Вёрстка в Ворде

Чтобы набить руку в Ворде, решил переверстать подвернувшийся по почте документ.

Было:
Старый и промежуточный документ

Стало:
Новый документ

Кстати, впервые делал картинку для жежешечки в обычном Пейнте от Виндоус 7. Получилось вроде.

Форма на сайте Мастеркард исправилась

Недавно писал про форму ввода данных сайта Мастеркард.
Она немного улучшилась:
— выбранное число после смены месяца не сбрасывается,
— курсор сам перескакивает из поля ввода часов в поле ввода минут.
Однако запятая в качестве разделителя суммы всё ещё не принимается.

Макетируя страницу — выбор полей для листа А4

Начитавшись Чихольда и Брингхёрста, целый час проектировал лист для одного документа.
В конечном итоге пришёл почти к «вордовским» полям для документа, но к этому позже.
Рассмотрел 4 макета — два симметричных и два асимметричных, под брошюровку.

Условия были канонические:
— максимально сохранить пропорции страницы в пропорциях текстового блока,
— величину полей сделать хотя бы натуральным числом (лучше «круглым»), для облегчения ввода в текстовых редакторах.

Множество документов сейчас распечатывается на одной стороне листа на обычном принтере, особо не брошюруется и поэтому, мне показалось вполне допустимым обдумать симметричный формат листа.
Однако гармоничный симметричный лист плохо выдерживает нормальную брошюровку (дыроколом на шнур или брошюровщиком на спираль), поэтому и «классический» более-менее книжный лист тоже нужен.

Получить лист, удовлетворяющий первому условию о пропорциях, очень легко. Нужно разделить лист на равное количество частей по горизонтали и вертикали и решить сколько получившихся модулей отступить от края.
Для симметричного листа — по одному модулю с каждой стороны.
Для асимметричного с отступом под брошюровку — два модуля слева и снизу, один сверху и справа.
Забавно, что в книгах-то как раз всё наоборот. Внутреннее поле уже в два раза, чем внешнее.

Делил я в итоге на 9, 10 частей для симметричного и 12, 14 для асимметричного листов.
На 9 и 14 получилось лучше всего. 12 вообще никуда не пригодится. 10 — сойдёт, если нужно чуть больше площади текста.

Приведу параметры для каждого варианта.
Размер А4, напомню: 297×210 мм, пропорция: корень из двух — 1,414

9 частей
Поля (от левого и по часовой стрелке, в скобках «нормализованные» значения):
23,3 (23) — 33 — 23,3 (23) — 33
Размер блока текста: 163,4 (164) × 231
Пропорции: 1,414 (1,409)
Площадь блока текста: 37745 (37884)
Лучший вариант, когда не надо запихивать на лист большое количество информации. Для легковесных презентаций концепции т. п.

10 частей
Поля: 21 (20) — 29,7 (30) — 21 (20) — 29,7 (30)
Размер блока текста: 168 (170) × 237,6 (237)
Пропорции: 1,414 (1.394)
Площадь блока текста: 39917 (40290)
Оптимальный, с т. з. цифр, вариант — равноценно удобен. Даже вполне выдерживает брошюровку.

12 частей
Поля: 35 — 24,75 (25) — 17,5 (18) — 49,5 (50)
Размер блока текста: 157,5 (157) × 222,75 (222)
Пропорции: 1,414 (1,414)
Площадь блока текста: 35083 (34854)
Никуда не пригодится изза слишком конских полей слева и снизу, чрезмерных даже для брошюровки.

14 частей
Поля: 30 — 21,2 (20) — 15 — 42,4 (40)
Размер блока текста: 165 × 233,4 (237)
Пропорции: 1,414 (1,436)
Площадь блока текста: 38511 (39105)
Оптимальный асимметричный вариант, избранный за это Вордом за стандарт по умолчанию. Только нижнее поле должно быть 40 мм, а не 20 мм как в Ворде.

14-частный выглядит наиболее удачно для асимметричной пропорции.
10-частный наиболее практичен в своём нормализованном варианте.

Из моментов, которые стоит отметить особо:
Колонцифра (номер страницы) выходит за полосу набора, как и вообще колонтитул если он не слишком выделяется сам по себе, иначе придётся включать).
Отделяется от текста обычно «на круглую» — на величину интерлиньяжа, как я понимаю.
Я предпочитаю ставить снизу-справа, у «внешнего» края текста.

Позднее в пост будут добавлены картинки и ссылки на первоисточники.

Акция Мастеркард

Мастеркард проводит очередную акцию, популяризующую оплату покупок в магазинах банковскими картами этой платёжной системы. Молодцы, я тоже за.

Для участия в акции необходимо зарегистрироваться и добавлять данные о чеках за покупки по своей карте на сумму свыше 500 рублей через такую вот форму:

Форма добавления чека для участия в акции Mastercard

При проектировании формы допущен ряд идиотских ошибок.

Во-первых указана абстрактная дата «1 января» удобная лишь программистам, потому что не надо принимать решения. Очевидно, что сегодняшняя дата была бы здесь уместнее. Части пользователей пришлось поменять всего лишь дату, подкрутив немного в прошлое.

Во-вторых, при смене месяца зачем-то сбрасывается уже выбранное число.
Т. е. я, как честный человек, заполняя по порядку «22-е», затем «декабря», получаю «1 декабря». Почти уверен, что форма была содрана с какого-нибудь американского варианта, где месяц идёт вперёд даты и потом в html изменён порядок полей. Однако и в таком случае непонятно зачем сбрасывать уже введённые данные.
Полнейшее неуважение к пользователю и игнорирование канонов — нельзя просто выкидывать то, что вручную ввёл пользователь.
Кстати, удивительно, что по умолчанию выбран 2010-й год, а не 1901-й.

При заполнении времени было бы удобно, если бы курсор сам перепрыгивал с часов на минуты, но это уж я размечтался.

Поле ввода суммы транзакции разумеется не принимает запятую в качестве разделителя рублей и копеек, хотя именно этот знак препинания применяется в русском языке, кто бы что ни думал.
Отличное подобранное слово, кстати, — «транзакция»! Прекрасно решает задачи популяризации банковских продуктов среди широких слоёв населения!

«4 последние цифры с карты» лучше было бы снабдить картинкой в виде банковской карты с выделенными последними 4-мя цифрами. Не сомневаюсь, что на вход формы нередко приходят самые-самые последние цифры с оборотной стороны карты, содержащие CVC2-код.

Ну и самое главное — у платёжной системы Мастеркард есть в наличии и распоряжении гораздо больше данных о моих транзакциях, чем у меня самого.

Я прекрасно понимаю зачем устроен сам сайт с балаганом и медведьми — чтобы устроить «канал коммуникации» и побудить покупателей к активным действиям. Но зачем вынуждать вводить всю эту числовую хрень, включая время и посление цифры с карты — непонятно. Да ещё и наверняка — небезопасно.

И вот так — каждый день.

Банк мог бы и предупредить

Продолжая тему банков и обслуживания карт, расскажу о недавней истории.

Я плачу своему банку 60 рублей в месяц за отправку СМС-уведомлений об операциях по карте и движениях по карточному счету. Для кредитной карты эта услуга входит в «абонентскую плату».

Кроме того, банк присылает ежемесячные выписки с теми же сведениями по электронной почте, я регулярно захожу в систему интернет-банкинга, чтобы произвести кое-какие операции и проверить состояние счета, долга по кредитной карте и особенностей льготных периодов.

И что же?
Сегодня истёк ровно год с момента последнего перевыпуска карты, поэтому пришла пора списывать с меня почти тысячу рублей абонентской платы за пользование кредитной картой. Сумма была списана и утром я обнаружил СМС о том, что после списания доступный баланс по моей кредитке ушёл в минус на несколько сотен рублей.
Я пока не знаю что полагается за превышение кредитного лимита по карте — штраф или что-нибудь ещё (возможно это признаётся как техническое превышение), но неприятные эмоции я уже испытал.

И не смотря на обилие каналов связи со мной, банк никак не трудится предупреждать клиента о подобных опасностях.
Даже мой унылый сельский интернет-провайдер предупреждает о снятии абонентской платы, хотя это происходит каждый месяц, а не раз в год.

Это тоже «интерфейс», кстати.

Кредитная карта и интерфейс банкоматов

Я сегодня по невнимательности снял наличные деньги с кредитной карты вместо дебетовой.

Последнее время вообще регулярно стал отмечать происшествия, которые посторонние люди относят к невнимательности и долбоебизму, а я лично усматриваю в них проявления ошибок в дизайне взаимодействия, в проектировании интерфейса.
Здесь прямо по А. Куперу — продукты информационных технологий всё глубже входят в жизнь людей и они по-прежнему всё также чужеродны для нас, также тупорылы и также небрежны по отношению к нам как и были 10, 20 лет назад.

Банкомат вместе с банком знает о моём счёте, о тарифах обслуживания, об имеющихся у меня возможностях, о комиссиях гораздо больше меня.

Почему я узнаю о том, что я снимаю деньги с кредитной карты и попадаю на комиссию-за-снятие-наличных, только когда краем глаза замечаю, что дебетовая всё ещё у меня в кошельке?

Когда мы 100 лет назад расплачивались за продукты в магазине, мы располагали только теми деньгами, которые были в наличии. За продукт, стоимостью 100 рублей мы не могли заплатить 200, если считать, что продавец не целился в вас из ружья. Кое-где, пожалуй, уже можно было расплатиться чеком. Но и это был более-менее безопасный в плане последствий способ.

Сейчас у нас появились эти дебетовые и кредитные карты. Кредиты, с их процентами, льготными периодами, просроченными задолженностями и досрочным погашением — суть вообще чуждые человеку материи. Отделы маркетинга и продаж всех банков из кожи вон лезут, чтобы хотя бы не отпугнуть клиентов всеми этими банковскими продуктами и красотами.

Я по ошибке вставляю не ту карту.
Выбираю операцию снятия наличных.
Набираю сумму.
Подтверждаю.
Слышу шуршание счётной машинки.
Получаю деньги.

Казалось бы — причём тут банкомат?
Ах да, через 10 секунд приходит СМС с указанием операции и снятой суммы.

Ни на каком этапе я не был уведомлён о том, что за эту операцию мне придётся заплатить дополнительную комиссию. Даже в пришедшей СМС значится ровно та сумма, которую я вводил.
Свою ошибку я понял в тот же миг, когда подтверждал выдачу денег. Ещё до того, как стала шуршать счётная машинка я жал «Отмену» и «Сброс», однако такой фарш назад не проворачивается.

Банкомат даёт возможность положить деньги на счёт также легко, как и снять. Я этим воспользовался, так что сразу погасил возникшую незапланированную задолженность (иначе на неё с первого же дня стали бы начисляться проценты по кредиту), однако с комиссией так уже не поступить.

Про интерфейсы банкоматов и подобных автоматов уже, наверное, тысячи статей написаны, а они всё такие же тупорылые как и 10 лет назад.

Хороший повод стать отличным проектировщиком взаимодействия, получить проект у производителей банкоматов или у крупного банка и переделать хотя бы часть этой, возможно самой консервативной, индустрии.

Пора минимизировать кросспостинг

Решил прекратить кросс-постинг Твиттера в ЖЖ. Хватит уже сводить с ума себя и читателей, и так уже Твиттер с Гугл Баззом завязан. Боже, кошмар :)
Всё-всё, прекращаю. Больше Твиттер сюда не дублируется.

Аэропорты

Вчера побывал в аэропорту Гамбурга.
Не в первый раз, конечно - уже в четвёртый.
Всегда любил атмосферу аэропортов - там отчего-то невероятно хорошо, легко. Как правило - удобно, чисто, светло и, несмотря на шум и толпы людей, тихо и умиротворённо.
Конечно речь о хорошо организованных аэропортах! С другой стороны, я и в Шереметьево-1 много времени с удовольствием проводил.
В Гамбурге аэропорт достаточно современный, очень просторный, с широченными залами, держащимися на белых и воздушных металлоконструкциях. Такой, как и положенно быть аэропорту.
Помимо прочего, там ещё есть доступный музей с огромной моделью этого аэпорорта. А также магазины, которые работают по воскресеньям (включая универсам! это супер-мега-хинт! Я ведь и живу недалеко), куча разных прокатных и туристических контор, много бесплатной макулатуры, мест для отдыха, живой зелени и, конечно же, масса возможностей попыриться на самолётики.

Это расслабление, сравнимое с посещением хорошего (!) продуктового магазина. Ещё одна вещь, про которую я никак не напишу.

По аэропорту приятно просто гулять, бродить, сидеть то там то сям, листать что-нибудь. Искать своё отражение в полированных полах. Мечтать. Поглядывать на табло вылетов и прилётов, играть в "города". Смотреть на счастливых улетающих. Смотреть на счастливых прилетающих.

Я бы хотел там поработать.

Гамбург (часть 2)

Итак, стажировка в Гамбурге за счёт торговой палаты.
Самая успешная работа, самое большое удовлетворение, очевидно, получилось у тех, кто место себе нашёл самостоятельно.
Ну т. е. не просто "дал в качестве исходных данных область, отрасль и резюме",
но и нашёл одну или несколько подходящих фирм. А то и вовсе завязал там контакт самостоятельно.
Я в качестве "своей области" выбрал проектирование интерфейсов, юзабилити и т. п.
Около 6 контор ответили отказом, но две согласились. Из них я выбрал компанию, которая занимается юзабилити-тестированиями на заказ.
Причем контора оказалось довольно "крупной". Ну во-первых 60 сотрудников для такой отрасли — это уже довольно немало.
Во-вторых клиенты - Дольче Телеком, И-бэй, Нивеа, Ауди, Дольче Бан, Люфтганза.
Тестируются там "на кошках" всевозможные продукты — от билетных автоматов, до мобильников, от интерфейса ПО до порталов уровня И-бэя.
Мне удалось принять участие в выработке рекомендаций для перепроектирования того же И-бэя, а также в составлении ежегодного отчета о юзабилити-тестировании новых продуктов немецкого телекома.
Как позже стало известно, часть из этих рекомендаций были высоко оценены и приняты в дальнейшую работу.
На самом деле только звучит так прикольно. В конечном итоге — без подтягивания языка (чем я соверщенно забросил заниматься, если честно) здесь было бы работать очень и очень и очень трудно.
Причем помог бы и "рабочий английский", но у меня нет рабочего английского.
"Говорила мне мама..."
Вот честное слово, никогда настолько внятно не понимал, как сейчас, зачем нужен язык в достижении своих целей и мечт.
Какой там Каучсёрфинг, о чём вы! Вот — настоящая мотивация.
Короче, однозначно — я стал уже на полтора месяца старше и опытней, это факт. Кстати, надо обновить резюме :)

А работа работой. Работа как работа. Обалденный офис в обалденном центре города. Каждый день выхожу из центральной станции подземки, прогуливаюсь по местному торговому променаду, заглядываю иногда в булошную, беру булошку для утреннего бесплатного кофе.
В офисе все кабинеты имеют как минимум одну стену какого-нибудь определённого цвета — очень удобно ассоциировать, что бухгалтеры сидят в оранжевом, Франк в фиолетовом, а Хайди и Соня — в зелёном.
А ещё переговорные кабинеты имеют названия — Александрплатц, Трафальгар-сквер и т. п.
Есть 5 лабораторий для тестирования, оборудованных наблюдательной комнатой за полупрозрачным зеркалом, видеокамерами, системами слежения за взглядом и записи всего, что происходит.
Три кухни, свободно доступный кикер, икс-бокс на кухне и масса позитивных коллег.
В некоторых компаниях в России тоже очень душевные офисы, правда! Мечтал, кстати, поработать в Яндексе — там тоже, говорят, очень неплохо в плане организации офисной жизни.
Прихожу к 9. Не первый, но и не последний. Ухожу в 17:30, не первый, но и не последний.

Очень понравилось, как быстро срастаются проекты. Вот заказчик что-то заказал, на завтра ему уже выслано предложение, вот уже утрясается задание на тестирование, получены материалы, производится набор добровольцев для тестирования. И на следующей неделе, ближе к концу — у заказчика уже отчёт о тестировании.
Каждый сотрудник ведёт 1-2 текущих проекта (в зависимости от стадии).
Компания поделена на 3 команды, которые имеют названия по именам рек.
Две гамбургские команды называются Эльба и Альстер — в зависимости от той реки, к которой ближе сидят сотрудники ;)
Мюнхенская команда называется Изар и сидит в Мюнхене, ближе к Изару ;)
Внутри команд люди бьются на группы уже в зависимости от проекта.
Функционирует внутренняя вики. Всем заправляют три очень молодых и бодрых шефа, слушать которых одно удовольствие.
В офисе масса литературы, невероятное количество опыта сосредоточенно в вики.
Нового сотрудника, в том числе и меня, встречает букет цветов и приветственная папка. В которой помимо карты города, списка офисных телефонов и организационной структуры конторы, лежит ещё сводка мест для обедов и кое-какая справочная информация по окрестным возможностям заполнения свободного времени — кино, бассейн и проч.

Обедаем чаще всего с коллегами из комнаты, в которой довелось разместиться. Но иногда и один — часто бывает нужно своими делами позаниматься, или встретиться с кем-то из группы на обеде.
Средний обед в округе обходится от 3,50€ до 6€, в это как правило входит "тарелка еды", иногда салат.
Кофе, чай, молоко и минеральная вода — безлимитно на кухне в офисе. Очень удобно.

Вот как-то так всё и происходит.
Позже, наверное, опишу чем удаётся заполнять свободное время — кино, бассейны и проч. :)
Вообще, честно признаться, кабы не работа — свободного времени было бы больше, нда ;)
Скорее можно сказать, что приходится заполнять оставшиеся от свободного времени промежутки чем-то наподобие имитации трудовой деятельности.
Хотя есть в группе и люди, которые утверждают, что пашут как негры.
Самое главное, я щитаю — лишь бы на пользу шло.
Мне вот мой отпуск в профессиональном плане на пользу пойдёт только процентов на 35.
Но в эмоциональном, конечно, практика уже на 110% состоялась, без преувеличений.

Пару месяцев назад я спросил одну знакомую, которая уже сюда ездила:
— Ну как? Понравилось-то вообще? Не зря хоть это всё?
— Саш, да как тебе сказать. Это было самое лучшее и главное, что проихошло со мной в этом году.

Год только начался, но я уже считаю, что начался он вовсе не зря.
И я уверен, что дальше будет ещё лучше.

Итак, я живу в Гамбурге (часть 1)

Я обещал рассказать, а не рассказал.
А надо правду писать, или как всё на самом деле было? ;)

В Санкт-Петербурге есть представительство торговой палаты немецкого города Гамбурга.
Я понятия раньше не имел что такое "торговая палата Гамбурга" и зачем она может быть Гамбургу нужна.
Я бы даже не стал утверждать, что сейчас понимаю. Но это вовсе не какая-нибудь там НКО,
представляющая мифические интересы среднего сферического бизнеса в вакууме.
Начнём (и закончим) хотя бы с того, что каждое ООО в Германии должно обязательно быть членом этой организации.
В Петербурге у торгового представитльства Гамбурга свой интерес, свои партнерские связи и т. д. Ведь Гамбург — город-побратим Петербурга.
Откуда это можно узнать в Петербурге? На Аллее городов-побратимов в Приморском парке победы. Еще в Гёте-институте, да на эпизодических неделях немецкого кино в Доме его самого.
Откуда это можно узнать в Гамбурге? Ну я вот кажде утро прохожу по подземному переходу между станциями метро Юнгфернштиг и Ратуша и вижу эти большие афиши, где рассказывается что Петербург — побратим Гамбурга. Этот переход объявлен "аллеей городов-партнёров".
Каждый раз задаюсь вопросом — вот зачем им это?
В общем-то понятно всё, но от этого веселее не становится. Как та история с Икеей в России... Мыши кололись и плакали, плакали и кололись, но продолжали жрать кактус. Оставим безрадостное.
Палата есть. Гамбург есть.
У Гамбургской торговой палаты есть ряд образовательно-культурно-просветительских программ, направленных на молодёжь, желающую работать и сотрудничать с Германией.
Речь не идёт о перетягивании "в Германию", речь скорее о перетягивании "на немецкую сторону".
И, надо сказать, дела идут успешно — две трети прошедших через эти программы молодых людей, так или иначе, трудоустроенны в немецких конторах или совместных предприятиях, или предприятиях ориентированных на внешнюю торговлю с Европой.
И одна из таких программ, конечно же попадающая на самый распрекрасный сезон года, приходится на внешнеторговую и экономическую тематику.
Как я сюда попал — до сих пор не понимаю.
В том смысле, что мой профиль — ну как бы совершенно не внешнеэкономический.
А дело было так: в октябре я кое-как, сидя в гостинице «Бета», комплекса «Измайлово» в Москве, держа на вытянутой руке удлинитель с «Йотой», в попыхах, в последний день (точнее ночь) написал весь комплект нужных документов, отправил их в питерское представительтво торговой палаты.
Через 4 дня прошёл первое интервью, на каком-то там своём варианте «немецкого языка», однако же был приглашён на начало занятий, куда пришло в общей сложности 23, кажется, человека.
В результате человеков осталось 12.
Вот вдвенадцатером мы 31-го января 2010-го года прилетели в Гамбург и разъехались по "своим" домишкам различных немецких пенсионеров (кто по одиночке, кто по двое).
Слишком много разных тем начал в последних абзацах, продолжу их чуть позже.
А пока вкратце идея и суть программы.
Деток отправляют на 3 месяца с целью сначала 2-3 недели пройти всевозможные лекции-семинары-треннинги на тему внешней торговли, командной работы и межкультурного взаимодействия.
А затем заряжают в какую-нибудь немецкую компанию "поработать". В какую? А как повезёт. Кто-то работал в Эйрбасе, допустим.
В нашей группе кто-то работает в крутой недвижимости, кто-то в банке, кто-то в бюро переводов, кто-то в научно-медицинском институте и т. п.
В основном, самая интересная работа у тех, кто сам её себе нашёл и, в идеале, ещё и самостоятельно завязал предварительный контакт. Слишком уж мала надежда, что местная принимающая сторона "с душой" подходит к процессу поиска места для стажёров.
За эту "работу" начисляется смешная пенсия от торговой палаты.
Зато — прекрасная возможность почуствовать себя немецким офисным планктоном. Каждое утро, как и дома — мюсли и на работу! ;)
Только не в Питере, а вот — в Гамбурге.
Почему бы и нет?