25 апреля

Сегодня папе было бы 73 года. 12 дней назад исполнилось два года, как он умер, но мне кажется, что правиольней вспоминать его сегодня - жизнь, а не смерть, радость, а не горе. Папа был веселым, жизнерадостным человеком, все время шутил и смеялся. Мне его до сих пор остро не хватает.

***

Папу всегда занимали языки - он никогда не учил язык формально, кроме как в школе/институте, а просто -брал книжку и пытался читать со словарем. Или просто подходил к иностранцу и с ним разговаривал. У него просто не прошит был в голове страх, что его не поймут. Когда он в первый раз ехал к нам в гости (он собирался приехать до рождения Дарьи, но визу делали дольше ожидаемого, а Дарья появилась раньше ожидаемого, так что дед приехал уже к готовой внучке), мы все ожидали звонка: визу получил, билет купил, рассказывайте, как к вам добираться. А вместо этого услышали звонок в дверь. В доинтернетную эпоху, без языка, на одном обаянии. В этом весь папа. На вечеринке, где среди гостей будут два-три вежливых, слегка оторопевших англичанина, папа (со своими тремя словами английского) рано или поздно припарковывался к ним и весь вечер с ними беседовал, иногда ловя проходящих мимо русских, чтобы они перевели туземцам очередной анекдот. Ездили к Андрею в гости (он тогда еще учился и жил в студенческой общаге), папа час играл с Андрюхиным соседом в шахматы, без конца пытаясь ему что-то объяснить, уж не знаю, насколько успешно. Моя смутная тяга к многочисленным недоученным языкам - от него (но жалко, что не досталось это самоуверенное бесстрашие, что меня обязательно поймут).

***

У папы было два агрегатных состояния: классическое советское "на диване пузом кверху", или бешеная деятельность - что-нибудь построить, отремонтировать, пусть некрасиво, но добротно. В этот дом он приезжал два раза, дела его рук до сих пор нам служат, и даже швабру я продолжаю вешать на гвоздик, который он вбил. В свой первый приезд в этот дом (Сашке исполнилось 2, а ему 60) он затеял переоборудовать чердак - дозастилал углы разнокалиберными досками и построил стеллажи - до сих пор его мысленно благодарим. А в последний приезд все рвался на крышу, почистить от мха, пришлось затеять ремонт в гостиной, чтобы занять активного дедушку и отвлечь его от промышленного альпинизма.

***

Нет, вру, три. Еще он ездил на рыбалку. Все наше детство летом мы ездили куда-нибудь с палаткой покормить комаров, на ярко-оранжевой моторке. Моторку звали ласково, как лошадь, "Рыжухой". Самые яркие детские и подростковые воспоминания у меня от этих поездок с родителями. Костер вечером, еда из котелка, бесконечная чистка рыбы, скакание на моторке, укрытой тентом, под дождем по волнам. Фотография папы, которая стоит у меня на столе, как раз "рыбацкая": папа в Рыжухе, в штормовке, разбирает сеть, а сзади гладкий залив (Иркутское водохранилище, наверное). На фотографии ему лет 35, и это примерно такой папа, которого я хочу помнить.
Tags:

Ура!!!

Я добежала этот марафон!! Отыграла в субботу мини-концерт, а вчера - экзамен. Результаты будут через пару недель, по ощущениям - не завалила (хотя у меня нет frame of reference, и мне сложно сказать это с уверенностью). Сделала немало ошибок, пару грубых; не очень хорошее пианино, гулкое, и клавиши тяжелые, к 3й части Бетховена пальцы начали уставать. Но я очень старалась играть выразительно, особенно две медленные пьесы, так что, надеюсь, подправила впечатление от очень негладких быстрых. Хуже всего, как всегда, Бах, он плотный и точный, поэтому чувствительный к ошибкам (а я нервничала, естественно, и запиналась от этого). Лучше всего, по моим внутренним ощущениям, Дебюсси, по крайней мере я на самом деле получала удовольствие, пока играла. При всей не-вполне-адекватности пианино, у него прекрасные, насыщенные басы, чего нет ни на моей электронной пианинке, ни у церковного рояля, и они добавили баритонную бархатность звуку. Но эта же звучность полностью убила легкость 3й части Бетховена, получалось тяжеловесно и звучало как overpedalling, и мне об этом, наверное, скажут. Ну, в любом случае, я сыграла на свой уровень, лучше при моем техническом умении и при моих предконцертных нервишках я сыграть все равно не могла, поэтому любая оценка будет справедливой.

Концерт тоже прошел хорошо - играла не без ошибок, но это был мой шанс, во-первых, обкатать программу, а во-вторых, поиграть в Настоящую Пианистку. У меня даже концертное платье было! :) Пришло человек 25 гостей, все добрые друзья (Наташа Домникова приехала аж из Портсмута!!! Спасибо!), говорили хорошие слова и мне, и Алене, и теперь у нас с ней настроение "этим стулом мастер Гамбс..." :)



Не могу пока расслабиться, все еще ощущение, что надо куда-то быстро бежать (это потому, что забросила все остальное, пока занималась экзаменом и торжествами, и надо нагонять), но надо мной теперь (пока?) больше не висит никаких сроков! Скачала сегодня утром наконец-то испанские фотографии и позавчерашнюю поездку в Визли, а еще у меня лежат даже не просмотренные подснежники, крокусы и Париж. Займусь теперь фламенкой и фотографиями! :)

Вкрации

Коротенькая запись, потому что надо будет разобрать картинки и рассказать чуть подробнее, но у нас все пока складывается хорошо - дорожную часть Великого Плана осуществили, почти все прошло гладко, примерно как планировалось (вот только вылетела начисто пятница с Кордовой, т.к. билетов на поезд в карнавальную пятницу на юг не было ВООБЩЕ. Не то, чтобы на ближайщий поезд, а на весь день. С самого утра. Пришлось на ходу переиграть, удалось купить билеты на автобус во второй половине дня, так что приехали мы в Севилью после 11 ночи. Но приехали!). День в Париже аккуратно спланировали и даже втиснули в него короткий заход в Лувр. Устали, но успели посмотреть все, что мама хотела. Первую остановку в Мадриде мы потратили на Толедо, вечером мама отдыхала, а я бегала по городу и предавалась воспоминаниям. В Севилье провели два совершенно чудных дня. Ходили очень медленно, т.к. компания большая; в первый день были только в Альказаре (полтора часа в очереди! Но отходили маленькими группками посмотреть вокруг) и на фламенко шоу. Но это как раз был мой день рождения, так что мы не торопились, впитывали солнце, неторопливо гуляли по улицам. А на второй день дошли до площади Испании и погуляли по огромному саду рядом. Приезжали/уезжали отдельными группами: Дима с девочками прямо из Лондона, Андрей с Каро из Бирмингема через Малагу, а мы с мамой из Мадрида. На обратном пути задержались на ночь в Мадриде и дважды зашли в Прадо. Эль Греко у нас как скобочки, с него начали (в Толедо), им закончили (в Прадо). Хоть мама и волновалась перед каждой границей, но нас везде впускали и выпускали, и вообще все было отлично. Самым высоким достижением своих способностей организатора я считаю два утра в репетиционной комнате в Севилье - с удовольствием начинала день с небольшой фортепианной разминки. Теперь всегда буду туда ездить перед концертами :)
Удивительно повезло с погодой!!! Везде было солнце и тепло - даже в Англии в те два дня между Францией и Испанией.

Осталась только музыкальная часть программы, но времени на волноваться у меня нет, через 5 дней все уже закончится само по себе :)))
Tags:

Планы, планы

Ну я всем вокруг уже рассказала, чтобы заземлить радостное прифигение и plain old pure прифигение, когда узнала, как в конце концов упали фишки с моими планами на первую половину марта. Напишу и здесь, поставить уже точку над "и" (или под ферматой).

длинный скучный рассказ, выработать всплеск адреналинаCollapse )

Mini-epiphany

Про музыку. Пошла на прогулку без камеры и телефона и кофе, просто так. Решила в уме проиграть экзаменационную программу, насколько вспомнится (как часть работы над концентрацией - совершенно отдельный навык играть для других и долго). И осознала, что я и в уме слышу, как Я ее уже играю. Т.е. со всеми моими остановками, ошибками, наслоениями неправильных ударений, случайно подобранными интонациями. А мне надо разбить стену между тем, как я слышу свою игру, все это наследство от ученического разбора, и начать слышать, как я ХОЧУ сыграть. И меня осенило: можно ж скачать себе треков, составить из них ровно ту же программу, и слушать, как играют другие! А чтобы не начать подсознательно копировать, программ надо несколько, с разными пианистами. В общем, купила треков на амазоне, сделаю себе три программы (даже больше, можно в разных сочетаниях), закачаю в телефон - слушать на прогулках, в поездах, в дороге... Ну и продолжать время от времени отыгрывать в уме, тоже полезная практика, когда тебя пальцы не тормозят.

Александра

Я опять пропустила Важный Постик, восполняю. Сашкин 15-й год!


***

Едем с Сашкой в машине, по радио какая-то шопенообразная музыка. Ну-ка, говорю, вам уже три стиля преподали, что это - барокко, классика или романтика?
Отвечает: сейчас к себе прислушаюсь, насколько это скучно... романтика?
Я ржу, прошу объяснить.
"Weeelll, baroque somewhat intrigues me, romantics bore me quite a bit, but if I want to stab my eye with a fork - it's classical!"
Главное, я даже с ней согласна, внутре меня они тоже примерно так же упорядочены, по степени интересности :)

В театр деточку везла, у них опять школьное шоу все неделю, с утренниками и вечерними представлениями. Александра в массовке, но все равно ждет с нетерпением.

Всякое внутреннее жужжание

Собралась я было написать постик о том, как меня иногда мотает с самооценкой туда-сюда: то состоявшаяся зрелая женщина, то desperate failure. Ну и начала с положительного, мол, иногда посмотришь на себя, муж прекрасный, дети чудесные, дом - нуууу, ок, дом, "он теплый", даже если далеко не всегда уютный; занимаюсь чем хочу, живем комфортно, друзей люблю, у родных все более-менее... И пока перечисляла, уже забыла, что собиралась потом поныть, какой я лузер. Даже если и лузер, какая разница, если я такой счастливый лузер.

***

Вспомнила сегодня, как Димка давно-давно, еще со стажерской работы, притащил прибаюху: шефья его ездили в командировку, что ли, там выпили, и один из их товарищей, уже совсем почти никакой, загадал им загадку: "Живет в леса. Питается овса. Нет овса - так питается, без овса. Кто это?" - и немедленно заснул. А когда проснулся, то уже ничего не помнил, клялся, что загадку эту в первый раз слышит. В общем, осталась это в их компании как неразгаданная тайна, никто не знал, что это такое. И вот в последний приезд папы к нам пересказываем ему эту байку, а он вдруг говорит - тяак это ж волк! Как волк, зачем бы волк питался овсом? - Да не овсом, а овцой! В общем, даже если это и не та разгадка, она все равно правильная. НУ и нам заодно урок, как для поисков решения иногда можно чуть встряхнуть условия задачи.
Tags:

Языковое

Рассказывала вчера Сашке про различия в музыкальной нотации между разными школами (она мне показала шутку про Hakuna fermata, спрашивала, что такое фермата - я в ответ сперва упомянула путаницу с паузами, а потом вспомнила давний разговор с Дашкой). It's such a delicious confusion, ужасно радуюсь каждый раз :) Четыре ноты подряд так, как нас учили: ля-си-бемоль (или ля-диез)-си-до. Так? Если в немецкой нотации, которой нас учили для обозначения тональностей, эти же 4 ноты: A-B-H-C. А в той, которой пользуются тут: А-B flat (or A-sharp)-B-C. "It's an H. Or rather B. Или си. No, not C, that's до".

Ну и про фермату: это такая перевернутая арка с точкой под ней ("чувствовать себя маленькой точкой ферматы"), означает держать ноту дольше, чем написано (руководствуясь эстетическим чутьем, или "for the rest of your days", как в Сашкиной шутке). В английском фермату называют pause. А то, что в русском называют паузой, в английском rest. Постоянно ошибаюсь до сих пор. А еще пришлось переучиваться с "метрической" системы длительностей (1, 1/2, 1/4 и т.д.) на "как-бы-имперскую", весь этот зоопарк minims/crochets/quavers. После quavers (восьмушки) новые слова исчезают, появляются semiquavers, demisemiquavers и в конце концов hemidemisemiquavers (1/64).

Recital

Тем юго-англичанам, кто еще читает ЖЖ: в рамках подготовки к экзамену по музыке (и заодно юбилейных празднеств) устраиваю небольшой любительский концертик в той же церкви, где мы были с Алисон два года назад. 9 марта, 6 часов (время еще надо подтвердить). В программе: Бах (прелюдия и фуга фа минор из 2-го тома ХТК), Бетховен (Патетическая соната), Дебюсси (прелюдия из Бергамасской сюиты). Во второй половине Алена будет петь романсы Рахманинова и еще что-нибудь (а я аккомпанировать). В перерыве и после - братания и поздравления :)