Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Кремень" реж. Алексей Мизгирев

Если "Груза 200" кому-то показалось недостаточно - пожалуйста. Хотя и время и место, вроде бы, другое - Москва, наши дни (против глухой провинции середины 1980-х у Балабанова), но тема та же: русский ужас. Голливудский ужас - призраки из интернета, агрессивные роботы, в крайнем случае, серийные убийцы. А ужас русский - это такие милиционеры, что в сравнении с ними никакие живые мертвецы не страшны. Герой спродюсированнго Сельяновым "Кремня" Антон демобилизовался из армии и вместо того, чтобы вернуться в свой Альметьевск, отправился в Москву. Тем более, что туда с родителями перебралась Зина. Не то что она ему невеста или знакомая - просто отправила ему однажды поздравительную открытку в армию, в порядке общественной нагрузки, не более - а он приехал жениться. Отец невесты, земляк Антона, открыл в Москве автомастерскую, но вся прибыль уходит ментам-вымогателям. Не устроившись к земляку механиком, Антон идет в милицию - и после армии его туда легко принимают. И вот он уже работает на вымогателей, но на уме у него другое. Он хоть и на гражданке уже, но рассуждает и действует в тех рамках, к которым привык в армии. Армейских будей в фильме нет, но по тому, какого "плюмбума" они сформировали из недавнего провинциального тинейджера, можно их представить.

Сам про себя Антон говорит: "Мое слово - кремень", прячет в матрасе боевую гранату, и еще любит бутылки о собственную голову разбивать - ему этот фокус кажется забавным. Вообще замысел авторов фильма, вероятно, сводился к тому, чтобы противоречивого персонажа представить через минимальный набор характеристик (заодно и музыка за кадром звучит тоже минималистская - Филиппа Гласса). Репертуар фраз, на которых держится "Кремень", весьма ограниченный. Помимо упомянутого "мое слово - кремень", еще "твердость - не тупость", "могу ответить", "помогай, помогай мне тебя простить" и, вынесенная в рекламный слоган "здесь Москва, а не гражданка".

Герой провоцирует, и это тоже очевидно просчитано если не режиссером, то продюсером, ассоциации с Данилой Багровым. Актер Евгений Антропов даже улыбается "под Бодрова", хотя выглядит при этом скромнее и даже чисто физически мельче. Тем показательнее, что в отличие от герой "Брата", в "Кремне" нет никакого, даже сомнительного стержня, понятия, "что такое хорошо и что такое плохо". Стоит Антону решить, что земляк Николай прячет дочь, мешает ее замужеству - и с помощью своего начальника-сержанта (Дмитрий Куличков) подбрасывает предполагаемому тестю свою же гранату, чтобы того забрали по обвинению в хранении оружия. Стоит передумать - и он идет к майору-правдолюбцу (Карэн Бадалов) с доносом на злоупотребления сержанта, которому сам же и помогал.

Милицейские будни в "Кремне" показаны без той патологии, какая была в "Грузе 200", то есть импотентов, балующихся с трупами, здесь нет, но от этого не легче, наоборот, еще страшнее. Все тот же сержант не только обирает мелкий бизнес, но и крышует проституток, за взятки покрывает убийц, подставляя вместо них невинных безответных гастарбайтеров, да и сам не брезгует киллерскими заказами, один из которых через его посредничество перепадает и Антону. Но тут Антон-кремень дал слабину, не смог выстрелить в жертву. Хотя и показания на сержанта майору давать отказался. Он с ним разобрался методами, которым у него же и научился: ворвался в подпольный публичный дом, устроил там бойню, и представил все таким образом, что еще и в борцы с коррупцией вышел, попал в газеты как пример милицейской добродетели. Уже и невеста Зина вроде бы заинтересовалась, не выйти ли ей в самом деле за такого перспективного. Внешне бесстрастный Антон только наедине с проституткой, не понимающей ни слова по-русски, и может вслух сказать, что никакой он не кремень, что страшно ему, домой хочется, что мечтал с детства о Москве, рисовал в детсаду зубчики кремлевской стены, а как попал, посмотрел - так "в жопу зубчики".

Антимосковский (не в топографическом и не в культурном, а в социально-политическом смысле - Москва в фильме выступает как воплощение тотального беспредела, хотя ежу понятно, что за пределами Москвы жизнь еще ужаснее) пафос "Кремня", однако, внешне проявляется довольно своеобразно. В фильме Москва совершенно неопознаваема, представлена либо безликими новостройками, либо бесконечными дорожными развязками. Да и набор персонажей тоже примечателен: сам Антон и его Зина с родителями - из Альметьевска, сержант и жертва планируемого им заказного убийства - из Самары, майор, правда, неизвестно откуда, но с внешностью Карэна Бадалова... Не говоря уже про гастарбайтеров-таджиков и проституток-китаянок. Кажется, единственный на весь фильм москвич (и то не в полном смысле москвич, коренной, но хотя бы обладатель московской прописки) - помощник Николая по автомастерской, которая на этого помощника, как на прописанного, и зарегистрирована. Невзрачный такой, забитый, запуганый мужичок. Вот и вся Москва. Здесь Россия, а не Москва.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments