Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Ультиматум Борна" реж. Пол Гринграсс

Тема "поиска себя-подлинного в собственном прошлом", которая мне в свое время показалось главной в "Превосходстве Борна"

http://users.livejournal.com/_arlekin_/108521.html?nc=6

в "Ультиматуме" неизбежно приводит к переходу от боевика, каковым внешне киносериал про агента Борна остается до самого конца, к психоаналитическому триллеру про раздвоение личности, борьбу двух Я в одном человеке, причем второе, искусственное Я, запрограммированное извне на идентификацию с внешними противниками первого, природного Я героя, вдруг восстает на борьбу с силами, его породившими, и, таким образом, продвигаясь к собственным истокам, становится на путь самоуничтожения (так что трилогия абсолютно завершает "идентификацию", и хотя герой остается жив, продолжение может быть либо повторением пройденного, либо чем-то совсем новым, не связанным с историей "Идентификации"-"Превосходства"-"Ультиматума"). Тогда понятно, зачем нужен этот рваный монтаж и доводящий до трясучки ритм музыкального сопровождения, бьющийся, как учащенный пульс, и временами обрывающийся на долгих крупных планах главного героя. Мотивы этой "обратимости", на самом деле, были бы наиболее интересным предметом исследования (ведь Дэвид Уэбб ДОБРОВОЛЬНО, как выясняется в финале "Ультиматума", отказался от собственной личности, так каким же образом его новое Я, Джейсон Борн, усомнилось в собственной достоверности и отправило героя на поиски прежней, стертой сущности?), но при всех эстетски заморочках "Борн" - блокбастер, и перед его авторами стоят другие задачи, с которыми они справляются очень достойно. И все равно значение "Борна" не в том, что это очередной качественный боевик (хотя это качественный боевик), но в новом герое боевика про суперагента, который, в отличие от классических многоликого 007 или по-старомодному обаятельного "крепкого орешка", ведет борьбу в первую очередь внутри собственной памяти (попутно, впрочем, "одним махом семерых побивахом"). Что не отменяет, а наоборот, усиливает другой важный мотив трилогии - тотальность этого шизофренического беспамятства и попыток его преодолеть. Действие с такой легкостью и быстротой переносится из одной точки мира в другую - США, Германия, Италия, Индия, Швейцария, Москва, в "Ультиматуме" еще и Испания, и Северная Африка, - вокзалы и поезда мелькают, аж голова кружится, через глобальную сеть местоположение и передвижение персонажей отслеживается в режиме реального времени... В "Борне" нет мистической подоплеки, но у него все-таки очень много общего с "Пульсом", где средствами мобильной связи пользовались мертвецы, чтобы захватить мир. В "Борне" ими пользуются живые, но это даже страшнее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment