?

Log in

No account? Create an account

Sun, Jul. 18th, 2010, 01:17 am
Грабари...

Скажем так - всё или почти всё, что от моего имени об этом пожаре понаписали журналисты, пускай остается на их совести, за исключением, пожалуй вот этого материала. Во всех остальных случаях картина получилась довольно безумная - старший научный сотрудник Третьяковской галереи Нерсесян стоял над виртуальным пепелищем и виртуально кликушествовал, рассказывая что-то о значительном ущербе, нанесенном пожаром. При том, что сотрудники Центра Грабаря пока еще не рассказывали никому и ничего, а Нерсесян был уже тут как тут – со своей оценкой ущерба. Хотя звонили мне господа журналисты вроде бы не за этим, а чтобы узнать номера телефонов упомянутых сотрудников, а заодно поинтересоваться, нет ли в «Грабарях» каких-нибудь икон из Третьяковской галереи – к примеру, «Троицы» Андрея Рублева (так!). Ну, и про ущерб заодно спросили, а я, идиот, сдержаться не смог, сделав морду ящиком, – и стал лепетать что-то отчаянное.
Теперь у меня, слава Богу, есть информация от инсайдеров, которая, в целом, выглядит более или менее благополучно - по крайней мере, сильно благополучней, чем можно было бы предположить в сложившихся обстоятельствах.
Из приблизительно сотни икон, которые на момент пожара находились в Грабарях, полностью уничтожены две - пока не могу сказать, какие. Знаю только, что уцелела и Богоматерь Одигитрия XIII века из Псковского музея и Богоматерь Корсунская из новгородского Софийского собора в окладе XI-XII веков. Последняя получила некоторые повреждения, но не фатальные - красочный слой, кажется, полностью уцелел.
Полностью сгорела, к сожалению, сень из Спасо-Прилуцкого монастыря (Вологодский музей).
Очень важный момент - те произведения, которые находились в специальном хранилище (бункере) никаких повреждений, как кажется, вообще не получили - ни от огня, ни от воды. О повреждениях речь идет только в тех случаях, если иконы оставались на столах у реставраторов.
Еще один интересный вопрос - отчего реставраторы, уходя не стали выносить с собой произведения искусства. Ответ на него прост и довольно печален - реставраторам не сразу сказали про пожар - им сообщили про небольшое задымление и попросили покинуть рабочие места. А вот когда стало понятно, что это не задымление, а настоящий пожар - некоторые из них попытались вернуться за вещами, которые реставрировали, несмотря на пожарников и милицию. И одной из сотрудниц рукописного отдела это, слава Богу удалось. ПОДПИСАВ ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЖАРНЫХ ЗА ЕЕ СУДЬБУ, ОНА ВОШЛА В ГОРЯЩЕЕ ЗДАНИЕ И ВЫНЕСЛА - БУКВАЛЬНО ИЗ ПЛАМЕНИ - ОДНУ ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ И ЗНАМЕНИТЫХ РУССКИХ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ - СПАССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ XIII ВЕКА (из Ярославского музея-заповедника). Фамилию сотрудницы мне, к сожалению, не сообщили.
Да, рукописи, насколько я понял, вообще не пострадали.
Сгорел архив с уникальными фотографиями.
Сгорели копии-реконструкции фресок, которые на протяжении нескольких десятилетий делал знаменитый реставратор А.Н. Овчинников.
Сгорело некоторое количество картин, в том числе конный портрет Александра I работы Доу и Музеев Кремля - ну, про него и так уже все знают.

Это - пока всё, что я знаю, но это - явно лучше, чем ничего. Понятно, что мои инсайдеры могли что-то напутать и в чём-то ошибиться, но думаю, что в целом всё более или менее верно.
Так что - прочти и передай товарищу!

Upd
СОТРУДНИЦА, КОТОРАЯ ВЫНЕСЛА СПАССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ, - НАТАЛЬЯ ПЕТРОВА

Fri, Jul. 23rd, 2010 06:38 am (UTC)
valkam

Спасибо Вам за ответы, за консультации :)