дорога назад (_comeback_) wrote,
дорога назад
_comeback_

Categories:

"1. Ахимса – принцип непричинения вреда

Человек не должен разрушать что–либо только из–за желания разрушить или "сорвать" свою злость. Если вы идете по тропинке, а по ней ползут муравьи, вы можете не заметить некоторых из них и раздавить, но если вы выбираете такой путь, чтобы топтать муравьев, то вы нарушаете принцип ахимсы. В христианстве ахимса выражена в заповеди: "Возлюби ближнего твоего". А йоги уверены: с человеком, который любит весь мир, никогда не случится ничего плохого. Потому что сердце его открыто навстречу людям. Вокруг такого человека ореол любви, попав в который, вы становитесь спокойным и радостным.

2. Сатья – правдивость или истина

Искренность – это мера духовности. Чем больше человек может себе позволить быть искренним, тем выше уровень его сознания и духовности. Но это не значит, что нужна правда везде и по любому поводу. Есть ситуации, когда правда может навредить другому человеку, привести к несчастью или серьезной болезни, а это – нарушение принципа ахимсы. В таких случаях лучше всего промолчать. В жизни часто возникают мелкие ситуации, которые мы не называем ложью, но они все–таки являются нарушением принципа сатьи. Как соблюдать принцип сатьи по отношению к детям? Точно так же, как и по отношению к взрослым. Любые взрослые проблемы, если ребенок ими интересуется, лучше всего объяснять так, как это есть на самом деле, и разговаривать с ребенком, как со взрослым. Для детей не должны быть секретом трудности родителей – материальные, психологические, социальные и т.д. Правда часто бывает трудной, но победа, которую она одерживает, – достойная победа. В христианстве принцип сатьи согласуется с принципом "Не лжесвидетельствуй". Когда внешняя правдивость сливается с внутренней искренностью, человек становится обладателем истины. Он начинает видеть то, что скрыто за внешним.

3. Астейя – неприсвоение чужого

Присвоить себе можно и чужие права, заслуги, а также время. Время – энергия, и его надо беречь точно так же, как деньги, и не только свое время, но и чужое. Не стоит тратить его на пустые разговоры, сплетни и жалобы. Жадность тоже является нарушением принципа астейи.

4. Апариграха – принцип свободы

Его не нужно понимать как принцип вседозволенности. Апариграха – это принцип внутренней свободы, свободы выбора между добром и злом. Ведь подавление нашей свободной воли требованием слепого подчинения происходит не от сил света. Не подавлять волю человека, а только указывать ему путь. Первое, что должен сделать человек, вставший на путь духовного самосовершенствования, – сначала избавиться от привязанности к материальным вещам, затем от всякого рода психологических зависимостей. Невидимую связь человека с каким–либо предметом, человеком или желанием в Индии называют индрией. Целый букет индрий связывает нас с теми, кого мы считаем своей семьей, друзьями, любимыми, и сонм более мелких ниточек тянется от человека к всевозможным предметам, дорогим его сердцу, к страстям, излишествам и порокам. Человек теряет свободу и возможность двигаться, когда он зависит от вещей и внешних обстоятельств. Привязанность к детям – прочнейшая индрия. Пока они малы, мы воплощаем в них свои мечты. Когда дети вырастают, никак не хотим с ними расстаться, отпустить, вмешиваемся в их жизнь, дергаем за веревочку, страдаем сами и заставляем страдать наших детей. Попробуйте относиться к своим детям точно так же, как к чужим. Это трудно, но возможно, ведь в таком отношении реализуется заповедь "Не сотвори себе кумира" – ни в вещи, ни в ребенке, ни в человеке, ни в идее и ни в себе самом.

5. Брахмачарья – самодисциплина

Это принцип контроля над эмоциональной сферой, над желаниями. Нарушением принципа брахмачарьи является любая невоздержанность: в еде, в питье, болтливость, накопительство и т.д. Излишества ведут к потере энергии и потере свободы. Человек становится рабом не только вещей, но и привычек. Принцип брахмачарьи еще можно назвать принципом оптимизма. Если человек любит жизнь, получает радость от каждого ее проявления, не ноет и не сетует на судьбу, добр, независтлив и помыслами чист, значит, он выполняет брахмачарью.

6. Шауча – принцип чистоты

Главное – это чистота мыслей. Как часто люди думают одно, говорят другое, а делают третье. С другой стороны, одно и то же действие может быть совершено по разным причинам. Когда мы думаем о ком–то, о его поступках или словах, всегда надо спросить себя, а не осуждаем ли мы этого человека, нарушая заповедь "Не судите, да не судимы будете". Мы воспринимаем окружающий мир через призму своих собственных представлений, в соответствии со своими внутренними правилами, по которым живем и которым следуем. Если другие люди не выполняют этих правил, то нам кажется, что они неправильно живут. Надо помнить две вещи: первая – не все то, что хорошо для вас, хорошо и для другого, и ваши правила могут быть неприемлемы для кого–то просто потому, что он не такой, как вы, и воспринимает мир иначе, чем вы; и вторая – мы не можем видеть истинных причин того или иного поведения других людей, не понимаем, что ими двигало в действительности, и часто ошибаемся по их поводу. Старайтесь не думать о людях плохо, не видеть в них плохое, и даже если вы уверены, что человек поступает против законов, не осуждайте его, ведь он в первую очередь наносит вред себе, создавая негативную карму, и заслуживает сочувствия, ибо не ведает, что творит. Мыслительный процесс идет в наших головах, не прекращаясь. Мы постоянно думаем о чем–то или о ком–то, произносим внутри себя то монологи, то диалоги, то устраиваем дискуссии и обсуждения. Остановить поток мыслей даже на несколько секунд очень трудно, но следить за тем, какие мысли рождаются и пробегают в нашем сознании, необходимо, если вы решили встать на путь духовного самосовершенствования. Отслеживание и сепарация мыслей на негативные и позитивные – одна из главных практик в различных духовных учениях. Занимаясь такой работой, важно помнить, что избавиться сразу от всех негативных мыслей невозможно. Это длительный процесс, требующий постоянного внимания, причем спокойного внимания. Не стоит переживать, если в голову забегают не самые чистые и возвышенные мысли. То, что вы определили данную мысль как негативную, уже является процессом очищения вашего ментального плана. Прощать за ошибки надо не только других, но и себя.

7. Сантоше – умение принять все, что с вами происходит

Это умение принять и плохое, и хорошее. Научиться в трудностях и испытаниях видеть возможность избавиться от кармических долгов и приобрести бесценный опыт для духовного роста.

8. Тапас – принцип развития силы воли

Путь духовного самосовершенствования труден. Наличие силы воли определяет неотвращение от пути.

9. Свадхиайя – принцип самообразования

Человек приходит на землю учиться, приобретать опыт. Это одна из причин его рождения, часть его миссии, насущная необходимость.

10. Ишвара Пронитхан – посвятить свою жизнь Богу

Человек – это микрокосм, и законы, действующие во Вселенной, действуют и в человеке.

Часто причиной несчастий является нарушение Закона Свободной Воли. Закон Свободной Воли устанавливает, что в момент выбора над человеком не властен никто. Никто не может повлиять на свободный выбор человека, но как только выбор сделан, сразу же включается механизм Закона Кармы, причин и следствий, который направляет жизненную реку человека в русло либо созидания, либо разрушения. Надо обязательно помнить, что выбор человек делает совершенно самостоятельно. Человека могут вынудить на тот или иной поступок обстоятельства. Да, действительно, жизнь бывает суровой и трагичной, но если мы задумаемся, то скажем себе, что в любой ситуации существует два или больше вариантов выхода из трудных положений. Человек, стоящий перед выбором, имеет возможность пойти легким путем или, наоборот, выбрать самый трудный. Признаемся себе честно, что чаще всего мы выбираем путь наименьшего сопротивления. Но ведь был же и другой выход, возможно, сопряженный с риском для жизни или с добровольным отказом от каких–то благ. Мало кто обладает таким мужеством, чтобы выбрать добровольно путь страданий. Часто нас заставляет делать определенный выбор страх – перед будущим, страх материальных трудностей, боли или одиночества. В повседневной жизни мы постоянно что–нибудь выбираем на разных житейских уровнях. Например, взять зонтик или нет; при этом вы сами являетесь либо жертвой своего выбора, либо победителем. Часто и необдуманно мы пытаемся влиять и на выбор других людей, не понимая, что нарушаем закон и причиняем зло в этом случае и себе, и другому человеку, удваивая свою ответственность и усиливая последствия. Наше воздействие на чужую свободную волю может казаться нам добром, благодеянием. Особенно это касается отношений между родителями и детьми. Пока они малы, мы резонно считаем, что, обладая жизненным опытом, знаем, что и когда необходимо делать и как поступать, и не замечаем, что наши маленькие дети иногда гораздо умнее и мудрее нас. Нам трудно допустить, что в маленьком теле может жить душа гораздо более древняя, чем наша. Как часто мы принимаем, например, нежелание ребенка одеть ту или иную вещь за каприз, заставляем его подчиниться, не догадываясь, что такое поведение может быть связано с сильными переживаниями в прошлых жизнях и ребенок, не способный это объяснить, страдает. Конечно, нельзя исключить возможность каприза, но даже при этом силовые методы – не лучший выход. Заставляя ребенка подчиняться силовыми методами, помните о том, что этот легкий и быстро дающий результаты путь, при котором ребенок подчиняется или из–за страха, или из–за бессилия перед вами, создает видимое благополучие, но оно мнимое, потому что аура ребенка разрушена, он становится беззащитным или ослабленным перед инфекциями, и вы, не сознавая того, являетесь причиной болезни своего ребенка, ведь вы нанесли вред другому человеку. Каждый раз произнося фразу: "Я хочу, чтобы ты…", остановитесь на мгновение, задумайтесь, не собираетесь ли вы давить на другого человека, тем самым нарушая Закон Свободной Воли и создавая неблагоприятные причины и следствия. Правильнее говорить и думать – "если ты хочешь, я могу" или "если ты хочешь, помоги мне"."(с)
Tags: жизнь
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author