Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Фестиваль голландской анимации в "35 мм"

Давка на фестивалях в "35" становится обычным делом, и это повод не только для радости. Но в данном случае ажиотаж закономерен. Обе программы составлены на самом высоком уровне, ни одной не только провальной, но даже средней работы. И все равно неровно: "Классика и классики" и интереснее, и разнообразнее "Танца для двоих". После фестиваля "Анимация в номинации на Оскар" голландская подборка мне была интересна в первую очередь фильмами Михаэля Дюдека де Вита, но в двух программах, помимо миниатюр "Монах и рыбка" и "Отец и дочь", которые уже были в "оскаровской" подборке, показали только два совсем крошечных его фильмика - минималистский, изысканный, но уж очень эстетский "Аромат чая" и совсем уж пустенькая миниатюра про двух уродцев и один мусорный бак "Уборщик Том". Зато Пауль Диссен, если судить по этому фестивалю, производит больше половины всей голландской анимации - голландский аниматор-производитель просто (фильмы, впрочем, замечательные, особенно "Смерть яйца" и "Дом на железной дороге" - про старушку, у которой через гостиную проезжали поезда, а она беспокоилась насчет жужжащей мухи).

Возможно, выборка не самая представительная, но если судить по увиденному, для голландской анимации характерен сюжет, когда герой рисует сам себя и мир вокруг - уж не знаю, общеголландская ли это культурная мифологема, характерна ли она только для анимации или просто фильмы случайно так подобрались. Другой лейтмотив - взаимодействие микро- и макромира, еще один - взаимное превращение анимации и других типов изобразительности (от живописи до кино). И что характерно - голландской авторской мультипликации, как и другим национальным школам, свойственен парадоксальный, зачастую циничный, "черный" юмор, однако сюжетно он направлен почти исключительно на частную, интимную жизнь персонажей, большинство историй посвящены семейным отношениям, хотя и самым разным их аспектам (в отличие, например, от зацикленной на общественных и политических темах или техногенных образах британской анимации). В этом плане совершенно замечателен мультсериал "Дяди и тети", состоящий из микроскопических фрагментов "чернушного" содержания (показали только две серии, включающие в себя по несколько таких двух и трех-частных фрагментиков - дяди и тети днем закапываются на пляже в песок, а ночью в эти горки втыкаются крестики и все в таком же духе). Но есть и неожиданно светлые фильмы, даже если они тоже связаны с темой смерти - "Анна и Белла" про двух старушек, которые перед тем, как умереть, разглядывают старые фото и смеясь расстаются с жизнью, улетая в рай вместе с пришедшим за ними ангелом. Затесалась, правда, одна работа не просто бессюжетная, но и вовсе нефигуративная, ближе к видеоарту, чем к мультипликационному кино ("Штрихкод" Адриаана Локмана). Смысла некоторых формалистских экзерсисов я не понял: "Знаменитые полотна" - на глазах у зрителя буквально "рисуются" картины Брейгеля, Ваг Гога, Дали - и что? в чем прикол?

Больше всего из увиденного впервые понравился фильм "История Нидерландов" - остроумный, ироничный взгляд на национальные мифы, от фундаментальных исторических - острова, каналы, дамбы - до вечных или, наоборот, актуальных - королева, живопись Пита Мондриана (ее влияние я заметил минимум в трех фильмах только первой программы!), легальные наркотики и нудистские пляжи. Когда все это берется в исторической перспективе, возникают совершенно чудесные параллели: в одном из эпизодов голландские купцы высаживаются в Африке и чернокожий дикарь, голый, в одних бусах, с удивлением смотрит на них, а в финале чернокожий иммигрант-торговец на пляже с еще большим удивлением наблюдает за двумя голыми голландками-нудистками в бусах.

Но все равно равного по силе воздействия Дюдоку де Виту ничего нет, во всяком случае, не показали. Что монах, преследующий рыбку, что девочка-женщина-старушка, приходящая на обрыв встречать отца - как мини-сеанс гипноза. Собственно, Дюдок де Вит на это и рассчитывал, когда крутил на экране свои нарисованные велосипедные колеса под повторяющуюся мелодию вальса - но ведь надо же было придумать такой ход и использовать его в таком сюжете.

Программа № 1. Классика и классики

Анна и Белла/ Anna & Bella (1984)
Реж. Борге Ринг, 7’34”

Назад в чернильницу /Back to the Inkwell (1992)
Реж. Рональд Бэйлсма, 8’02”

Дом на рельсах / Home on the Rails (1982)
Реж. Паул Дриссен, 9’51”

3 мисс/3 Misses (1998)
Реж. Паул Дриссен, 10’30”

Убийство яйца/The Killing of an Egg (1977)
Реж. Паул Дриссен, 2’50”

О, что за рыцарь / Oh, What a Knight (1982)
Реж. Паул Дриссен, 3’06”

История Нидерландов/History of Netherlands (1997)
Реж. Петра Доллеман, 9’48”

О, моя дорогая/ Oh, My Darling (1978)
Реж. Борге Ринг, 7’00”

На земле, на море и в небе/ On Land, at Sea and in the Air (1980)
Реж. Паул Дриссен, 9’46”

Монах и рыбка/The Monk and the Fish (1994)
Реж. Михаэл Дюдок де Вит, 6’30”

Уборщик Том / Tom Sweep (1992)
Реж. Михаэл Дюдок де Вит, 2’30”

Я двигаюсь, следовательно, существую / I Move, so I Am! (1997)
Реж. Геррит ван Дейк, 7’00”

Он почти сжал руку / He Almost Clutched His Hand (1982)
Реж. Геррит ван Дейк, 6’00”

Синтье/Sientje (1997)
Реж. Криста Мескер, 4’33”

Застывший кадр /Frieze Frame (1991)
Реж. Геррит ван Дейк, 5’00”

Знаменитые полотна/Beroemde schilderijen (1990-1996) - фрагменты
Реж. Мартен Коопман

Программа № 2. Танец для двоих

Из куба/Cube Men Cube (1976)
Реж. Геррит ван Дейк, 10’00”

Яннеке/Janneke (1990)
Реж. Геррит ван Дейк, 8’00”

Доставала/Snert (1991)
Реж. Геррит ван Дейк, 4’00”

Танец для двоих/Pas a Deux (1988)
Реж. Геррит ван Дейк, 5’30”

История маленького Джона Бэйли/Story of Little John Bailey (1968)
Реж. Паул Дриссен, 5’49”

Давид /David (1977)
Реж. Паул Дриссен, 8’23”

Помечая корову / Spotting a Cow (1984)
Реж. Паул Дриссен, 6’19”

Дядюшки и тетушки I/Uncles and Aunts I (1989)
Реж. Паул Дриссен, 2’45”

Дядюшки и тетушки III/ Uncles and Aunts III (1992)
Реж. Паул Дриссен, 3’30”

Люди воды/The Waterpeople
Реж. Паул Дриссен, 13’10”

Отец и дочь/Father and Daughter (2000)
Реж. Дюдок де Вит, 8’09”

Аромат чая/ The Aroma of Tea (2005)
Реж. Дюдок де Вит, 3’20”

Обычное дело/Run of the Mill (1999)
Реж. Борге Ринг, 8’00”

Звери/Beasts (2005)
Реж. Дирк Версхюре, 5’30”

Штрихкод/Barcode (2001)
Реж. Адриаан Локман, 9’00”
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments