Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Оскар Рабин, Валентина Кропивницкая, Александр Рабин в Музее личных коллекций (ГМИИ им. А.Пушкина)

Рабина правильно и приписывают к соц-арту (как разновидности поп-арта), так и исключают из него: по тематике - да, но по эстетике слишком бросается в глаза связь Рабина, во всяком случае раннего, 60-х годов, с живописью начала 20 века и 1920-х годов, с кубизмом, с Лентуловым. Водочные этикетки и 10-рублевые купюры с Лениным не просто воспроизводятся в невероятных размерах и количествах - они распадаются на разнофактурные плоскости. И еще у Рабин всегда, даже в самых ироничных своих работах, оставляет место для "серьеза", его "Христос в Лианозове" - фигура в терновом венце - имеет не на шутку печальный вид, взирая на убожество земного (да еще советского) мира. Вообще полотна 60-70-х годов с их вечным мотивом выпивки-закуски в подмосковном пейзаже могуть восприниматься как своеобразные иллюстрации к Венедикту Ерофееву. Чем дальше, тем сильнее у него проявляются мотивы смерти как вечного успокоения. Вероятно, это связано с самоубийством сына. Но ирония остается. "Кладбище имени Леонардо да Винчи" - портреты современных живописцев (и вообще людей, связанных с искусством - коллекционеров в том числе), расположенные над могилами на мольбертах вместо памятников, а поименном списке "погоста" автор оставил свободное место и для себя. 2006 года полотно - "Виза на кладбище", с текстом под портретом "Виза деловая, бессрочная. 1. ФИО: Рабин Оскар Яковлевич. 2. Причина смерти: Воля Божия", и кошка, поедающая колбасу с обрывков газеты, где можно разобрать некоторые заголовки: "А Христос-то воскрес...", "Дела господни"...Алкоголь в поздних работах тоже присутствует - но дорогой, а если водка - то "Абсолют". Картины покойного Александра Рабина и Валентины Крапивницкой очень симпатичные - тоже похожи на иллюстрации, только к ненаписанным сказкам. У Рабина-младшего - "дымчатые" городские пейзажи, дворцы с асимметричными крышами и окнами, стилизованное, "фэнтазийное" средневековье (даже если появляются автомобили и вокзалы - все равно ретро), мосты, рыбаки и, как у Рабина-старшего, кошки. у Кропивницкой пейзажи по большей части природные, лесные (хотя городские картинки тоже есть), и населены не антропоморфными персонажами, а странными полуживотными, большеглазыми, длинноухими и длинношеими, очень трогательными.

Полотно Оскара Рабина "Розы над Преображенским валом" (1966) привлекло мое внимание одним частным моментом. На картине изображена мрачноватая (впрочем, как всегда у Рабина, особенно раннего) улица, в которой нынешний Преображенский вал угадывается с трудом. Из окна на улицу смотрит, как это часто у Рабина, кошка. А над улицей - парящие, подобно героям Шагала, роскошные желтые розы, а ещетабличка, указывающая на трамвайную остановку, и на табличке, как положено, номера маршрутов трамваев. Номера - А, 3, 13, 23. Я часто езжу через Преображенский вал на трамвае. № 13 действительно ходит поблизости - но не по Преображенскому валу, а мимо, у него остановка как раз рядом с моим домом, а дальше он идет через Преображенскую площадь к Сокольнической заставе. Остальные маршруты даже близко к Преображенке не пролегают - сейчас там ходят трамваи №№ 2, 11, 36 и 46. При этом маршруты А и 3 действительно совпадают в значительной части пути - на бульварном кольце от Чистых прудов до Яузских ворот и дальше до Даниловской площади, расходятся только возле Шаболовки. Вряд ли в 60-е годы дело обстояло как-то совсем иначе. Зато в наборе номеров 3-13-23 просматривается очевидная логика, а главное, на Преображенском валу, очень небольшой протяженности улице, находилось одноименное старое кладбище, образ, очень важный для художественного мира Рабина, который этот мир не копирует, а в полном смысле слова творит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments