Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Стравинский в Доме музыки, дирижер В.Гергиев (Закрытие Пасхального фестиваля)

Завершить монографический концерт Стравинского исполнением "Бабы-Яги" Лядова "на бис" - ход не только не слишком уместный сам по себе, но еще и ставящий под сомнение концепцию программы, которая из-за организационных накладок и так пострадала: Симфонии духовых должны были прозвучать в первом отделении вместе со "СвадебкоЙ", а в результате предваряли "Весну священную" во втором. Из того, что сказал в своем кратком (по сравнению с лужковской преамбулой) вступительном слове Гергиев и из того, что написано в буклете, можно понять, что программа была сформирована таким образом, чтобы максимально продемонстрировать "русскость" композитора (с "православностью" точно ничего бы не получилось, потому что даже предполагаемая "русскость" Стравинского - по большей части языческая), который распрощался с "горячо любимой" родиной задолго до больших революционных катаклизмов и преблагополучнейшим образом прожил долгую жизнь в цивилизованном мире, напоследок, во времена Фурцевой, заглянув и в Москву. Но в сравнении с Лядовым, которого Гергиев отрекомендовал учителем Стравинского, особенно заметно, что с "русской" музыкальной традицией связи у Стравинского хоть и обширные, но чисто формальные, немногим более глубокие, чем с античностью или европейским средневековьем, к которым он тоже обращался. Он пользовался этой традицией не столько даже как источником вдохновения, сколько как "рудой", черпая - так черпают уголь из карьера - материал для собственного творчества, которое в случае Стравинского уместнее назвать "производством" музыки. "Свадебка" - единый многоголосный вихрь (ассоциирующийся с полотнами Малявина - тоже, кстати, рисовавшего своих русских баб в красных платках на теплом средиземноморском берегу), соединяющий в поток почти без пауз и лирических эпизодов солистов, четыре фортепиано и большую группу ударных - сочинение написано на аутентичные обрядовые тексты из собрания Кириевского, но без мелодического цитирования и, несмотря на "славянские" стилизации, стопроцентно европейское. Как и "Весна священная" - "картина языческой руси" действительно звучит по-язычески мощно (в полном объеме я "Весну священную" слышал только второй раз в жизни после десятилетнего без малого перерыва, впечатление такое же сильное), но "славянское" в ней точно адаптировано под среднеевропейский вкус начала 20 века. Про "Симфонии духовых" и говорить нечего - предусмотренных ассоциаций с песнопениями православной панихиды они не вызывают, как бы Гергиев не старался, а вот с импрессионизмом (сочинение посвящено памяти Клода Дебюсси) - это да, тем более, что звуковая палитра складывается из соединения голосов медных духовых с деревянными, от чего возникает непредсказуемая гармония контрастов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments