Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Лебединое озеро" реж. Мэтью Боурн (Чеховский фестиваль)

Если классический балет - удовольствие для детей и пенсионеров (и пока меня ничто не убедило в обратном), то постановка Боурна рассчитана совсем на другую аудиторию. Присказка "композитор Чайковский был пидарасом, но мы его любим не только за это" давно вошла в анналы, но гастроли труппы Боурна ее актуализировали. Как и его "Пьеса без слов", которую Чеховфест привозил в прошлый раз два года назад:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/373440.html?nc=2

его "Лебединое озеро" - не балет и даже не пантомима, но в полном смысле слова драматический спектакль, где в качестве выразительных средств используются элементы и балета, и пантомимы, а слова полностью отсутствуют. Правда, поскольку в основе - музыка классического балета, танца в этой постановке десятилетней давности больше, чем в "Пьесе без слов", однако хореография даже в лирических эпизодах в значительной степени иронична (но пародийна только в в сцене, где герои попадают в театр и смотрят балет из жизни обитателей леса - вот это по-настоящему смешно, "лебединые" же сцены совсем не похожи на балаган в духе какого-нибудь трансвеститского "Трокадеро", при том, что юмору и в танцах "лебедей" есть место). С точки зрения традиционной балетной исполнительской техники такое "Лебединое" не выдержало бы критики - но в данном случае это тоже плюс, а не минус спектакля. В то же время "Лебединое озеро", в отличие от "Пьесы без слов" - и не социально-психологическая трагикомедия. Боурн в своем сочинении обыгрывает сюжетные мотивы Шекспира, Андерсена, Твена, Уайлда, замешивает их на фрейдизме, но от начала до конца остается в рамках сказочной истории, социальный конфликт присутствует, но не определяет содержание спектакля. Юному принцу во сне является юноша-лебедь, но наяву он вместе с матерью-королевой живет скучной рутинной жизнью, состоящей из круговорота официальных церемоний (этот круговорот разыгрывается под вальс из первого акта балета - вообще Боурн, как ни странно, выстраивая драматургию спектакля, идет во многом от музыки, использует заложенные в ней эмоции, настроения и даже ритмы, но при этом придает им иной смысл - так, например, эпизод с дискотекой в ночном баре разыгрывается под полонез). Очередная вульгарная подружка бесит королеву и смущает самого принца (в театре в "королевской" ложе она дирижирует оркестром, громко хохочет - хотя, надо признать, глядя на этих танцующих "бабочек" нельзя не расхохотаться - у нее звонит телефон и в конце концов роняет на сцену сумочку, которую просит подобрать участников представления - после чего королева не выдерживает и сваливает), однако за ней он устремляется в бар, расположенный на каких-то городских задворках. Оттуда принца вышвыривают, этот позорный момент успевает заснять вездесущий папарацци, а подвыпившие вопросы еще и избивают особу королевской крови. Обиженный и одинокий, принцзабредает среди ночи в пустой парк, где сталкивается со стаей лебедей - симпатичных, но диких и достаточно агрессивных. В их вожаке - самом брутальном парне-лебеде - принц находит воплощение своей тайной мечты. "На вид-то принц нормальный парень, чего несется как шальной? Как будто кто его ошпарил, и стало плохо с головой". Но по возвращении во дворец после странной ночи в парке он на королевском приеме видит незнакомца в черном - двойника своего "белого лебедя". Незнакомец покоряет всех гостей и, наконец, саму королеву - только принца он отвергает. В припадке ревности принц выхватывает пистолет, угрожает матери и гостям, начинается перестрелка, принца скручивают и прячут в психушку. Королева вызволяет его оттуда, и попав обратно в собственную спальню, принцу снова, то ли в бреду, то ли наяву, является его лебедь вместе со всей стаей. Припадок страсти или безумия - и принц мертв, а его душу уносит на руках лебедь-призрак.

Идея, на самом деле, лежала на поверхности - но мало было ее просто подобрать и реализовать, надо было продумать и подать ее так, чтобы в итоге не вышла ни вульгарная пародия на классический балет, ни претенциозно-эстетская галиматья. То, что сделал Боурн - вдвойне гениально, одновременно и утонченно, и демократично; весело - и глубоко; просто, но очень насыщенно режиссерскими находками, не такими уж оригинальными по отдельности, но удивительно удачно складывающимися в целостную картинку (в том числе, кстати, и чисто хореографическими решениями, хотя, опять же, пластикатут лишь одно из выразительных средств). Кто видел другие составы (а "Лебединое озеро" на сцене МХТ играют аж пятнадцать раз), рассказывают, что сегодняшний дневной "лебедь/незнакомец" в предыдущих вариантах выходил в роли принца, и дуэт главных героев составляли "два таких мужика". Сегодняшний принц был совсем другой - трогательный мальчик - и контраст с брутальным "лебедем" только углублял драматизм истории и без того невеселой. "Ой, упал мой лебедь белый. Петя, Петя, что ты сделал?"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments