_corso_ (_corso_) wrote,
_corso_
_corso_

Ну, и в заключение:-)...

Я очень надеюсь, что мое заболевшее начальство (на сей раз не самое высокое, а вполне непосредственное) скоро вернется в строй и продолжит рассказывать многочисленным журналистам про выставку «Святая Русь» - то, что оно (начальство) не успело рассказать сразу после её открытия. Ибо я уже порядком устал как от самой выставки, так и от разнообразных разговоров и обсуждений, с нею связанных. С другой стороны, прочитав большинство опубликованных отзывов и статей, я понял, что журналисты в основной своей массе предпочли вообще никого ни о чём не спрашивать, а стали высказываться сами, делясь своими непосредственными (иногда весьма забавными) впечатлениями. Что, наверное, в высшем смысле хорошо и справедливо, поскольку именно на непосредственное впечатление любая выставка прежде всего и рассчитана.
Что меня откровенно позабавило в довольно значительной части публикаций – это их антиклерикализм и подчеркнутое пренебрежение к «государственному ангажементу». То есть внезапно обнаружилось, что у нас имеется в наличии весьма свободолюбивая и независимая пресса, которая борется против идеологии и мифологии, за чистую, объективно-незамутненную - и, не побоюсь этого слова, академическую! - историю искусства. Будем надеяться, что это настрой никуда не пропадет, когда речь снова зайдёт о передаче очередной древнерусской нетленки в бессрочное пользование в какой-нибудь действующий храм. Поскольку укоризненно кивать пальцем безответным музейщикам, разумеется, значительно легче, чем идти против откровенного административного и церковного нажима.
Тем не менее, по поводу идеологии и мифологии мне уже пришлось объясняться – вот здесь и здесь (передача от 21 июня). Причем особенно меня умилил тот факт, что накануне одной из этих передач мне вручили распечатку с постом из моей собственной френдленты, где были подобраны мои же собственные высказывания о «святорусской» мифологии – как вы понимаете, весьма суровые и нелицеприятные.
Не знаю, удалось ли мне довести до собеседников и радиослушателей концептуальную разницу между расхожим идеологическим мифом и замыслом нашей выставки, но в обоих случаях я честно старался это сделать - и попробую ещё раз сформулировать здесь, в чём именно эта разница состоит.

Я безусловно против "Святой Руси" как актуального политического и культурного мифа, апеллирующего к некому идеальному (или близко стоящему к идеалу) общественно-духовному устройству, которое однажды уже удалось построить в одной, отдельно взятой стране и которое достаточно лишь воспроизвести, для того чтобы одним махом решить все наши проблемы. Ну, и заодно – избавиться от всех тех, кто этот идеальный образ воплотить мешает. Против – потому, что этот миф во-первых, антиисторичен, а, во-вторых – не имеет ничего общего с христианством - как я его понимаю и исповедую.
Антиисторичен он потому, что никакого идеального общественного устройства в нашем отечестве нет и никогда не было. И у нас, разумеется, нет ровным счётом никаких оснований думать, что Россия как-то особенно выделяется среди других христианских культур по количеству и качеству «духовных прозрений» – их достаточно в истории любого хоть сколько-нибудь значимого христианского государства неважно какой конфессии. Так же, как предостаточно и в нашей, и в европейской средневековой истории разнообразных ужасов и зверств, братоубийственных войн, подлостей и предательств, да и просто откровенной дикости и невежества. Так что ни один этап этой истории ни в одном конкретном месте на роль эталона безусловно не годится. Да и вообще, как показывает исторический опыт, сам поиск подобных эталонов в прошлом – штука для народов и государств крайне опасная, потому что неизбежно приводит к насилию над настоящим и угрожает будущему.
С другой стороны, сама идея построения "христианской утопии" отдельно взятой страной или народом категорически противоречит духу Нового Завета, не различающего ни эллинов, ни иудеев и не взыскующего себе никакого "зде пребывающего" града (Евр. 13:14). Поэтому думать о том, что утопия когда-либо была построена или может быть построена, значит для меня - исповедовать какую-то другую веру, не имеющую почти ничего общего с христианством. Единственное что строит Церковь – всегда более или менее гонимая, всегда находящая в оппозиции к миру с его желаниями и потребностями (я имею в виду Церковь как сообщество верных, а не как общественную организацию "эффективных менеджеров") – это «грядущий град», то бишь Небесный Иерусалим. И именно как синоним этого грядущего града, "скинии Бога с человеками", где "Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Откр. 21: 3), и появилось впервые выражение «Святая Русь» в русских духовных стихах. Да, "место" это называлось Русью, потому что так называли авторы этих стихов ту землю, на которой жили, но эпитет "святая" явно указывал на то, что здесь имеется в виду другая земля, другое царство – то Царство, которое не от мира, и только в отдельные моменты может с этим миром соприкасаться и проявлять себя в нем.
И именно об этих моментах – о моментах экстраординарного духовного опыта, проявляющих себя в реальном историческом времени, и идет речь на выставке. Причем не проявлявших, а именно проявляющих - в смысле продолжающих себя проявлять. Не утопия, не сказка, не далекое идеальное прошлое, остающееся недостижимым, а вполне себе настоящее и отчасти - будущее. То, что уже отчасти начертано и возведено нашими великими (я имею в виду - духовно великими) предшественниками - как контур и фундамент грядущего Небесного града, - и то, что мы сами, по мере наших сил должны продолжать строить. Как бы оно при этом не называлось.
Как-то так.

Ну, и чтобы совсем закончить эти разговоры, мне остается осуществить то, о чем меня уже давно просили некоторые френды, - а именно устроить для для френдленты экскурсию по выставке.
И поскольку учесть пожелания всех в данном случае невозможно, время экскурсии я устанавливаю сам - а вы присоединитесь, если захотите и сможете.
Удобнее всего мне это сделать завтра (30 июня) в 17.00.
Встречаемся на Крымском валу - внизу, в вестибюле! Единственная просьба - по прибытии купить билет, поскольку я, к сожалению, не смогу провести толпу народа бесплатно.
До встречи!
Tags: дисклеймер, пионЭры в музЭе мазали крЭмом шинЭль...
Subscribe

  • Христос Воскрес!

    Поскольку всю прошедшую неделю у нас солировал святой праведный песнописец Иоанн я думаю, что, справедливости ради, сегодня стоит дать слово его…

  • Суббота

    Понятно, что дидактические стихи Пассионов далеко не всегда можно хоть как-то соотнести с конкретными евангельскими персонажами, и что у них вообще…

  • Пятница

    И, как всегда, из самой глубины, мы начинаем подниматься - потихоньку, по ступенечкам... от отчаяния - к надежде. Так что хорошо, что вы услышите это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Христос Воскрес!

    Поскольку всю прошедшую неделю у нас солировал святой праведный песнописец Иоанн я думаю, что, справедливости ради, сегодня стоит дать слово его…

  • Суббота

    Понятно, что дидактические стихи Пассионов далеко не всегда можно хоть как-то соотнести с конкретными евангельскими персонажами, и что у них вообще…

  • Пятница

    И, как всегда, из самой глубины, мы начинаем подниматься - потихоньку, по ступенечкам... от отчаяния - к надежде. Так что хорошо, что вы услышите это…