Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Дежа вю" реж. Тони Скотт

Одинокий чернокожий следователь (Дензел Вашингтон) расследует теракт, в результате которого при взрыве прогулочного катера погибли сотни людей, в основном морпехов. Его зацепка - труп симпатичной девушки со следами использованной террористом взрывчатки, обнаруженныйй незадолго до взрыва. Попав в секретную следственную группу, герой получает доступ к чудо-технике, с помощью которой можно вести наблюдения за событиями в прошлом и даже влиять на них. Вопреки запрету он отправляется в прошлое и пытается его изменить. Один из мотивов - любовь, он пытается спасти не только отдыхающих морпехов, но и девушку, которая понравилась ему уже мертвая, а живая - и того пуще. Причем если сначала девушка не верит, что ее внезапный избавитель - гость из будущего, то потом, когда "пришелец" гибнет смертью храбрых, уже самой девушке приходится объяснять его двойнику из настоящего, каким образом они вместе участвовали в предотвращении теракта.

Проблема вмешательства в ход времени, изменения прошлого и последствия изменений - одна из главных тем классической американской фантастики (Брэдбери, Азимов). Но в "Дежа вю" последствия - исключительно позитивные. Это у Брэдбери стоит наступить в доисторические времена на бабочку - и миллионы лет спустя меняется политическая карта мира. А здесь четыре дня назад предотвратили неизбежную, казалось бы, гибель почти 600 человек, и никаких последствий, не считая того, что один чернокожий следователь наконец-то устроил свою личную жизнь. Главный недостаток этой неплохо выстроенной сюжетной конструкции, сделавший бы честь и Чарли Кауфману с Вонг Кар Ваем, однако, даже не нравственно-философского, а чисто технологического характера. В процессе переброски физического тела через время в "Дежа вю" нет ничего чудесного, его природа - стопроцентно техногенная, причем в фильме ее пытаются прописать на научном уровне, рисуя схемы потока времени и склоняя на все лады имя Эйнштейна. Но даже я с моим техническим кретинизмом не могу представить, каким это образом может герой в будущем, просто посветив на экран, на который выводится изображение из прошлого, мини-лазером из шариковой ручки, вызвать реакцию в прошлом? Плюшевый пони, скачущий по клавиатуре пианино в "Науке сна" Мишеля Гондри, подобных вопросов не вызывает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments