Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Невзгоды Дариспана" Д.Клдиашвили, театр им. Руставели, Тбилиси, реж. Роберт Стуруа, Заза Папуашвили

Героев столетней давности комедии, полуводевиля-полуфарса о неудавшемся сватовстве, Стуруа по привычке переселяет в условную современность, где идет война и царит разруха, но главной проблемой по-прежнему остается избыточное количество незамужних девушек при очевидной нехватке женихов. Последнее в условиях войны неудивительно.
Дариспан чем-то напоминает хрестоматийную Хануму (только в аутентичной версии, без реприз и куплетов Рацера/Константинова), чем-то отдаленно - мольеровских плутов, хотя Дариспан - человек вполне самостоятельный, неплохо одет и ездит на машине (настоящей и прямо по сцене). Однако попытка выдать замуж хотя бы одну из дочерей все равно терпит неудачу - и даже не из-за происков родственницы-конкурентки - объект сватовства, симпатяга Осико, у которого самого три сестры на выданье, признается, что уже помолвлен. Это дает Дариспану отчего -то задаться вопросом, не созданы ли мы вообще для одиночества. Вообще несмотря на насыщенность спектакля разными симпатичными придумками по мелочи, концы с концами в нем не сходятся: женихов не хватает (по версии режиссера) из-за войны, а конкретный, имеющийся в наличии жених просватан за другую исключительно по велению сердца (так уж давным-давно написал драматург), и война тут, выходит, ни при чем. Все равно публика - а очень значительную ее часть на спектакле составляли грузины - смотрит пьесу как национальную комедию. Наверное, им невзгоды Дариспана понятны и интересны так же, как татарам - интриги тетушки Праски, в любой национальной драматургии есть подобные пьесы. Но Стуруа-то пытается выходить на какие-то универсальные обобщения. Получается вроде бы и красиво, и трогательно (музыка Канчели, как всегда, чудесная), но воображения не поражает. Я в который раз пытаюсь понять, отчего имя Стуруа вызывает такой священный трепет. Его московские постановки определенно к этому не располагают (я уж не говорю про антрепризную трагедию "Ромео и Джульетта" - этот театральный ночной кошмар трехлетней давности: http://users.livejournal.com/_arlekin_/80862.html?nc=1). Но мне возражают: мол, в Москве Стуруа халтурит, а вот у себя в театре Руставели... Каюсь, я не видел "Кавказский меловой круг", но смотрел и грузинскую версию "В ожидании Годо" (ну ничем не лучше "Последней записи Крэппа" с Калягиным), и вот теперь национальную пьесу в исполнении национального театра... По прежнему не трепещу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments