Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Обратная сторона Луны", театр «Ex Machina», реж. Робер Лепаж (Чеховский фестиваль)

"Жизнь на земле - бутерброд с дерьмом, и чем дальше - тем меньше хлеба" - говорит главный герой Лепажа Филипп, ссылаясь на какого-то неизвестного мудреца. Но есть ли правда выше - тоже неизвестно. Но только на это - вся надежда. Единственное, что удалось герою - снять любительское видео о себе и о том, какой он видит земное человеческое существование, и победить в конкурсе, по итогам которого цифровая исповедь неудачника будет отправлена в космос в расчете на то, что где-то во Вселенной есть разумная жизнь и человек за пределами Земли не так одинок, как на родной планете. Однако и борьба за освоения Космоса, по Лепажу, движима не любознательностью человечества, а себялюбием: конфликт двух братьев (обоих, как и всех других персонажей, Лепаж играет сам) накладывается на противостояние СССР и США в космической сфере, причем смеется Лепаж над теми и другими, хотя антиамериканский настрой у него звучит, по крайней мере, в московском представлении, сильнее, вплоть до того, что "космонавт и астронавт" у Лепажа - не одно и то же: "космонавт - искатель космоса, в греческом толковании этого понятия - гармонии, противопоставленной дисгармонии хаоса, тогда как "астронавт - просто некто хорошо профинансированный".

Уже после спектакля в метро прочитал в "Афише" о спектаклях Лепажа: "Со всей определенностью про них можно сказать одно: если это и театр, то не в том смысле, в котором его понимают у нас". Не знаю, кто, что и где понимает (а впрочем, в обзорном анонсе Чеховфеста Ковальская перепутала "Кориолана" с "Цимбелином"), но если Лепаж - это не театр во всех смыслах, то что тогда вообще театр? Лепаж использует и видеопроекцию, и кукол, и оптические эффекты - но в отличие от многих других, не просто по приколу, в угоду моде или в качестве иллюстрации, все "посторонние" элементы - полноправные объекты театральной игры наряду с самим автором-исполнителем.

Как я на этот спектакль проходил - история еще более занятная, чем в случае с Бруком, билета опять не дали, но мне было важно увидеть именно "Обратную сторону Луны". Три года назад на ММКФ была ретроспектива фильмов Лепажа, где я из пяти картин посмотрел - на сеансе в Госкино никакого ажиотажа не было - только одну, как раз "Обратную сторону Луны". Как и в спектакле, там Лепаж выступал автором, режиссером и исполнителем главных ролей, так что интересно было сравнить: вроде бы все то же самое, но театр - это же не кино. В финале фильма, например, герой, в московском аэропорту в ожидании возвращения в Канаду, теряет связь с землей буквально - притяжение ослабевает и персонаж Лепажа буквально парит в невесомости прямо в зале ожидания. Но показать это в кино - пара пустяков, а в театре гораздо сложнее.

Сюжет спектакля точно соответствует фильму (собственно, фильм сравнительно новый - 2003 года, а спектакль был поставлен раньше). Два брата пытаются разобраться с "наследством" матери после ее смерти (она была больна, доживала в доме для престарелых с ампутированными ногами и, возможно, покончила с собой - для этого ей с ее больными почками всего-то достаточно было выпить воды больше, чем следует, но правды о ее кончине уже ни один из братьев не узнает). Собственно, наследства никакого нет - даже страховки. Осталось только 5 000 долларов наличными, нехитрая мебель, в том числе громоздкий шкаф, когда-то разделявший комнату братьев, не ладивших с детства, на две половины, да одинокая золотая рыбка в аквариуме. Старший брат - вечный неудачник, увлеченный космическими полетами - чисто теоретически и не столько с технологической, сколько с культурологической точки зрения: он восхищается Циолковским и пишет по нему никому не нужную диссертацию в расчете, что русский космонавт Алексей Леонов окажет ему поддержку и напишет о работе отзыв, но во время визита Леонова в Канаду встретиться с ним не удалось, и герой летит в Москву на конференцию, однако забывает перевести часы и, явившись на свое выступление, застает пустой зал. Младший брат - гей, живущий со своим партнером в прекрасном доме и имеющий высокооплачиваемую работу - он читает прогноз погоды на телевидении. Старший считает его ничтожеством, однако вынужден его просить на время своей поездки на конференцию в Москву кормить мамину золотую рыбку. Однако придя в очередной раз в квартиру матери, брат обнаруживает, что рыбка сдохла.

Если я не ошибаюсь, в фильме центральный для всей конструкции пьесы эпизод с мертвой рыбкой выглядел иначе. Во время снежной бури, предсказанной в прогнозе погоды, который читал младший из братьев (в спектакле этот момент тоже есть) окно в квартире было открыто, помещение промерзло, вода в аквариуме превратилась в лед и рыбка умерла. В спектакле просто оказалось, что в аквариуме трещина, вода вытекла, что и стало причиной смерти рыбки. Но и помимо этого в исходной театральной версии пьесы - пронзительной и в то же время необыкновенно остроумной - хватает эффектных режиссерских находок. Младший брат застревает с маминым шкафом в лифте. Старший засыпает в самолете и во сне за иллюминатором возникает космонавт (кукла), увлекающий героя за собой в небо. С помощью технически очень несложного приема - перевернутых стульев и наклоненного под определенным по отношению к сцене углом зеркала - Лепаж добивается нужного впечатления и без всякого киномонтажа, на глазах у зрителей, преодолевает силу земного тяготения, паря в зеркальном отражении над сиденьями зала ожидания московского аэропорта под музыку "Лунной сонаты". Кстати, издохшую рыбку покойной мамы звали Бетховеном, а по окончании представления к сцене подошел пожать Лепажу руку настоящий Алексей Леонов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments