Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Экзерсис ХХ", "Миниатюри Георгия Алексидзе", Театр балета им. Л.Якобсона, СПб ("Золотая маска")

Якобсоновский "Экзерсис ХХ" - это восстановленный 45-минутный театрализованный класс-концерт, где под современные (по меркам советского застоя), в эстрадно-джазовом стиле, обработки Баха артисты балета упражняются в классических па, время от времени отклоняясь от консервативных строгостей. Поначалу упражнения происходят у станка, затем его отодвигают к заднику и представление разворачивается вовсю: "танец маленьких лебедей", видоизмененный, но вполне узнаваемый, идет под музыку "Шутки" Баха, а еще один из номеров, при том, что в классическом балете самое главное - ноги, исполняется двумя парами солистов не сходя с места, средствами исключительно жестикуляции рук и мимики лица. Единственное, что в этом симпатичном, светлом действе удивляет по-настоящему - так это то, что исполняя на раз сложнейшие пируэты, в простейших элементах артисты позволяют себе вопиющую небрежность.

Однако на премию выдвинут именно "ремейк", а премьера (до этого два раза танцевали в Петербурге, в Москве вообще впервые) миниатюр нынешнего руководителя балета Якобсона, Георгия Алексидзе, шла вторым отделением, как бы "бонусом". Хотя как раз там было много всего разного.

Центральный номер - конечно, "Смерть в Венеции". Точнее, "Медитации на темы новеллы Т.Манна "Смерть в Венеции". К сюжету новеллы содержание мини-балета имеет не самое прямое отношение, однако мотивы опознаются. Персонажей трое - молодая пара и пожилой человек с палочкой. Пожилого танцует Никита Долгушин - уговорили мэтра тряхнуть стариной. Молодого - солист Мариинки Сергей Попов. Метафизический конфликт здесь воплощен не столько в половой сфере, сколько в возрастной, однако суть остается неизменной: старик живет одним только восхищением красотой и молодостью, и утратив их хотя бы на время, умирает. Сергей Попов кроме этого танцует еще два сольных номера, оба, как и все остальное творчество Алексидзе, в духе сюжетных миниатюр самого Леонида Якобсона. Программа открывается его современным "Нарциссом" (на музыку Пьяццолы), который, по сути, представлят собой академизированный стриптиз: солист появляется на сцене при всем параде, постепенно избавляется от пиджака, майки, брюк и остается в одних только трусиках телесного цвета. Вероятно, в подтекст номера заложена некая метафорическая и мифологическая подоплека, но воспринимается он и без нее совершенно спокойно. Другой сольный номер Попова - "Плач Армиды" на музыку Ж.-Б.Люлли. Сергей Попов - танцовщик очень симпатичный и техничный, но тут, в тунике и под старый клавесин на фонограмме, ему приходится изображать такие античные страсти, что даже неудобно как-то. Женские сольные эпизоды вызывают еще большее недоумение: "Страх" на музыку Анданте 9-й симфонии Шостаковича, якобы навеянный мотивами "Молитвы" Марины Цветаевой (на деле - пластические упражнения солистки с табуреткой и керосиновой лампой), "Тамбурин" на музыку Рамо и "Этюд" на музыку Шенберга и Брамса (вторичный формализм и ничего больше), "Литургия" на музыку Канчели и "Петроградская Мадонна" на музыку "Реквиема" Шнитке (тоже вторичный формализм, только с еще бо'льшими претензиями), пошловатые в своем примитивном символизме дуэтные "Крылья", "Фламенко" с эпиграфом из "Кровавой свадьбы" Лорки - женский сольный танец с кинжалом в зубах. Ближе к концу часовой программы - два по-настоящему эффектных номера - "Превращение" на музыку Веберна по мотивам новеллы Кафки (Игорь Шалаев великолепно воплотил жалкое существо, вызывающее одновременно человеческое сочувствие и физиологическое отвращение) и "Цвет граната", опять же на музыку Канчели, посвящение Сергею Параджанову, где солировал нынешний руководитель балета им. Якобсона Юрий Петухов. В целом - местами эффектная, местами скучноватая, но всегда достаточно однообразная и старомодная, откровенно говоря, хореография Алексидзе, с непонятным пристрастием постановщика к валянию артиста по полу, чего большинство зрителей просто физически не в состоянии оценить - когда долго подряд катается, не разобрать, что к чему.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments