Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Вера Васильева - "Странная миссис Сэвидж" Дж.Патрика в Театре кукол им. С.Образцова, реж. А.Денников

"Странную миссис Сэвидж" всегда ставят как бенефис пожилой актрисы-звезды, и, казалось бы, кроме наличия самой звезды ничего другого обращение к этой неплохой, в чем-то трогательной, но туповатой и плоской, по правде говоря, коммерческой пьеске не предполагает. Однако Денников, который в идеале наверняка хотел бы сыграть заглавную роль сам, по привычке накручивает черт-те чего, от буффонады (жадные родственники, в пьесе все-таки не теряющие человеческого облика, в спектакле образцовского театра выглядят истеричными дегенератами, а после того, как "ведутся" на провокацию мамы насчет того, что ценные бумаги спрятаны в клумбе Белого дома и чучеле ихтиозавра в зоологическом музее, еще и инвалидами с повязками и на костылях, но по-прежнему агрессивными) до рождественской сказки (в финале на заднем плане появляются кукольные барашки, летающий ангелочек и трое волхвов). Но такого рода эклектику можно было бы принять - мешает главный режиссерский ход, традиционный для сегодняшнего кукольного театра, но очень неудачно использованный конкретно в этой постановке: совмещение персонажей-кукол и персонажей-людей. Распределение произведено чисто механически: миссис Сэвидж, ее двух пасынков и падчерицу, врачей и медперсонал психиатрической лечебницы "Тихая обитель" играют артисты (играют, правда, не считая Васильевой и главврача, хуже безголовой деревяшки, но это отдельная проблема), а всех остальных пациентов - куклы. Причем дизайн кукол довольно странный - миссис Пэдди, вечно вырубающая электричество, выглядит ведьма-ведьмой, ну просто Баба-Яга, а пианист Джеффри с воображаемым шрамом на лице - одноглазый, буквально, пол-лица у него - гладкие, как..., а на другой половине - большой красивый глаз с длинными ресницами (с любимым своим персонажем Денников работает сам и как кукловод). Вере Васильевой, конечно, невозможно отказать ни в обаянии, ни в харизме, ни в профессионализме, но почти все первое действие ее героиня производит впечатление по-настоящему невменяемой. В контексте того, что до определенного времени персонажи-куклы общаются только с ней и только с ней говорят голосами актеров-кукловодов, одетых в медицинские халаты, складывается страшная картина: сумасшедшей героине мерещатся куклы-уроды, ведомые сумасшедшими санитарами. Тем более, что белый полотняный занавес, отгораживающий игровое пространство кукол от авансцены, где актеры действуют самостоятельно, становится экраном для "театра теней", на котором разыгрывается совсем уж темное действо - вероятно, воплощенные страхи и бред пациентов. Потом сознание у героини Васильевой (а может, и у самой актрисы) проясняется, и действие продолжается как в нормальной "хорошо сделанной пьесе", пока во втором действии не превращается сначала в "черную" клоунаду (дети миссис Сэвидж скачут по "подиуму" для кукол на костылях с загипсованными ногами и перевязками), а под конец еще и в рождественский "вертеп". По ходу, как тоже непременно бывают у Андрея Денникова, героиня читает стихи, поет дуэтом с режиссером-актером и его одноглазой куклой, а сам Денников еще и играет на рояле. Старомодной пьесе Денников считает нужным придать сегодняшние детали, но ограничивается тем, что у детей миссис Сэвидж изредка звонят мобильники (причем сыну-сенатору звонит сам президент, а тот в сердцах его посылает - ах, как смешно, как ново), да еще Джеффри оказывается жертвой авиатеракта. Спектакль, однако, несмотря на все нелепости в целом неплохо смотрится, благо на сравнения с самой известной и растиражированной телевидением моссоветовской постановкой "Странной миссис Сэвидж" с Верой Марецкой в заглавной роли даже не напрашивается.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments