Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

главное маленьким не умереть

Из 12 треков нового альбома Моисеева "Птичка. Живой звук" я на кремлевском концерте в марте слышал 11:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/831330.html?nc=50

Среди них много по-настоящему удачных: "Наша любовь", традиционный для эстетики Моисеева "Короли и шуты" - своего рода продолжение "сериала" на "куртуазную" тему, которую Боря ведет еще с "Королевства любви" и "Просто Щелкунчика". Замечательны оба дуэта с Лолитой, хотя и неравноценны: "Пора по..." - это шоу-песенка, которую Лолита и одна неплохо исполняет, хотя с Моисеевым, понятно, веселее. А вот "Сны" - это програмная вещица, как дуэт для Моисеева - такая же знаковая, какими были его совместные номера с Трубачом и Нильдой, а по музыкально-поэтическому качеству "Сны" можно сравнить разве что с "Две свечи", при том что и Лолита - личность пугачевского масштаба. Но, естественно, меня больше всего заинтересовала единственная песня, которую я на диске услышал впервые: "Одуванчики". Красивые, хотя и не без пошлых красивостей, стихи Алиханова, неожиданно серьезные по мысли, очевидно написанные раньше, чем музыка, и музыка, явно (но я не знаю точно, могу и ошибаться) не для Моисеева сочиненная, требующая, в общем-то, совсем другой природы вокала, хотя моисеевский речетатив с придыханиями тоже вполне уместен (фамилии авторов музыки - Скрипкин и Мидгал - мне ни о чем не говорят). Хотя концептуально песенка очень хорошо ложится на имидж Моисеева - речь о возрасте, о скоротечности жизни и все такое. И главное - при достаточно разнообразном материале альбом очень целостный, его держат несколько концептуальных мотивов, среди которых основной - жизнь как роман (рассказ, мелодрама, сказка - причем эти понятия оказываются многозначными, используются и как определения жанра, и в значении отвлеченного действия) и как временная иллюзия, фантазия, кинопроба или сон (главным цветом иллюзии оказывается фиолетовый или лиловый).

Если посмотреть на песни альбома как на своего рода "метатекст" (разных авторов, но объединенный лирическим героем), то можно говорить и о принципах внутренней организации этого целостного поэтического мира. Его пространство горизонтально локализовано, в буквальном смысле "закольцовано" в пределах города-лабиринта, где расстояния нелинейны, где близкое оказывается далеким ("каждый будет жить без пустых обид"), а далекое близким ("короли и шуты, мы друг другу нужны"), причем города конкретного (Москвы), а вертикально четко разделено на "здесь, внизу" и "там, наверху". Время здесь, внизу - цикличное, биологическое, превращающее безымянные желтые одуванчики в белые и заставляющее их улетать туда, где время утрачивает власть над предметами и пространством, где вечно светят "колючие звезды московского неба". Кстати, на уровне сравнения с цветами возникает очень интересное противопоставление: люди-одуванчики ("Одуванчики") - звезды-розы ("Московские звезды"). Семантика и символика образов сорняка-одуванчика ("дети улиц" - пользуясь словами из песни, где, если брать социальный аспект лирического сюжета, речь идет, грубо говоря, о бомжах - но в описанном городском пространстве таковым ощущает себя практически любой) и благородной розы в дополнительных комментариях не нуждается, хотя если углубиться еще и в цветовой аспект - звезды "то черного цвета, то белого цвета", а одуванчики - "были желтые, стали белые". То есть переходя из "земного" ("желтого") состояния в "летучее" ("белое"), "дети улиц" приобретают символическое сходство с небесными "колючими розами". На самом деле с вертикалью еще сложнее, потому что в тех же "Одуванчиках" возникает образ "земных небес", и даже "подворотня небосвода" (Москва в какой-то степени неизбежно отождествляется с "градом небесным", наяву воплощающем иллюзию, мечту, сон. Не бог весть какая новость, но трогает.

Но зато теперь я могу, как и собирался 4 марта, "списать" слова песенки "Главное маленьким не умереть" (С.Фалетенок). Прелестная стилизация - причем на уровне не только мотивов и образов, но даже ритма, строфики и рифмовки - под "садистские стишки" (устойчивое понятие в фольклористике, изучающей детский городской фольклор) и одновременно под сатирические куплеты. Вне интонаций и аранжировки впечатление не то, что на слух, но все-таки -

День за окном отливает лиловым.
Я был рожден в половине шестого.
Глазки открыл - а вокруг белый свет.
Доктор в халате - а я не одет.

С первой минуты мое появленье
Очень имело большое значенье.
Мне же от счастья хотелось запеть -
Главное маленьким не умереть.

Папа читает мне разные сказки
Мама катает по парку в коляске
Мне же приказано в небо смотреть...
Главное маленьким не умереть

На эскалаторе не поскользнуться
Теплым мороженым не поперхнуться
В душном автобусе не угореть -
Главное маленьким не умереть.

Жил-был у бабушки серенький козлик.
Дедушка с бабушкой жил, кстати, тоже.
Вот бы на это и мне посмотреть...
Главное маленьким не умереть.

А во дворе у меня хулиганы
Деньги шкиляют и чистят карманы;
Вот бы мне так постараться суметь -
Дать им по роже и не умереть.
Главное маленьким не умереть...
Главное стареньким не заболеть!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments