Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Капитан Алатристе" реж. Аугустин Диас Яньес

Не дотерпел до выхода в прокат, помчался на утренний пресс-показ (правда, и анонс надо было написать - "Алатристе" в кинотеатрах пойдет уже со следующего четверга). От режиссера одного из любимейших моих фильмов "Нет вестей от Бога" можно было бы ждать большего. Хотя "Алатристе" - не провал, фильм как фильм, нормальная историко-приключенческий мелодраматический боевик, который "фильмом плаща и шпаги" не позволяют назвать только неказистые, приближенные "к боевым" одежки персонажей. Но тут надо учитывать важное обстоятельство - Яньес экранизировал Переса-Реверте, причем сразу пять романов. Естественно, почти два с половиной часа действие либо скачет по кочкам, перепрыгивая через мелочи, но существенные, знаковые мелочи, от одного крупного события к другому, либо наоборот, провисает, зацикливается на совсем уж маловажных деталях - в целом похоже на нарезку из телесериала, качественного, добротного, не самого дешевого - но все-таки сериала. Если из литературного первоисточника в фильм вошло столько же материала, сколько в "Девятые врата" Полански из романа "Клуб Дюма, или Тень Ришелье", значит, фильм и на десятую часть не отражает содержательное богатство книги. Это с одной стороны. С другой, над самим Реверте всегда маячит "тень Дюма". Он клепает, и очень толково (мне на самом деле очень нравится Перес-Реверте как писатель, его не заносит в интеллектуализм, как Эко, но и до маразма Дэна Брауна он не опускается) свои книжки по тем же правилам: исторический фон, довольно точный в некоторых деталях и условный в других, реальные фигуры (короли, их приближенные, поэты и художники) на втором плане повествования и вымышленные на переднем, положительный герой, не лишенный недостатков, но человек чести в романтическом ее понимании, "тайны мадридского двора" (в данном случае - в буквальном смысле мадридского), мезальянсы, ревность, несправедливость, конкуренция светских и церковных властей и т.п. Дюма Перес-Реверте уступает в главном - и вовсе не в увлекательности, тут все в порядке; просто его герои не настолько обаятельны, чтобы становиться культовыми. А чуть-чуть, самую малость перегнув с натурализмом, Яньес от условностей "фильма плаща и шпаги" осознанно отказался, но на реалистическую историческую драму фильм с таким сюжетом претендовать не может никак.

Вигго Мортенсен играет капитана Алатристе нарочито мужественным, грубым, образцово неухоженным, как и положено наемнику 17 века. С 1622, когда он берет на воспитание сына своего погибшего во Фландрии товарища, и до 1643 года, до момента гибели героя на очередной войне (теперь это война с Францией), внешне Алатристе очень мало меняется - а ведь люди до сих пор стареют, в 17-м же веке за двадцать лет при такой жизни мужчина непременно должен был превратиться в развалину, Алатристе же - как огурчик. В костюмном мюзикле это прокатило бы запросто, а в фильме, претендующем на историзм, выглядит странно. Мелодраматические линии выглядят тем более натянутыми: сам Алатристе влюблен в актрису, которая, овдовев, становится любовницей короля, а воспитанник его мечтает жениться за девушке из знатного рода, но та предпочитает сиятельного аристократа - ну там много всяких сомнений, размышений, клятв, подстав, все как в нормальной "мыльной опере". (Смешной момент: в имени возлюбленной главного героя, актрисы Марии де Кастро, соединились имя героини одной популярной в 90-е мексиканской теленовелл - "Просто Мария" - и фамилия исполнительницы из другой - Вероники Кастро; случайность, конечно - а вот поди ж ты; хотя в фильме Яньеса Мария де Кастро блестяще играет на сцене Диану в "Собаке на сене Лопе де Вега, и это вводит совсем другой культурный контекст). Линия криминально-историческая тоже провоцирует сомнения - в самом начале фильма герой получает от инквизиции заказ на убийство двух иностранцев-еретиков, которыми впоследствии оказываются прибывшие в Мадрид инкогнито принц Уэльский и герцог Бекингемский - узнать бы про их судьбу поподробнее, так нет же, избавив венценосных гостей от нелепой смерти, Яньес забывает о них, стараясь побыстрее гнать основной сюжет дальше, чтобы побольше успеть. Про "культурно-исторический фон" можно не говорить - несмотря на упоминание очередной картины Веласкеса и очередного стихотворения Гонгоры, представление на сцене "Собаки на сене" Лопе де Вега и присутствия в кадре в качестве одного из сквозных персонажей поэта Кеведо, это просто фон и ничего кроме, роли в центральном сюжете он не играет и в интеллектуальный триллер, как это было с "Девятыми вратами", фильм не превращает. Однако как неплохо сделанная "мыльная опера" на историческую тему, "Капитан Алатристе" смотрится с интересом, если не требовать от него большего. Но пересматривать его десятки раз, как "Нет вестей от Бога", мне бы в голову не пришло.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments