?

Log in

No account? Create an account

Sun, Jul. 18th, 2010, 01:17 am
Грабари...

Скажем так - всё или почти всё, что от моего имени об этом пожаре понаписали журналисты, пускай остается на их совести, за исключением, пожалуй вот этого материала. Во всех остальных случаях картина получилась довольно безумная - старший научный сотрудник Третьяковской галереи Нерсесян стоял над виртуальным пепелищем и виртуально кликушествовал, рассказывая что-то о значительном ущербе, нанесенном пожаром. При том, что сотрудники Центра Грабаря пока еще не рассказывали никому и ничего, а Нерсесян был уже тут как тут – со своей оценкой ущерба. Хотя звонили мне господа журналисты вроде бы не за этим, а чтобы узнать номера телефонов упомянутых сотрудников, а заодно поинтересоваться, нет ли в «Грабарях» каких-нибудь икон из Третьяковской галереи – к примеру, «Троицы» Андрея Рублева (так!). Ну, и про ущерб заодно спросили, а я, идиот, сдержаться не смог, сделав морду ящиком, – и стал лепетать что-то отчаянное.
Теперь у меня, слава Богу, есть информация от инсайдеров, которая, в целом, выглядит более или менее благополучно - по крайней мере, сильно благополучней, чем можно было бы предположить в сложившихся обстоятельствах.
Из приблизительно сотни икон, которые на момент пожара находились в Грабарях, полностью уничтожены две - пока не могу сказать, какие. Знаю только, что уцелела и Богоматерь Одигитрия XIII века из Псковского музея и Богоматерь Корсунская из новгородского Софийского собора в окладе XI-XII веков. Последняя получила некоторые повреждения, но не фатальные - красочный слой, кажется, полностью уцелел.
Полностью сгорела, к сожалению, сень из Спасо-Прилуцкого монастыря (Вологодский музей).
Очень важный момент - те произведения, которые находились в специальном хранилище (бункере) никаких повреждений, как кажется, вообще не получили - ни от огня, ни от воды. О повреждениях речь идет только в тех случаях, если иконы оставались на столах у реставраторов.
Еще один интересный вопрос - отчего реставраторы, уходя не стали выносить с собой произведения искусства. Ответ на него прост и довольно печален - реставраторам не сразу сказали про пожар - им сообщили про небольшое задымление и попросили покинуть рабочие места. А вот когда стало понятно, что это не задымление, а настоящий пожар - некоторые из них попытались вернуться за вещами, которые реставрировали, несмотря на пожарников и милицию. И одной из сотрудниц рукописного отдела это, слава Богу удалось. ПОДПИСАВ ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЖАРНЫХ ЗА ЕЕ СУДЬБУ, ОНА ВОШЛА В ГОРЯЩЕЕ ЗДАНИЕ И ВЫНЕСЛА - БУКВАЛЬНО ИЗ ПЛАМЕНИ - ОДНУ ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ И ЗНАМЕНИТЫХ РУССКИХ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ - СПАССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ XIII ВЕКА (из Ярославского музея-заповедника). Фамилию сотрудницы мне, к сожалению, не сообщили.
Да, рукописи, насколько я понял, вообще не пострадали.
Сгорел архив с уникальными фотографиями.
Сгорели копии-реконструкции фресок, которые на протяжении нескольких десятилетий делал знаменитый реставратор А.Н. Овчинников.
Сгорело некоторое количество картин, в том числе конный портрет Александра I работы Доу и Музеев Кремля - ну, про него и так уже все знают.

Это - пока всё, что я знаю, но это - явно лучше, чем ничего. Понятно, что мои инсайдеры могли что-то напутать и в чём-то ошибиться, но думаю, что в целом всё более или менее верно.
Так что - прочти и передай товарищу!

Upd
СОТРУДНИЦА, КОТОРАЯ ВЫНЕСЛА СПАССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ, - НАТАЛЬЯ ПЕТРОВА

Sun, Jul. 18th, 2010 05:39 am (UTC)
widder_mg

Наталье Петровой, мне кажется, надо дать награду! Если власти не захотят, надо скидываться. Не для того, чтобы как-то оценить её поступок - рукопись наверняка бесценна, а подобные поступки и вовсе кощунственно оценивать в денежном выражении - а чтобы выразить благодарность и восхищение.

Sun, Jul. 18th, 2010 08:16 pm (UTC)
_corso_

Мне отчего-то кажется, что от награды она откажется...

Sun, Jul. 18th, 2010 06:15 am (UTC)
anna_gurskaya

Как приятно слышать такие новости!

Sun, Jul. 18th, 2010 08:17 pm (UTC)
_corso_

Ну, приятными их всё же не назовёшь...

Sun, Jul. 18th, 2010 06:22 am (UTC)
gleza

Как можно было выгонять реставраторов из каменного здания, которое строилось на века в эту советскую времянку с деревянными перекрытиями?
Большой грех на совести тех, кто допустил переселение из Кадашей.
Наталье Петровой - огромное спасибо.

Sun, Jul. 18th, 2010 07:28 pm (UTC)
_corso_

Да, помещение им нужно было подбирать совершенно другое - это ясно:-(((...

Sun, Jul. 18th, 2010 06:41 am (UTC)
vlkamov

> Сгорел архив с уникальными фотографиями.

Были просканированы ?

Sun, Jul. 18th, 2010 07:28 pm (UTC)
_corso_

Не факт:-(

Sun, Jul. 18th, 2010 06:46 am (UTC)
anastassia_jm

Портрет Александра I это случайно не с галереи 12 года? Если "да", то очень жаль, но вынести его было практически не возможно, очень большой.

Sun, Jul. 18th, 2010 08:17 pm (UTC)
_corso_

Не знаю. Насколько я понял, он был из Музеев Кремля.

Sun, Jul. 18th, 2010 07:13 am (UTC)
marienero

какой-то сюрреализм, это нелепое переселение, это начхательство на наследие... грустно очень.
Наталье Петровой огромная благодарность за спасение.

Sun, Jul. 18th, 2010 08:18 pm (UTC)
_corso_

Непрофильные активы - значит, никому нафиг не нужные. Кроме отдельных подвижников...

Sun, Jul. 18th, 2010 07:20 am (UTC)
400px

а правда, что два пожарника погибло?

Sun, Jul. 18th, 2010 08:19 pm (UTC)
_corso_

Ну, не доверять ЭТИМ сведениям у нас оснований нет. Два погибли, третий - в реанимации:-(((

Sun, Jul. 18th, 2010 07:20 am (UTC)
agkistrodons

Можно сказать, что отделались "малой кровью" (по сравнению с тем, что могло бы быть, исходя из деревянных перекрытий и пластика), хоть это и слабое утешение.
А про Наталью Петрову и говорить не нужно - и так все понятно.

Sun, Jul. 18th, 2010 08:21 pm (UTC)
_corso_

Собственно, для сотрудников никакого облегчения пока не наступило - разбор, консервация, срочные профилактические работы - и всё это неизвестно где:-(((...

Sun, Jul. 18th, 2010 07:45 am (UTC)
leonidia

Потрясающая история про Наталью Петрову. Спасибо ей огромное!

Sun, Jul. 18th, 2010 08:21 pm (UTC)
_corso_

Что бы мы делали без таких людей...

Sun, Jul. 18th, 2010 08:16 am (UTC)
germez_top_bot: Горячая десятка блогеров-трейдеров и финансистов!

Хорошие новости! Ваш пост попал в Горячую десятку блогеров форекс-трейдеров и финансистов.
Примите искренние поздравления! Пусть ваш капитал непрестанно растет и удача сопутствует вам во всех ваших начинаниях!

Tue, Jul. 20th, 2010 05:08 pm (UTC)
cooking_monkey: Re: Горячая десятка блогеров-трейдеров и финансистов!

Евангелие вынесла Осипова Евгения Николаевна, сотрудница отдела рукописей института Грабаря.

Sun, Jul. 18th, 2010 08:21 am (UTC)
spangle_4_drug

Простите, проходила мимо.
Копии Адольфа Николаевича сгорели не все, в субботу их вывозили непосредственно к нему домой силами сотрудников. Наташ действительно герой).
Так же оказалась цела плащеница 16в. и штандарт. Самое удивительное , что все комната сгорела и лишь щкаф с плащаницей остался нетронутым( все остальные экспонаты находящиеся на реставрации в отделе тканей- погибли в огне). Отдел учета сгорел полностью, но вроде как сохранился сервер в котором документы и реставр. паспорта за все годы работы центра.
Крыша обрушилась на 2м и 3м этажах. удивительно, что не пострадал отдел мебели и д. скульптуры, который находился напротив нашего отдела- лишь лопнули стекл. перегородки.

Sun, Jul. 18th, 2010 07:34 pm (UTC)
_corso_

Спасибо, что уточнили про копии. Про плащаницу я знаю - это тоже явное чудо:-)
А ещё спасибо, что заглянули. У меня было всего два "информатора" - так что любые подтверждения очевидцев или уточнения для меня очень важны.

Sun, Jul. 18th, 2010 08:33 am (UTC)
bell_ringer

Скажите, пожалуйста, известно ли что-нибудь про архив Николая Николаевича Померанцева? Это должны быть несколько папок с рукописями (?) и другими материалами, которые в Центр передавала Наталья Алексеевна Померанцева? К какой категории хранения мог бы относиться такой архив и могло ли с ним что-нибудь произойти? Если можете, хотя бы сообщите, у кого можно узнать?

Sun, Jul. 18th, 2010 07:35 pm (UTC)
_corso_

Боюсь, что сейчас я ничем не смогу Вам помочь. У меня есть телефон их архива, но вряд ли по нему кто-нибудь сейчас отзовётся:-(((...

Sun, Jul. 18th, 2010 08:42 am (UTC)
strogaya_anna

спасибо за новости
(сердце сжималось)

Sun, Jul. 18th, 2010 07:36 pm (UTC)
_corso_

К счастью, потери не очень велики...

Sun, Jul. 18th, 2010 09:11 am (UTC)
anna_vipera

Ну у нас как всегда - при том, что все эти пожарные проверки проводятся раз в полгода.
Сотрудница - невероятный герой.
Соболезную семьям погибших пожарных.

Sun, Jul. 18th, 2010 07:37 pm (UTC)
_corso_

Никакие проверки не помогут, если в основании пирамиды стоит один пофигист с паяльной лампой:-(((...
(Deleted comment)

Sun, Jul. 18th, 2010 06:56 pm (UTC)
_corso_

Да.