?

Log in

No account? Create an account

Wed, Dec. 23rd, 2009, 06:22 pm
А вот и "самообновленьице" долгожданное наступило...


...правда, на сей раз, еще не с Торопецкой.
Нельзя сказать, что оно было неожиданным. К сожалению, его ждали, хотя очень надеялись, что "пронесет".
Не пронесло.
Я понимаю, что уже всех достал со своими иконами, но мне все же не хочется, чтобы в средствах массовой информации в качестве главного текущего «церковного» сюжета для «всенародного обсуждения» предлагался исключительно вопрос о необходимости поздней литургии и "малого заговления" в новогоднюю ночь. В конце концов, употреблять, или не употреблять салат Оливье в пост, пока еще – личное дело каждого.
А вот эта история, к сожалению, касается нас всех.
Выдача Боголюбской иконы во временное хранение в Княгинин монастырь в 1992 году произошла, насколько я помню, довольно быстро и тихо, без бурных протестов общественности. Сделали это вполне себе еще советские начальники и вполне советскими методами – начальники распорядились, подчиненные взяли «под козырек» и кинулись исполнять. С другой стороны, время тогда было смутное, бестолковое и все мы не слишком понимали, что с нами со всеми будет – и с музеями, и с церковью и со всем государством в целом.
С одной стороны, не очень понимали, с другой – питали разнообразные иллюзии. Все питали – и ваш покорный слуга не был исключением.
«Вы не беспокойтесь – говорила мне монастырская послушница со смутно знакомым лицом (в 1992 году у многих монастырских послушниц были смутно знакомые лица выпускниц филфака и истфака). – Мы о ней будем заботиться. Очень-очень!». Я в ту пору только что перешел из экскурсбюро в методический отдел и не очень понимал, как это – «заботиться», а потому согласно кивал, завороженный всеобщим умилением.
Что ж, за иллюзии надо расплачиваться. Но, расплачиваясь, не худо бы заодно извлечь некоторые уроки.
Что мы имеем в итоге? Во-первых, достаточно продолжительный срок наблюдения – семнадцать лет! – продолжительный и, в то же время, абсолютно ничтожный – по сравнению с возрастом иконы. Во-вторых, мы имеем совершенно бесспорный результат – икона погибла, или, точнее, находится в состоянии клинической смерти, и как ее будут из него выводить, пока не понимает никто.
Но самое главное – мы имеем некий образцово-показательный сценарий, по которому всё будет разворачиваться дальше, если все эти «передачи на временное хранение» войдут у нас в обыкновение. Тем более – если всё будет передано навсегда, безвозвратно и в полную собственность, как мечтают некоторые наши законодатели. Весь – подчеркиваю! – сценарий, включая демонстрацию необходимых мер предосторожности и даже ежегодные «парадные осмотры» контролирующих органов (мы же не будем ничего делать бесконтрольно, правда? мы еще пожарную инспекцию к контролю непременно привлечем – благо она у нас исключительно эффективно работает!). Проданную капсулу включить в этот сценарий тоже не забудьте, ладно? Хотелось бы, конечно, знать на какую именно подробность «монастырского благоустройства» пошли денежки – ну, да ладно. Продали и продали – это же была ИХ икона и ИХ капсула. Не будут же они за каждую свою копеечку перед «врагами православия» отчитываться?
А еще прошу учесть, что с Боголюбской, как древней, прославленной и чудотворной еще «церемонились». С остальными – менее древними и менее прославленными – церемониться явно не будут. Особенно, если получат всё это, как рассчитывают, в безраздельное пользование.
И пока господа шмаковы будут торжественно демонстрировать нашему вконец оболваненному телевидению свои капсулы, а заодно – суровых охранников, стоящих у этих капсул в почетном карауле, те иконы, которым не «свезет» оказаться в элитном коттеджном поселке, разделят участь Боголюбской. А что? Семнадцать лет – вполне нормальный срок. Некоторые из нас даже имеют шанс дожить и увидеть все это воочию...

Есть еще один вопрос, который мне непременно зададут – а что музей? Почему музей не забил тревогу раньше?
Что вам на это сказать?
Помню, как во время достопамятной встречи на «Эхе» госпожа Селезнева сообщила мне, что «не все музейщики белые и пушистые» и я, глядя на госпожу Селезневу, которая в тот момент еще была музейщиком, а не заместителем министра культуры, вынужден был с ней согласиться.
Было бы странно предположить, что в музеях работают одни только подвижники, хотя процент их довольно высок – по сравнению, по крайней мере, со многими другими организациями. В целом, музейщики – вполне обычные люди, среди них есть хорошие и плохие, приятные и малосимпатичные, грамотные и не очень. Так же, как и везде. Но на их стороне – сложившаяся СИСТЕМА, которая, функционируя долгие годы определенным образом, обеспечивает необходимую стабильность и дает необходимые гарантии того, что работа их будет хотя бы удовлетворительной – независимо от личных качеств каждого конкретного человека. А вот если эту систему разрушить, или хотя бы резко изменить условия какой-нибудь одной задачи, то сориентироваться в новых условиях обычному человеку будет нелегко.
Да, музейщики ограничивались на протяжении этих лет лишь поверхностным "визуальным наблюдением". А что они, простите, должны были делать? Таскать икону по несколько раз в год из храма в музей, где есть необходимая аппаратура для более обстоятельных наблюдений? Тогда икона, скорее всего, не прожила бы и отпущенных ей семнадцати лет. Или смонтировать бинокулярный микроскоп прямо в алтаре Успенского собора? На то, чтобы снабдить все алтари микроскопами у нас точно не хватит денег – к тому же, смею напомнить, что алтари предназначены для несколько иных целей.
В общем, музейщики сделали все, что могли – забили тревогу, когда "визуальное наблюдение" показало, что дело плохо и на иконе появилась плесень. А все внутренние катастрофические изменения были диагностированы уже потом – на музейном столе.

В любом случае, я не защищаю никого персонально – никаких конкретных музейных сотрудников. Я пытаюсь защитить ту систему, которая функционировала и до сих пор функционирует более или менее удовлетворительно. И которую так упорно хотят порушить – из странных, нелепых и ни с чем не сообразных побуждений.
При этом мне, разумеется, не приходит в голову осуждать монахинь Княгинина монастыря за то, что они «не уберегли» икону. В конце концов, они были совершенно не обязаны это делать – точно так же, как не обязаны водить самолеты или делать хирургические операции у себя в обители. Идиоты и сволочи в этой ситуации – те, кто заставил одних людей заниматься тем, чего они не умеют и не могут делать (предположим даже самое страшное – НЕ ХОТЯТ, потому что не видят в этом никакого смысла), а другим – не дал возможность нормально исполнять свои профессиональные обязанности.
Короче, я, как всегда в таких случаях, прошу перепоста. Что делать с иконой и можно ли с ней вообще что-нибудь сделать - будут решать реставраторы на расширенном реставрационном совете в январе. А мы должны сделать хоть что-нибудь для того, чтобы эта ситуация осталась трагическим исключением. И чтобы из нее был извлечен хоть какой-нибудь урок.

Под катом – уникальная фотография лика Богоматери, сделанная в процессе реставрации. Она была опубликована в книге "Иконы Владимира и Суздаля" издательства "Северный Паломник".






Wed, Dec. 23rd, 2009 05:35 pm (UTC)
schlicht

где же сейчас эта икона пребывает?

Wed, Dec. 23rd, 2009 05:39 pm (UTC)
_corso_

В фондах Владимиро-Суздальского музея. Перевезти ее в ВХНРЦ не представляется возможным - ввиду опять-таки катастрофического состояния.
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Wed, Dec. 23rd, 2009 05:52 pm (UTC)
_corso_

Не хватает. У меня лично уже наступило некое остервенелое спокойствие - как у некоторых персонажей в "Последнем дне Помпеи"...

Wed, Dec. 23rd, 2009 05:45 pm (UTC)
arens

Мда, вроде бы совершенно ясно, что без потерь не обойдётся, и всё равно зло берёт когда видишь результаты.

Wed, Dec. 23rd, 2009 06:01 pm (UTC)
_corso_

Вот интересно - сколько этих потерь еще нужно, чтоб одуматься?

Wed, Dec. 23rd, 2009 05:50 pm (UTC)
imke

Ну что, "пожалте к последствиям", называется картина, "господа идеалисты от православия". Ратующие за немедленное возвращение всего, что умудрилось уцелеть никак не их усилиями. Правда что, зла не хватает. Хотя, честно говоря, и на монахинь заодно. Священное правило есть в разного рода компьютерных делах: "работает - не трогай". Особенно не трогай, если нетвердо понимаешь, что делаешь. Но великий русский авось что хочешь перешибет, я понимаю, особенно если денежки-то вот они...

Wed, Dec. 23rd, 2009 06:00 pm (UTC)
_corso_

Монахини, к сожалению, делают то, что им говорит начальство. Не думаю, что они в свое время так уж сильно хотели эту икону "заполучить"...

Wed, Dec. 23rd, 2009 05:52 pm (UTC)
iskatel

Левон, бросьте ваши оговорки насчет "достал".
Те, кого Вы достали, могут просто не читать, что , скорее всего, и делают.
Лично я читаю с интересом, как и многие другие. Продолжайте, если не иссякло желание.

>>Во-первых, достаточно продолжительный срок наблюдения – семнадцать лет! – продолжительный и, в то же время, абсолютно ничтожный – по сравнению с возрастом иконы. Во-вторых, мы имеем совершенно бесспорный результат – икона погибла, или, точнее, находится в состоянии клинической смерти, и как ее будут из него выводить, пока не понимает никто.

ну, РПЦ-шные верхи и радикальная (весьма немалая) часть их паствы , надо думать, вполне этим удовлетворены.
Икона же использовалась по прямому назначению ? Все, хватит, в утилизацию.
Мерсы и Мазерати надо время от времени обновлять, так что...
Эй, что там еще ценного в музеях ?

А еще прошу учесть, что с Боголюбской, как древней, прославленной и чудотворной еще «церемонились». С остальными – менее древними и менее прославленными – церемониться явно не будут. Особенно, если получат всё это, как рассчитывают, в безраздельное пользование.

Разумеется.

------
Читал Ваши ответы на Ленте и в очередной раз поразился недюжинному терпению и силам человека, которому в тысячный раз задают мерзопакостные вопросы в стиле " сколько ж вы, музейщики, денег-то потеряли, если икону у вас забрали, ясно же, что она сама чудесным образом обновится, замироточит и все будет хорошо ?"
Спасибо Вам.

Wed, Dec. 23rd, 2009 05:56 pm (UTC)
_corso_

Дело в том, что я действительно абсолютно не приспособлен ни к какой "общественной борьбе". И здесь я хотел бы постить исключительно тихую музыку и красивые картинки.
А на работе заниматься написанием статей - ученых и не очень - и составлением указателей к каталогу.
НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ...

А вообще - спасибо огромное за поддержку... Это, правда, очень нужно.

Wed, Dec. 23rd, 2009 05:55 pm (UTC)
illum

Вот пока читала, кроме тоски, мелькнула мысль, а как же так, ведь есть духовные семенарии, я конечно ничего толкьом не знаю, но почему-то слышала-видела-читала, что там оооочень серьезное образование дают, разностороннее, чуть ли не мирские идут туда учится, чтобы знания получше были, а потом уходят. Или это все мне привиделось? Я к тому, что ведь есть очень образованные люди среди служителей церкви! В конце то концов, не нужно никакого особого образования чтобы понять что все это очень трагично, не нужно быть рестовратором, чтобы осознать происходящие с каждой такой иконой...
Ужасно грустно. Я перепощу, но меня кажется не много человек читает из России.
Я уже как 2 года стремлюсь (по работе никак пока не выходит выкраивать время) поступать специально в России в художственный вуз на искусствоведа, и только из-за наследия художественного, икон как первостепенное... А у тут такое:/

Wed, Dec. 23rd, 2009 05:58 pm (UTC)
_corso_

К сожалению, подобная поступки не зависят от уровня образования. И не им определяются. На сегодняшний день всё это - "большая политика". Церковно-государственная. Которая, как и любая политика, требует жертв...

Wed, Dec. 23rd, 2009 06:04 pm (UTC)
1_9_6_3

Кошмар.
Перепостил.
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Wed, Dec. 23rd, 2009 06:08 pm (UTC)
shrodinger_cat

Слов нету.
Дала у себя ссылку.

Sat, Dec. 26th, 2009 11:55 pm (UTC)
_corso_

Спасибо

Wed, Dec. 23rd, 2009 06:16 pm (UTC)
mineralka

ну, я так понимаю, скоро нас порадуют версией о том, что ненавистники православия наслали порчу, или украли кассетку, или насыпали грибных спор под плинтус... а икону объявят пострадавшей за веру, например.
*извините, что-то мне оптимизма сегодня не хватает.

Sat, Dec. 26th, 2009 11:56 pm (UTC)
_corso_

Я думаю, что вопрос о том, кто виноват, будет обсуждаться (и уже обсуждается у меня в комментах) на полном серьезе. Тем более, что у этой иконы очень непростая реставрационная история...

Wed, Dec. 23rd, 2009 06:26 pm (UTC)
lalenaspb

Видимо эту эпидемию уже не остановить. Но пробовать надо. Иначе потом защищать будет просто нечего. Спасибо Вам. И за терпеливые ответы на "ленте" спасибо. Вряд ли "орущие" будут это читать. Но может хоть несколько просто непонимающих изменят свое мнение. В страшные времена живем.

Sat, Dec. 26th, 2009 11:57 pm (UTC)
_corso_

Думаю, после праздников нужно будет вернуться к этой теме...

Wed, Dec. 23rd, 2009 06:49 pm (UTC)
dig_gaja

Перепостила.
Слов нет.
У нас пока эпидемия такого масштаба не достигла. У нас в Беларуси болезнь приняла другое течение - РПЦ "возвращаются" храмы, строившиеся как униатские и католические. И перестраиваются по вкусу РПЦ. Или "приводятся в соответствие" интерьеры(((

Sat, Dec. 26th, 2009 11:58 pm (UTC)
_corso_

А что охрана памятников по этому поводу думает?

Wed, Dec. 23rd, 2009 07:07 pm (UTC)
ann_vinogradova

какой дивный лик... даже в таком виде... :(

Sat, Dec. 26th, 2009 11:58 pm (UTC)
_corso_

Она, конечно, одна из прекраснейших...

Wed, Dec. 23rd, 2009 07:19 pm (UTC)
yudinkostik

жуть... перепостил...

Sat, Dec. 26th, 2009 11:58 pm (UTC)
_corso_

Спасибо!

Wed, Dec. 23rd, 2009 07:23 pm (UTC)
supposedly_me

Ужас. Перепостил.

Sat, Dec. 26th, 2009 11:59 pm (UTC)
_corso_

Спасибо!

Wed, Dec. 23rd, 2009 07:27 pm (UTC)
turtaniat

Я поставила ссылку у себя, и сейчас еще заброшу информацию в пару журналистских групп на "Одноклассниках". Нужно что-то попытаться сделать...