Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Виндзорская резня бензопилой ("Фальстаф" Дж.Верди, Мариинский театр, реж. К.Серебренников

Мэг и Алиса - благополучные буржуазные дамочки, их мир - это салоны красоты и гардеробные, полные модного тряпья. Мужья, видимо, гангстеры, но и они, даже их главарь Форд, муж Алисы, следит за своей спортивной формой, ходит в тренажерный зал пинать боксерскую грушу. Взамен благополучия от жены он требует только верности, да и откуда ему ждать опасности, если дамы живут в окружении манерных мальчиков-слуг. Но вот в этот мир криминального гламура влезает толстяк Фальстаф, тоже не святой, но всего лишь мелкий забияка, который, в отличие от тренированного Форда, не дурак выпить и раскурить сигару, в общем, пьет водку и не знает фитнеса, то есть воплощает морально устаревшее представление о "настоящем мужчине", что должен быть "ненамного красивее обезьяны". Вполне естественно, что гламурные дамы не воспринимают его всерьез, да и мистер Форд, поначалу воспламененный ревностью и уже вообразивший было, как его подручные порежут всех неверных виндзорских проказниц (дело, правда, судя по антуражу, происходит в провинциальной Америке, а может и в Европе 30-40-летней давности) с помощью бензопилы и врывавшийся в приступе ярости в дом прямо на автомобиле, чтобы вернее застукать женушку, быстро смекает, что к чему. Объединенными усилиями им удается уморить старого толстяка. Предпоследняя картина разворачивается в кинотеатре для автомобилистов под открытым небом, где кучкуются нищие и проститутки, в том числе непременно и трансвеститы тоже (из чего получается практически "трехгрошовая опера"), а последняя, "маскарадная" сцена с "черным охотником", решена в стилистике садо-мазо, и хотя хор весело поет о том, что весь мир - шутка, в результате этой шутке на сцене остается одиноко лежащая распростертая туша главного героя с бутылкой в руке.

Комическая опера всегда сопротивляется травестированию меньше, чем героическая. Серебренников перемещает "виндзорских проказниц" Верди (а изначально - Шекспира) в фитнес-центр, где эти холеные эмансипированные леди в компании субтильных геев наводят марафет и плетут интриги. Фитнес-зал - излюбленный прием современной оперной режиссурой, только в Большом за последние годы использованный неоднократно - Грэм Вик в "Волшебной флейте" Моцарта превратил Храм Солнца в солярий:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/439276.html?nc=22

а Петер Конвичный в "Летучем голландце" пересадил вагнеровских прях на велотренажеры:

http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/130113.html?mode=reply

Вряд ли и Конвичный с Виком вправе претендовать в этом случае на режиссерское первородство, да и не в том дело, кто у кого дубинку украл, а в том, что у Вика и особенно у Конвичного в Москве прием работает убедительнее, чем у Серебренникова в Питере (если только не брать музыкальное качества спектакля, потому что в этом плане Большой серьезно уступает гергиевской Мариинке). Серебренников констатирует победу фитнеса и гламура над старомодной мужественностью и простодушной женственностью - неоригинально, но пускай. Музыка Верди сопротивляется режиссерской концепции - ладно. Единственное, что меня по большому счету напрягает в спектаклях Серебренникова и в "Фальстафе" в частности - тот факт, что его концепции чисто механистические и легко могут быть заменены на любые другие, поскольку не вырастают из личного человеческого опыта Серебренникова и никак не соотносятся с его взглядами, убеждениями, да и просто с интересами. Потому он всегда одинаков, всегда предсказуем, хотя, пожалуй, попривыкнув за пять-шесть лет его бесконечных "триумфов", можно уже сказать - "предсказуем в своих удачах". За его спектаклями не видно его собственной личности, ее в них просто нет. Сама по себе - наверное, есть (судя по интервью), но в "творчестве" она не участвует. Серебренников неплохо научился обходиться без нее, определенным репертуаром приемов-штампов, которыми оперирует от спектакля к спектаклю с все большей виртуозностью. Но что ему Фальстаф? Что он Фальстафу?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments