_corso_ (_corso_) wrote,
_corso_
_corso_

Острожно, религия!

Задумывалось, как ссылка для душеполезного чтения на ночь, но сформулировалось только к утру...

Несколько лет назад мне показали "учебный" католический ролик, со всей возможной наглядностью объяснявший отличие Тридентской мессы от Второй Ватиканской и включавший в себя, в частности, душераздирающие кадры ускоренного "раздевания" алтарного престола, т.е., как я понимаю, освобождения его от всех тех украшений и прочих наворотов, которые после Второго Ватиканского собора были признаны необязательными.
Честно скажу, от этого зрелища сердце мое содрогнулось - ибо все эти навороты (я имею в виду отнюдь не только украшение престола и устроение службы, но всё многообразие церковного искусства - архитектуры, живописи, музыки) я бесконечно люблю. А пустой побеленный алтарь с простым столом, покрытым скатертью, и нестройный хор из трех с половиной старушек, способных исказить до неузнаваемости даже самую простейшую мелодию из серии "Цветы и песни Сан Ремо", напротив, вызывает во мне чувство легкого сиротства.
С которым, тем не менее, - и я в этом уверен! - надо бороться.
Нет, разумеется, я не считаю, как некоторые особо суровые протестанты, что все церковные искусства являются ересью, ну или, по меньшей мере, искажением исходного предания. И меня, конечно же трудно заподозрить в том, что я не понимаю, что все эти человеческие творения - архитектура, живопись и музыка (не говоря уже о чинопоследованиях и текстах молитв) - вдохновлены Духом Святым и через них Бог тоже говорит с людьми. Но какими бы важными и нужными эти творения ни были, я могу достаточно легко представить себе тот момент, когда их придется отбросить - хотя бы на время - и даже вообще забыть об их существовании. Это безусловно придется сделать в том случае, если очарованный строгостью и стройностью устава, красотой образа или пленительностью созвучий, я вдруг забуду о той простой, строгой и лишенной каких бы то ни было эстетских наворотов истине, которая лежит в основании этих творений. Когда я почувствую, что эти творения для меня настолько важны, что я не могу без них обойтись, что я не могу - без них! - быть христианином. Собственно, тогда не поздоровится и самим творениям - ибо всё временное, пытающееся стать вечным, высыхает или сгнивает, а всякая надстройка, пытающаяся стать основанием, рано или поздно превращается в бессмысленное крошево, которое остается только вымести вон - как бы ни были кому-то дороги его отдельные осколки. Именно поэтому до таких крайностей дело лучше не доводить и всегда помнить об относительности всего, к чему привязывается душа, набирая свой религиозный опыт.


Ещё обидней, когда такое происходит с толкованиями священных текстов - т.е. когда то или иное причудливое и произвольное (хотя и освященное традицией) толкование становится для нас важнее и истиннее, чем та простая и ясная истина, которая его породила, когда мы вдруг обнаруживаем, что то, что мы опознаем в себе как христианство, строится всего лишь на одном из таких толкований. На каком-то очередном традициядогматобряде, а не на Евангелии. И если из этого положения пытаться вернуться к истине, то это движение может оказаться очень и очень болезненным. Именно поэтому такими болезненными, резкими и подчас кощунственными кажутся многим слова моего друга, отца Игоря Бекшаева, который успешно продолжает заниматься выметанием "священных осколков".
И я очень надеюсь, что из этих занятий уже в обозримом будущем сложится его новая книга:-)...
Tags: друзья, осторожно - религия!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments