гугл-переводчик. При этом второй принцип – принцип тотальной экономии – оказывается намного важнее первого, поскольку даже самый недогадливый книгоиздатель рано или поздно понимает, что путеводитель – это не новый детектив Донцовой и ажиотажным спросом не будет пользоваться НИКОГДА.
В том, что предприниматель in question думает всегда именно так, я имел возможность несколько раз убедиться – причем правило это неукоснительно действует, независимо от того, насколько образованными, культурными и вообще «своими» кажутся на первый взгляд его представители, с которыми приходится вести переговоры. Результат подобного подхода совершенно очевиден – содержательная часть путеводителей все более сжимается (поскольку сказать копипастерам нечего) и они превращаются в набор справочных сведений, необходимость в которых при наличии интернета и возможности выхода в него уже почти из любой точки мира представляется все более и более сомнительной.
Что никоим образом не отменяет необходимости в умном собеседнике, спутнике, который мог бы прокомментировать эти сведения, помочь соединить их с конкретным памятником или конкретной местностью и пережить все это не просто как целое, а как целое живое и открытое, связанное с другими «целыми» феноменами в единую живую систему.
Мои соображения на этот счет где-то с полгода тому назад (когда я ещё думал, что хочу издавать книги) были изложены в пространном документе, с которым я ходил по добрым людям, пытаясь получить от них хоть какую-то помощь или хотя бы умный совет. Разумеется, ничего нового и оригинального в них нет, но если кому-то хочется подробностей – можно залезть под кат, куда я запихал наиболее содержательный фрагмент этого документа.

Появление новых методов собирания, накопления и передачи информации, развитие мультимедийных технологий создают весьма благоприятные условия для знакомства с историей и современной жизнью Италии, погружения в её культурное наследие. С другой стороны, чрезмерное увлечение этими методами и технологиями, а также особенности восприятия современного человека могут приводить к тому, что значительная часть накопленной информации остается невостребованной. На информационных сайтах и в многочисленных путеводителях зачастую предлагают одни и те же краткие информационные «справки» с достаточно произвольно выбранными и не всегда точными сведениями, которые продолжают тиражироваться не только в массовой туристической индустрии, но и в изданиях, претендующих на серьёзность. На самостоятельный поиск нужной информации у людей, не являющихся специалистами в области культуры и искусства, как правило, не хватает времени и соответствующих навыков.
С другой стороны, даже самые почтенные и пространные справочники объединяет с краткими текстами путеводителей и информационных сайтов сухая, безличная и нарочито беспристрастная манера подачи необходимой информации (дежурные восторги путеводителей, а фактически «рекламные» клише, никак не компенсируют эту сухость). Легкодоступная безличная информация неизбежно обесценивается и легко растворяется в хаотичном информационном поле, окружающем современного человека.
В этой ситуации особое значение приобретает фигура посредника-знатока, просвещенного «попутчика» и «собеседника», который мог бы не только выбрать наиболее важные и выразительные факты из огромного свода знаний, накопленных гуманитарными науками, но и должным образом эти факты осмыслить и пережить, чтобы вызвать у читателя ответное сопереживание. Именно благодаря такому сопереживанию процесс знакомства с культурой другой страны может стать захватывающе-увлекательным, а те впечатления, которые будут получены во время путешествия – если оно состоится – по-настоящему полноценными.
Идея подобного «посредничества» не является чем-то исключительным. Культурная память многих европейских народов сохранила имена тех, кто в Новое и Новейшее время выступил в такой роли, не только знакомя широкую публику с художественными сокровищами Италии, но и создавая целостный и живой образ той уникальной жизненной среды, в которой эти сокровища были созданы и продолжают существовать, зримо являя неразрывную связь прошлого с настоящим. В русской традиции непревзойдённым на этом поприще остается Павел Павлович Муратов – выдающийся писатель и искусствовед, автор легендарного трёхтомника «Образы Италии». Незаурядное литературное дарование и энциклопедические знания позволили ему непринуждённо соединить приемы художественной эссеистики с профессиональными искусствоведческими методами, ученую объективность с острым индивидуальным видением и переживанием, и создать в итоге познавательную, живую и универсальную по жанру книгу, оставляющую далеко позади любые, даже самые обстоятельные, путевые заметки. Путешествие, которое предлагает совершить автор, - это не столько перемещение в пространстве, сколько погружение в культурную, природную и социальную среду, которое может предварять реальную поездку, сопровождать в ней или помочь в осмыслении полученных впечатлений, и, наконец, заменить её для тех, кто в силу различных причин не сможет сам её совершить.
Разумеется, повторить уникальную художественную и научную индивидуальность Павла Муратова – задача невыполнимая и бессмысленная, но возрождение муратовского жанра и метода спустя столетие после выхода в свет его книги представляется очень важной и актуальной задачей, заслуживающей как творческих усилий, так и материальных вложений. Новое обращение к итальянской культуре, сочетающее знаточество с тонким осмыслением и переживанием исторических фактов и художественных явлений, может быть, на наш взгляд, значительно более масштабным, более систематизированным и в большей степени привязанным к «географии» конкретных маршрутов. Здесь можно говорить не об одной-двух книгах, а о целой серии изданий, посвященных истории и культуре различных регионов Италии. Эти издания должны быть не столько «образцовыми» путеводителями (хотя их можно использовать и в этом качестве), сколько полноценными иллюстрированными книгами, интересными и для тех читателей, которые в ближайшее время не планируют никаких путешествий.


Хождения и разговоры с умными людьми оказались не совсем бесполезными, поскольку умный совет я в итоге получил – не пытаться искать деньги ни на какие книжные серии об Италии, исполненные в муратовском духе и стиле, поскольку этот проект абсолютно не осуществим – причем не только по причине отсутствия людей, готовых его финансировать, но, в действительности, ещё и по причине отсутствия потенциальных писателей – или точнее их чрезмерной потенциальной занятости. Всё-таки написать книгу или даже часть книги, в которой настоящее знаточество сочеталось бы с настоящей литературностью – серьёзный труд даже для очень талантливого автора, требующий его полного выключения из обычной (в том числе и профессиональной) жизни, как минимум, на полгода, а то и на год.
Т.е., низы «не могут», верхи «не хотят», и новые «Образы Италии» пишутся где угодно – в основном, в головах путешественников, в дружеских застольях, отчасти – в социальных сетях, но только не на бумаге (относительно книги Ипполитова «Особенно Ломбардия», я имею своё вполне определённое мнение, которым готов при случае поделиться, но соответствующей заявленному жанру я её безусловно не считаю).
Собственно, именно это «отчасти в социальных сетях» и вдохновило меня (и тех добрых людей, которые давали мне советы) на радикальный выход из положения – никаких книг не писать, а делать всем вместе гигантский сайт, который будет своеобразным «складом» всех неомуратовских впечатлений и неомуратовских рассказов, которыми умные, знающие и трепетные люди будут готовы поделиться с широкой общественностью. По крайней мере, именно так это может выглядеть на первых порах – берутся двадцать провинций и пять городов (Рим, Флоренция, Венеция, Милан и Неаполь) и выстраиваются наподобие рисунка для будущей мозаики, а потом множество людей – кубик за кубиком – начинают эту картину заполнять своими текстами, рассказами и впечатлениями. Сначала – увы! – бесплатно, но это отчасти извиняется тем, что речь не будет идти ни о каких «полномасштабных» текстах. Достаточно будет одного маленького городка, одной улицы, одной церкви или музея, или даже одной картины или скульптуры. Той, которая поразила вас настолько, что вы все про нее разузнали, так что ваши знания и впечатления уже сложились в связный и цельный рассказ, который просто не было повода записать. Или который даже уже записан и просто ждет новую порцию читателей.
Если собранные на первых порах фрагменты мозаики окажутся интересными, то знакомство с ними можно будет частично перевести на коммерческие рельсы – как это делается, например, в журнале «Сноб», где существует, насколько я знаю, платная подписка на обновления, позволяющая получать их сразу же после появления в сети. Делаться это будет не для получения сверхприбылей, а исключительно для того, чтобы иметь возможность делать конкретные заказы авторам из уже сложившегося круга – и даже оплачивать им поездки для написания новых фрагментов.
Чтобы запустить этот сайт в будущем году, как мы планируем (здесь добрые люди с моей второй работы пошли мне навстречу и готовы выполнить программерско-дизайнерскую часть работы бесплатно), нужны тексты. И именно поэтому я сейчас и оказался снова в Палермо – для того чтобы несколько таких текстов написать – или здесь, или дома, сразу по свежим впечатлениям.

Суть же моего предложения вам - в связи со всем вышеизложенным - такова – не хотите ли вы тоже включиться в работу и изготовить (или прислать, если они уже изготовлены) несколько своих кубиков для будущей мозаики?
Понятно, что предложение моё обращено прежде всего к профессионалам – историкам и искусствоведам, которых в моей френдленте немало (одни бывшие студенты чего стоят!). Однако я уверен в том, что даже не имея специального образования, можно, при наличии определенного энтузиазма, достигнуть очень высокой степени знаточества, обладая при этом несомненными литературными талантами. Так что попробовать стоит – тем более, что на первых порах у всего этого проекта будет один редактор и «архитектор» - ваш покорный слуга, и я достаточно быстро смогу сказать вам, годится ли ваш текст для задуманной мною картины.

Итак, еще раз – по содержанию это может быть практически любой сюжет, касающийся истории и искусства Италии - от доисторических времён до наших дней – события и портреты, храмы и дворцы, музеи, иконы, картины, скульптура, музыка, литература и кино. Единственное требование – этот сюжет должен иметь «географическую привязку» к конкретной местности, чтобы потом занять свое место в общей мозаике.
Текст должен быть обязательно «знаточеским», то есть предполагать, что автор знает всё или практически всё об обсуждаемом предмете и обо всех смежных вопросах, которые он затрагивает (что совершенно не означает, что всю имеющуюся информацию ему нужно непременно излагать). При этом он должен быть стильным и, по возможности, литературным, но при этом не вычурным (то есть на первом месте должен быть всё-таки обсуждаемый предмет, а не автор со своими житейскими и стилистическими тараканами – это, если кто не понял, увесистый булыжник в огород господина Ипполитова).
Объем его может быть практически любым – от 10-12 страниц до плюс бесконечности, - но начинать лучше всё-таки с небольших фрагментов, которые нужно будет (если вы решитесь!) прислать мне на почтовый ящик crazypilgrim@yandex.ru с пометкой «образы Италии» и с краткими сведениями об авторе. Дальнейшая судьба его может быть следующей:
1) я вежливо сообщаю вам, что это не совсем то, что я имел в виду, и мы расстаемся друзьями:-)
2) я прошу вас доработать или переработать какие-то фрагменты и послать мне текст заново
3) я беру текст, что называется «в редактуру» и показываю вам через некоторое время результат на утверждение
4) я с восторгом сообщаю вам, что вы – гений, оставивший Муратова далеко позади, и что ваш текст нуждается только в небольшой корректорской правке

Попробуем, а?
Не скрою, я страшно заинтересован в этом проекте – и не только потому, что люблю Италию и хочу всем миром воссоздать её «правильный» образ. В этом проекте мне видится, к тому же некая протестная акция в духе книги «451 по Фаренгейту» или ещё более любимого мною «Эшера II» - когда нормальные люди, собравшись вместе, показывают, как оно должно быть на самом деле - тем, кто сплошным коммерческо-сетевым валом оболванивает и без того не слишком крепкие головы наших сограждан.

Ну, и надо ли говорить, что в идеале тексты должны сопровождать фотографиями – пусть не абсолютно профессиональными, но, по крайней мере, красивыми, эффектными и соответствующими духу вашего повествования.

ОЧЕНЬ ЖДУ ВАШИХ ОТКЛИКОВ!!!
А пост этот я через некоторое время сделаю вторым висячим, чтобы на него всегда можно было сослаться

Mon, Jul. 2nd, 2012 12:35 pm (UTC)
maxdz

Бумажная книга умирает - и не только в России. Вероятно, ещё некоторое время у бумажной книги останется ниша - иллюстрированные издания, с качественной полиграфией и в большом формате, но со временем закроется и эта ниша.

Потому, интернет-сайт с текстами (и даже иллюстрациями) - это оптимальный вариант. Если хотите написать произведение и полагаете, что оно может быть интересно читателям - пишите, выкладывайте на сайт в формате ".pdf" (чтобы было удобно загружать в электронные читалки) и предлагайте внести некоторую фиксированную сумму за скачивание вашей книги или просто делать пожертвования, кто сколько захочет.

Заведите несколько электронных кошельков, типа PayPal, Яндекс-Деньги, итп. Сделайте кнопки оплаты/пожертвования прямо на странице с произведением. Вероятно, ваши читатели будут люди образованные, благополучные, с хорошим доходом и им не составит никаких проблем заплатить некоторую сумму за прочтение вашего труда, если он окажется интересным. И самое лучшее в этом - все деньги (за исключением мизерного процента, который возьмёт себе компания-"кошелёк") получите вы, т.к. не будет никакого издателя.

Удачи вам! :)

Mon, Jul. 2nd, 2012 01:27 pm (UTC)
deux_pieces

как это марка твена? слухи о моей смерти оказались несколько преувеличенными. так же и с бумажными книжками. кино не убило театр, тв не убил кино и так далее. бумажные путеводители живы-живехоньки. активно выходят новые, переиздаются старые и появляются новые серии. достаточно какое-то время помониторить амазон, что бы убедиться в этом.

Edited at 2012-07-02 01:31 pm (UTC)

Mon, Jul. 2nd, 2012 12:43 pm (UTC)
la_tisana

Очень интересный проект, Левон!
Был бы у меня литературный талант - написала бы о Темпьетто с удовольствием)
Перепост, конечно же)

Tue, Jul. 3rd, 2012 07:45 am (UTC)
_corso_

Спасибо:-)

...а попробуйте написать что-нибудь о лангобардах и их столице:-) (точнее, об одной из многочисленных столиц)?

Mon, Jul. 2nd, 2012 12:45 pm (UTC)
nantik7

АААА! Давно мечтаю о таком путеводителе! Собираюсь зимой в Италию в первый раз (турпоездка 5 лет назад не считается), так что пока ничего не могу предложить сама, но попробую растревожить людей, которые рассказывали мне такие сказки об Италии...

Tue, Jul. 3rd, 2012 07:44 am (UTC)
_corso_

Вот-вот:-) Сказки должны быть записаны и стать общим достоянием:-)!

Mon, Jul. 2nd, 2012 12:45 pm (UTC)
mentalpress

А те, кто отчаянно любят отдельные места, но не могут похвастаться знанием всего? Стоит ли им вообще пытаться?

Tue, Jul. 3rd, 2012 07:42 am (UTC)
_corso_

Попытаться стоит - по крайней мере, записать и посмотреть, что получится. Текст всегда можно дополнить - важно, чтобы вырисовывался образ.

Mon, Jul. 2nd, 2012 01:02 pm (UTC)
shubertianka

очень-очень...
хотелось бы, чтобы получилось....
кросспост

Tue, Jul. 3rd, 2012 07:42 am (UTC)
_corso_

А мне то:-)...

Mon, Jul. 2nd, 2012 01:04 pm (UTC)
aquamarine_17

Левон Вазгенович, стоит ли говорить, насколько я - за. Очень жаль, что я вот только что оттуда уехала, но если что-нибудь придумается указанного объема, пришлю.
И, конечно же, перепост и успеха проекту.

Edited at 2012-07-02 01:05 pm (UTC)

Tue, Jul. 3rd, 2012 07:43 am (UTC)
_corso_

Марина, Вы из тех, на кого я безусловно рассчитывал:-) Думаю, что даже по воспоминаниям написать небольшой пробный текстик Вам безусловно удастся!

Mon, Jul. 2nd, 2012 01:04 pm (UTC)
pascendi

Современный путеводитель -- это не бумажная книжка, а приложение для iPhone/iPad с интерактивными возможностями, встроенным озвученным разговорником и множеством других прибамбасов. Вот пример путеводителя Lonely Planet по Риму: http://itunes.apple.com/us/app/rome-travel-guide-lonely-planet/id317284169?mt=8

Обратите внимание, что это ПЛАТНЫЙ продукт. При этом неплохо продаваемый -- и без особых телодвижений со стороны его авторов.

Mon, Jul. 2nd, 2012 01:26 pm (UTC)
deux_pieces

в свете целей данного проекта концепция лонли пленет идет далеким лесом на три веселых буквы. серия для каких-то лохматых мозгом бэкпекеров.

Mon, Jul. 2nd, 2012 01:13 pm (UTC)
bluehamster

Очень крутой проект! Я бы и в бумажном виде с удовольствием такое почитала, тем более, что книгу удобно носить с собой во время прогулок (я как жуткий консерватор электронных читалок не признаю).
Жаль, что мои впечатления об Италии (в первую очередь, о Риме) - это такая немая влюбленность, которая переводу в словесную форму почти не поддается, да и не знаток я ни в чем. Как заправский культуролог, я знаю все по чуть-чуть, но ничего конкретно:))
Удачи!

Tue, Jul. 3rd, 2012 07:37 am (UTC)
_corso_

Спасибо:-)!
Всё впереди - не исключено, что рано или поздно "дозреете" и до знаточества:-)

Mon, Jul. 2nd, 2012 01:25 pm (UTC)
e_u_r

Интересны в этом смысле письма Корина. Никакого знаточества, -- только впечатления и рисунки.

Tue, Jul. 3rd, 2012 07:35 am (UTC)
_corso_

Спасибо! Я как раз их не читал - с удовольствием ознакомлюсь!

Mon, Jul. 2nd, 2012 01:29 pm (UTC)
deux_pieces

bravo! у меня стоьлко мыслей по этому поводу, что я вам отдельно напишу. пока сделала перепост у себя и в фб.

Tue, Jul. 3rd, 2012 04:50 am (UTC)
_corso_

Я на Вас очень рассчитываю - в смысле авторства:-)

Mon, Jul. 2nd, 2012 01:31 pm (UTC)
ofena

Проект благородный. Что-то слегка похожее есть, например, ЗДЕСЬ. Во всяком случае что касается "нераскрученных" итальянских мест и их фоток (разумеется, тот проект ни разу не искусствоведческий)
А после того как вы это сделаете, тем более с "красивыми и эффектными фотографиями", у вас это, разумеется, стибрит кто-нибудь шустрый, и сделает из этого прибыльный сайт или приложение для I-Phone. Или что-нибудь в этом роде.
Писать не могу, хотя умею, - времени нет. 10-12 страниц, которые вы заявляете как минимальный объем, - это ОЧЕНЬ много (18-22 тыс. знаков). Такое вам и за гонорар не всякий напишет.
Фотки есть, хотя как раз Италию я не выкладывала в инет - очень много их, лень ужимать. Могу при случае передать на флешке. Кое-что по Лукке лежит ТУТ (и там еще какая-то фигня разная итальянская), ТУТ есть щенок Якопо делла Кверчи, такого вы больше нигде не найдете, есть довольно сносная съемка равеннских мозаик - О.С. Попова, которой я эту съемку подарила, даже сказала, что это лучше, чем всё, что у нее есть для лекций. Еще ЗДЕСЬ есть кое-что, но съемка плохая, снималось зимой, темно, мрачно, но вдруг что-нибудь да пригодится (на тамошние мозаики не обращать внимания, это сканы:-))))
Любимый город - будете смеяться, Римини:-)

Mon, Jul. 2nd, 2012 07:08 pm (UTC)
deux_pieces

сообществом по вашей первой ссылке руководит одно из самых одиозных существ в мире тревел-жж, мое любимое насеокмое нат_ка, королева тупой копипасты и тухленького плагиата.

Mon, Jul. 2nd, 2012 02:41 pm (UTC)
kseniapo

Прекрасная идея! Желаю Вам и всем будущим аторам создать эту коллективную книгу.

Tue, Jul. 3rd, 2012 04:24 am (UTC)
_corso_

Даже не создать, я бы сказал - начать создавать:-)

Mon, Jul. 2nd, 2012 02:51 pm (UTC)
soglyadataj

(прошу не считать рекламой ни разу, а только советом, опирающимся на представление, как муторно поднимать с нуля интернет-проект)
Некоторое время назад я сотрудничал с одним проектом, владельцы которого, собственно и пытаются сделать такой интегральный культурный путеводитель, причем не по одной стране, а постепенно по всей Европе. (я там написал несколько исторических очерков небольших по югу Франции)
он живет вот здесь. http://www.cult-turist.ru/country/italy/?q=402
Платят они за тексты совсем-совсем немного (впрочем, может ситуация за пару лет и поменялась, если им удалось монетизировать эту историю), и готовы размещать тексты по любой церкви, любому городу и так далее. Насколько я знаю, основу Италии там писал совсем не профессионал, а один из отцов-основателей. Но они в целом очень открыты к сотрудничеству. А готовая оболочка сайта, (может и не самая роскошная) мне кажется, искупает тот налет "ширпотреба", который там присутствует.

Tue, Jul. 3rd, 2012 04:49 am (UTC)
_corso_

Знаю этот сайт, конечно же - это, пожалуй единственный приличный "туристический" сайт такого масштаба на русском языке - я сам часто им пользуюсь.
Но я все-таки имею в виду немного другой формат:-) Хотя попробовать сотрудничать с ними было бы интересно.

Mon, Jul. 2nd, 2012 02:54 pm (UTC)
mlle_anais

Замечательная идея!
Удачи вам в исполнении!
Я осенью планирую в Италию, как раз с целями конкретными - углублять познания в отдельных областях ;) Если сложится какой-нибудь хорошо документированный сюжет, в котором я буду уверена - постараюсь написать.

Tue, Jul. 3rd, 2012 04:24 am (UTC)
_corso_

О, отлично!
Буду очень ждать...

Mon, Jul. 2nd, 2012 06:52 pm (UTC)
naumov_sergey

Класс. Если понадобятся фотографии Италии, то буду рад их предоставить.)))

Tue, Jul. 3rd, 2012 04:23 am (UTC)
_corso_

Скорее всего понадобятся - вряд ли все потенциальные великие авторы сайта окажутся заодно еще и "правильными" фотографами, - так что заранее благодарен!