Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Павел Жагун "Я выбираю тебя. Стихи звездных песен"

Подзаголовок книги, возможно, продиктован маркетинговой необходимостью, как и принцип группировки текстов - по исполнителям, причем открывающий раздел - подборка стихов, написанных для группы "Корни", а вовсе не для "Морального кодекса", хотя этот раздел и самый большой по объему (что вполне естественно), и, пожалуй, самый характерный для творчества автора в целом. Но вот два мини-эссе вместо предисловий, скорее всего, от души - наболело. В первом из двух Жагун в игровой форме телефонного диалога (вполне вероятно, что основанного на "реальных событиях", и даже на неоднократно повторявшихся) дает краткий литературоведческий мастер-класс безымянного журналисту неназываемого издания, отталкиваясь от без преувеличения самой популярной за много последних лет поэтической фразы "и ее изумрудные брови колосятся под знаком луны". Я лично не очень понимаю, в чем необходимость построчного авторского стиховедческого толкования собственного произведения, достаточно, на мой взгляд, прозрачного и, при всей метафоричности, очевидного содержания. Мне-то в свое время гораздо интереснее, например, тоже для "Корней" написанная вещь "25 этаж", о которой я когда-то говорилподробно, а впоследствии еще и в контексте очень интересного для меня традиционного и для академической, и для популярной культуры противопоставления Москва-Петербург:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/698515.html?nc=8

С другой стороны, значение этого автокомментария к "одиозной" песенке уже в том, что если раньше, издеваясь - не от большого ума - над "изумрудными бровями" и "вареньем из ласк", еще можно было в определенной среде сойти за ревнителя чистоты "великого и могучего", то теперь насмешники-эстеты могут тем самым лишь дополнительно подтвердить свою неосведомленность. А второе эссе - о поэзии Мандельштама. Казалось бы, нелогично в качестве предисловия к текстам песен Наташи Королевой, Игоря Николаева и "Иванушек" (и Аллы Пугачевой тоже, между прочим), а на самом деле - как раз то, что надо. Когда в 2004 году неожиданный всеинтернетный успех выпал на долю моей "Философии поп", в ней, и в частности в 3-й ее главке - "Мотивы поэзии серебряного века в творчестве "Иванушек int" (там речь шла о тексте Александра Шаганова, но и шире - о том, что сегодняшняя поп-лирика генетически связана с классической традицией гораздо теснее, чем думают как поклонники попсы, так и ревнители академической чистоты) - видели исключительно пародию. Большая доля иронии там действительно была, но и я из своего окопчика, и Жагун в своей книжке (а до этого, совсем недавно - Шаганов, а еще чуть раньше - Казакова, Тушнова, ну и Рождественский, и великий, скажем при жизни, Вознесенский, и многие другие) эти "мостики" осознанно или бессознательно выстраивают.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments