Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Колыбельные мира", "Гора самоцветов", ретроспектива Андрея Хржановского ("Наша анимация" в "35 мм")

При всем уважении к Хржановскому (теперь, видимо, надо говорить - Хржановскому-старшему) - не такие мультики я люблю. Хотя он большой мастер и каждый его фильм - явление. Начиная с дипломного "Жил-был Козявин". Андрей Юрьевич, выступая перед ретроспективным сеансом, рассказал, как защищал это фильм Сергей Герасимов: "Да, это сюрреализм, но это наш, социалистический сюрреализм!". Герой фильма, безликий бюрократ, обходит кругом землю, не засыхает в пустыне и не тонет в океане, ни разу не свернув "с правильного курса", в поисках сослуживца, и в конце уверяет, что готов к выполнению любого задания. В "Стеклянной гармонике", где странствующий музыкант своим чудесным инструментом пробуждает в людях мысли и эмоции и тем самым освобождает их, а это вызывает неодобрение "стражей порядка" и гармонику разбивают, главный "страж" в черном костюме и котелке удивительно смахивает на Путина, так же как одна из звероподобных рож в толпе, еще не "просветленной" музыкантом - вылитый Лужков (при том, что сделан фильм в 1968 году). Полноправные соавторы Хржановского - композиторы и художники. Музыку к "Стеклянной гармонике" писал Шнитке, "Льва с седой бородой" по сказке Тонино Гуэрры рисовал Бархин, и хотя сам мультик о цирковом льве, который видит сны о детстве, а тем временем стареет, теряет возможность работать и в итоге оказывается брошенным, мне показался затянутым, старый лев с необыкновенно грустными глазами - великолепный образ. Про "И с вами снова я..." говорить нечего - как и другие две части трилогии, здесь анимированы рисунки Пушкина и соединены с его же текстами, звучащими в исполнении Юрского и Смоктуновского. Читать текст Милна в "Королевском бутерброде" Хржановский тоже собирался пригласить Юрского, но предпочел Аркадия Райкина - за пару лет до смерти Райкин озвучил этот мультик (он мне больше всех у Хржановского понравился) великолепно.

В новых мультфильмах, оказывается, тоже иногда звучат голоса хороших актеров, и не только Колгана, который на этом специализируется. Если не ошибаюсь, лиса в "Жихарке" Олега Ужинова разговаривает тембром одной из моих любимых театральных актрис Ольги Гусилетовой из "Школы современной пьесы". А "Снегурочку" Марии Муат по пьесе Островского озвучили артисты Фоменко: Весну - Галина Тюнина, Снегурочку - Полина Агуреева, Мизгиря - Кирилл Пирогов и т.д. "Снегурочка" - очень симпатичный, зрелищный мультик, один из немногих "авторских", которые все-таки могут быть понятны любому зрителю, хотя и вызывающий некоторые вопросы по частным моментам (как-то не только по отечески "утешает" царь Берендей обманутую Мизгирем Купаву, а Лель мало того что музыкант по архаичным меркам чересчур "продвинутый", так еще и отчего-то смутно напоминает бессоновских минипутов, разве что без ушей - мультик 2006 года). Проект "Гора самоцветов" неплохо задуман, но я не понимаю, на какую аудиторию он рассчитан. Если все-таки на детей - то продюсерам не стоило давать режиссерам такую свободу самовыражения, за которой не всегда можно понять сказочный сюжет, а если на взрослых и понимающих зрителей - к чему дурацкие ура-патриотические заставки в пластилиновой технике? Каждый мультик "Горы самоцветов" непохож на другой, это и хорошо, и не очень, потому что целостность проекта рассыпается, а удачи каждого 13-минутного фильма в отдельности можно оспаривать. Мне понравились смешной, отчасти "наивный", отчасти абсурдистский "Мальчик-с-пальчик" Алдашина и мистико-философская, но все-таки ироничная сказка "Солдат и смерть" Беляева, от "Кота и лисы" Бронзита я остался в полном восторге, хотя сюжет про выброшенного в лесу кота, которого предприимчивая лиса выдавала за воеводу, собирая дань с других хищников, использовался в мультипликации неоднократно - но одна только пуговица, которую использует режиссер, чтобы Котофей Иваныч, прикладывая ее к глазу, выглядел как настоящий военачальник, потерявший зрение в бою - создает настроение на весь фильм. "Сердце зверя" Соколова мне показалось чересчур замороченным и избыточно формалистским - для детского проекта, если считать "Гору самоцветов" таковым. Еще один многочастный проект "Колыбельные мира" - тоже делается в разных техниках, но он все-таки более целостный, и к тому же менее идеологизированный, я посмотрел Кубинскую" и Лапландскую колыбельные.

В программе "Король забывает", помимо "Снегурочки", была замечательная работа Бориса Коршунова "Жил министр обороны" - сатирический парафраз сказки про царевну-лягушку, где три сына министра обороны, условно-внеисторического (антураж отсылает скорее 19-му веку, костюмы - к началу 20-го, а музыкальный лейтмотив - "Песня о незнакомом возлюбленном" в исполнении Эдит Утесовой - к советской эстетике 20-30-х годов; песенка, кстати, очень милая - "я тебя не знаю, но уже люблю..."), ищут себе невесту с помощью вида оружия, принятого в их роде войск - а сыновья, соответственно:летчик-бомбардировщик, артиллерист и пехотинец. "Рукокрылый" Вадима Оборвалова - эстетский, но очень красивый этюд на музыкальную тему "Лесного царя" Шуберта, черно-белый. "Фантазия о мертвом человеке" Литвиновой - тоже этюд на музыкальную тему, на ту же мелодию из 7-й симфонии Бетховена, которую использовал Алдашин в "Рождестве", но если у Алдашина она звучит как колыбельная, то у Литвиновой - как похоронный марш, хотя мультик - чернушно-юморной: поднявшаяся (под нарастающую мощь бетховенской музыки) буря срывает сначала с крышку гроба, потом уносит гроб, а за ним улетает и толпа провожающих. "Мать и музыка" Юлии Ароновой - опять-таки эстетская и тоже литературно-музыкальная фантазия по мотивам автобиографической прозы Марины Цветаевой, где основные образы - крошечная девочка, огромный черный рояль и такой же огромный, живущий собственной жизнью и подчиняющий себе другие жизни антропоморфный метроном.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments