axis (_axis_) wrote,
axis
_axis_

Кредитная карта и интерфейс банкоматов

Я сегодня по невнимательности снял наличные деньги с кредитной карты вместо дебетовой.

Последнее время вообще регулярно стал отмечать происшествия, которые посторонние люди относят к невнимательности и долбоебизму, а я лично усматриваю в них проявления ошибок в дизайне взаимодействия, в проектировании интерфейса.
Здесь прямо по А. Куперу — продукты информационных технологий всё глубже входят в жизнь людей и они по-прежнему всё также чужеродны для нас, также тупорылы и также небрежны по отношению к нам как и были 10, 20 лет назад.

Банкомат вместе с банком знает о моём счёте, о тарифах обслуживания, об имеющихся у меня возможностях, о комиссиях гораздо больше меня.

Почему я узнаю о том, что я снимаю деньги с кредитной карты и попадаю на комиссию-за-снятие-наличных, только когда краем глаза замечаю, что дебетовая всё ещё у меня в кошельке?

Когда мы 100 лет назад расплачивались за продукты в магазине, мы располагали только теми деньгами, которые были в наличии. За продукт, стоимостью 100 рублей мы не могли заплатить 200, если считать, что продавец не целился в вас из ружья. Кое-где, пожалуй, уже можно было расплатиться чеком. Но и это был более-менее безопасный в плане последствий способ.

Сейчас у нас появились эти дебетовые и кредитные карты. Кредиты, с их процентами, льготными периодами, просроченными задолженностями и досрочным погашением — суть вообще чуждые человеку материи. Отделы маркетинга и продаж всех банков из кожи вон лезут, чтобы хотя бы не отпугнуть клиентов всеми этими банковскими продуктами и красотами.

Я по ошибке вставляю не ту карту.
Выбираю операцию снятия наличных.
Набираю сумму.
Подтверждаю.
Слышу шуршание счётной машинки.
Получаю деньги.

Казалось бы — причём тут банкомат?
Ах да, через 10 секунд приходит СМС с указанием операции и снятой суммы.

Ни на каком этапе я не был уведомлён о том, что за эту операцию мне придётся заплатить дополнительную комиссию. Даже в пришедшей СМС значится ровно та сумма, которую я вводил.
Свою ошибку я понял в тот же миг, когда подтверждал выдачу денег. Ещё до того, как стала шуршать счётная машинка я жал «Отмену» и «Сброс», однако такой фарш назад не проворачивается.

Банкомат даёт возможность положить деньги на счёт также легко, как и снять. Я этим воспользовался, так что сразу погасил возникшую незапланированную задолженность (иначе на неё с первого же дня стали бы начисляться проценты по кредиту), однако с комиссией так уже не поступить.

Про интерфейсы банкоматов и подобных автоматов уже, наверное, тысячи статей написаны, а они всё такие же тупорылые как и 10 лет назад.

Хороший повод стать отличным проектировщиком взаимодействия, получить проект у производителей банкоматов или у крупного банка и переделать хотя бы часть этой, возможно самой консервативной, индустрии.
Tags: деньги, интерфейс, ошибка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments