Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Наша анимация" в "35 мм"

Если судить по двум из шести "взрослых" программ, русская авторская анимация последних лет в лучших своих образцах вторична по отношению к европейской 70-80-х годов, а в остальных - претенциозна, невнятна и неясно на какую аудиторию рассчитана. Мультик Константина Бронзита "На краю земли" (1998) про странных старичков Никодима с Василисой и их домашнюю живность, живущих в стоящей на острой вершине шаткой хатке, качающейся с одного бока горки на другой - очень милый, смешной, но на недавних фестивалях оскаровской и голландской анимации было сразу несколько фильмов, основанных на похожей идее, особенно явные ассоциации возникают с нидерландским "Домом на рельсах" (1982) Пауля Дриссена (так же как, впрочем, и полнометражные фильмы Бронзита очевидно копируют находки мультипликации американской). "Воробей, который не умел летать" Леона Эстрина - минималистский мультик про птичку (фигурка составлена из геометрических фигур), занятный, но, в сущности, примитивный. Забавные и симпатичные монстрики у Ивана Максимова, они прелестно нарисованы и непохожи друг на друга, но драматургические приемы при отсутствии внешнего действия Максимов переносит из одного своего фильма в другой. "Медленное бистро" я смотрел впервые, с удовольствием, но чего-то принципиального нового по сравнению с его знаменитым "Болеро" не увидел (недавно наткнулся в одном киносообществе на очень смешную и очень показательную дискуссию "В чем смысл мультика "Болеро"?). Самый знаменитый мультик Михаила Алдашина "Букашки" (2002) про мошкару, которая построила ракету из бутылки на двигателе из спичек, чтобы улететь от человеческх преследований, но врезалась в электролампочку, хорош, но мне больше понравилось его "Рождество" (1996) - единственный, кажется, по-настоящему своеобразный фильм в этих программах. Алдашин экранизировал евангельскую историю от Благовещения до Поклонения волхвов, традиционно, но так точно, с такими трогательными деталями - корова в яслях бодает колыбельку с Иисусом, когда тот плачет, чтобы укачать, а Мария поет ему колыбельную на музыкальную тему 2-й части 7-й симфонии Бетховена, мелодия, как и в оригинале симфонии, развивается, разрастается, но когда у хлева собираются и цари, и пастухи, и их овцы, Мария прикладывает палец к губам, прося тишины, и музыка, достигнув кульминации звучания (в точности как написано у Бетховена), неожиданно стихает до еле слышной коды. "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" Александра Бубнова (2005) тоже связан скорее с советской традицией, чем с европейской, но не только с анимационной - он представляет собой пародию на киносериал Игоря Масленникова, Холмс, Ватсон, Хадсон, Лестрейд нарисованы "под героев" киносериала, а озвучивает все мужские роли Алексей Колган и делает это великолепно, здесь разговаривают даже трупы, Холмс крепок исключительно задним умом и выглядит супер-детективом только в глазах туповатых Лестрейда и Ватсона. Мультфильмы Свердловской киностудии мне не понравились, особенно работы Валентина Ольшванга - он обращается к детскому фольклору ("Розовая кукла"), к мифам ("Про раков), вроде бы оригинально развивает классические темы, но претензий на изыски формы явно больше, чем содержания. То же и у Дмитрия Геллера, хотя его сюрреалистическая "Маленькая ночная симфония" с кошкой, наблюдающей за странным оперным действом, все-таки привлекает изяществом исполнения (даже при отсутствии внятного содержания), но "Признание в любви", по сценарию Олега Богаева и с посвящением Луису Бунюэлю - это уже претенциозность чистой воды, и Бунюэль там совершенно ни при чем. Кукольный мини-сериал "В гостях у деда Евлампия" про деревенского старичка, его сыновей и их невест, забавный, но тоже бестолковый и пустой. Почему из российских мультипликаторов на оскаровский уровень неизменно выходит один Петров, я просто не пониманию, еще раз посмотрел его "Русалку" и опять не нашел в ней ничего выдающегося.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments