Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мистерион" ("Мистерия о конце времени" К.Орфа), дир. Т.Курентзис, реж. К.Серебренников,"Территория"

Если сравнивать этот музыкально-театральный проект Серебренникова с двумя предыдущими, тоже на материале ораторий 20 века - "Страстями Жанны д'Арк" Артюра Онеггера-Поля Клоделя

http://users.livejournal.com/_arlekin_/474046.html?nc=18
и
http://users.livejournal.com/_arlekin_/475435.html?nc=2

и "Персефоной" Игоря Стравинского-Андре Жида

http://users.livejournal.com/_arlekin_/891372.html?nc=16

то внешне "Мистерион" как режиссерская работа представляет собой наиболее адекватное воплощение музыкальной драматургии в драматургии театрального действия, и, кроме того, достигает, чего Серебренникову не удавалось прежде, пусть частичного, но подлинного, а не декларативного художественного синтеза разных искусств. А может просто мал-помалу я привык. Так или иначе, но Серебренников снова ничего не придумывает, а использует наработки, опробованные много раз и не им изобретенные. Как и на "Персефоне" в Доме музыки, на "Мистерионе" в Зале Чайковского очистили от кресел партер, освобожденное место заняли музыканты и певцы, на самой сцене выстроили белый помост в форме креста. Актеры появлялись из картонных коробок, массовка светила во тьме фонариками, участники действа были одетые в черное и время от времени заворачивались в черные же простыни, на круглый экран над сценой и на стены по бокам проецировались кадры кинохроники с участием Ленина-Сталина-Хрущева и примкнувшего к ним Гагарина, в кульминационном эпизоде участники представления дрались черными пластиковыми подушками и выпускали из них белую "начинку" - достаточно эффектное в сочетании с мощной музыкой Орфа, но однообразное и по-серебренниковски инфантильное представление о конце света, напоминающее апокалипсис в пионерлагере, как если бы Серебренников вдохновлялся при работе над "Мистерией о конце времени" детскими страшилками и образ черной простыни заимствовал оттуда. Вдобавок ко всему Сергей Медведев в пеньюаре и кающийся (через раздевание, разумеется - как иначе у Серебренникова?) бесполый грешник-трансвестит. Если говорить об актерах (о певцах не буду - на мой невзыскательный вкус все прозвучало хорошо, а может, я просто не способен придираться к Курентзису), то запоминающихся работ две, и это определенно не Медведев в пеньюаре. Среди актрис выделялась, чего следовало ожидать, Елена Морозова (в этом действе оказавшаяся чем-то похожей на дьявола из "Страстей Христовых" Мела Гибсона) и Евгений Миронов - в костюме и очках "стилизованный" под некое подобие Фауста, видимо, здесь он воплощал абстрактный образ мятущегося интеллектуала. Поскольку элементы обычного для Серебренникова клубного шоу (барные стойки, дискотека, стриптиз) в "Мистерионе" практически отсутствовали, если не считать стеклянного шарика (точно такой же висел на танцполе в теплице, где томилась Персефона Стравинского), зрелище явно претендовало на достаточно большую степень серьезности высказывания. И в самом деле, Серебренников как будто знает ответ на вопрос "Что будет?", звучащий в оратории Орфа как один из лейтмотивов. И картину "конца времени" рисует таким образом, как если речь шла не о смертных людях, но о падших ангелах, тоскующих об утраченных небесах, примирить с которыми их мог бы предстоящий - и потому желанный (?!) конец света. Во всяком случае "гуманистического содержания" (прости, Господи) в "Мистерионе" не просматривается до самого конца, только в финале, когда умолки все песни, на музыку оркестровой коды появляется балансирующая на барьере и временами оступающаяся человеческая фигура с повязкой на глазах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments