Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Игорь Крутой в "Сто вопросов взрослому":

- Вы что больше любите, говорить или молчать?
- А вы не видите?

Да уж. Игорь Яковлевич действительно не любит болтать попусту, что есть то есть. Но это не от снобизма, как обычно в таких случаях бывает, просто человек экономит время - собственное и собеседника. Произносит только те слова, которые необходимы, или вообще ничего не говорит, просто дает понять другим способом, что у него на уме, а если вопрос заведомо не имеет ответа, умеет красиво и иронично от него уйти:
- Правда ли, что в нашем шоу-бизнесе преобладают мафиози?
- Ну вы же видите!

А когда надо - готов играть по правилам. Даже если предлагают играть на аккордеоне (неплохо, кстати, сыграл - я вот тоже в музыкальной школе по классу аккордеона специализировался, а сейчас, наверное, и в руки взять его правильно не смогу, не то что изобразить что-нибудь из Гайдна, как на выпускном экзамене делал). Игорь Яковлевич вообще, помимо того что композитор и бизнесмен, еще и классный артист, только не реализовавший себя еще и в этом качестве - от чего зритель много потерял. Как он замечательно точно изобразил скрипучий тембр и интонации Антона Зацепина! "Игорь Яковлевич, блин, денег нет за квартиру оплатить.

Плюс ко всему обещал написать книгу про свои взаимоотношения с Первым каналом. Хотелось бы верить, что в этом не шутил. Очень любопытно было бы почитать.

Я очень люблю Крутого-композитора. Пусть у него не все получается одинаково хорошо, но, по крайней мере, его музыка - настоящая, а не шарманочная, как у Фадеева:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/151191.html?nc=11

А как журналисту малоразговорчивых героев мне полагается профессионально не любить. Но Крутой и в своем лаконизме остается очень обаятельным собеседником. Не знаю, как ему, а мне, сделавшему с ним два больших интервью и несколько мелочевок, всегда было приятно иметь с ним дело. И с мамой его, Светланой Семеновной, с которой мы познакомились при обстоятельствах довольно экстремальных, а с тех пор вот уже несколько лет общаемся очень дружески, в последний раз - на авторском вечере Владимира Соловьева в "Мире".



Игорь Крутой: С детства живу по принципу: "Ноты - враги наши!"

Игорь Крутой подошел к своему 50-летию настоящим "мистером Твистером": владельцем телеканала, радиостанции, звукозаписывающей компании, сопредседателем жюри конкурса молодых исполнителей, продюсера успешной "Фабрики звезд". Но остался лириком, сочиняющим мелодии об осени, о снах, о воспоминаниях и о любви.

учил музыке детей кремлевских чиновников

- Самое яркое впечатление вашего детства?
- Меня воспитывали бабушки - обе они жили в одной деревне и жутко ревновали меня друг к другу. Я же был в семье первый ребенок у родителей, первый внук, первый племянник - вот на меня и свалилось сразу столько любви! А самое радостное воспоминание - как мне в четыре года подарили баян. Причем сразу настоящий баян, не какую-нибудь гармошку-двухрядку. Я уже к тому моменту умел играть, выучился сам на чужом баяне.
- То есть, в отличие от многих ваших коллег, заниматься музыкой вас не приходилось заставлять?
- Нет, заниматься меня не принуждали, но в какой-то момент - я уже полгода проучился в музыкальной школе - выяснилось, что я нот не знаю. Просто играл по слуху или видел, как играет педагог, и повторял за ним. А однажды меня остановили посередине пьесы, а потом попросили продолжить. И я не смог. Когда обнаружилось, что я играю, не зная ни одной ноты, мама на меня надавила и музыкальную грамоту пришлось выучить. С тех пор я и живу по принципу: "Ноты - враги наши!" (смеется)
- Ведь и сами поначалу после училища преподавали игру на баяне?
- И баян преподавал, и сольфеджио. Некоторое время назад со мной произошел интересный случай. На правительственном прием в честь Дня милиции ко мне подошел высокопоставленный сотрудник администрации Президента и говорит: "А ведь мои сыновья у вас музыке учились!" Я о судьбе своих учеников ничего не знал и чиновнику не поверил: "Может, скажете, в какой деревне это было?" А он точно отвечает: "В селе Бандурово Гайворонского района". Значит, действительно - мои ученики!
- Вы как аккомпаниатор работали с разными известными для своего времени певцами - чем запомнилась это время?
- Тогда приходилось играть совершенно разную музыку: у Полада Бюль-Бюль оглы был свой стиль, у Валентины Толкуновой - свой. Сметанников под мой аккомпанемент романсы пел. С этими артистами работали классные музыканты - лундстремовского оркестра, гараняновского. Это была хорошая школа.
- Расскажите о работе с Евгением Леоновым.
- Между спектаклями в "Ленкоме" Евгений Павлович выезжал на гастроли, которые называл халтурой. Во время этих творческих встреч ему нужны были передышки - и я заполнял паузы. Брал с собой Сашу Серова и пока мы пели "Белорусский вокзал" или я что-то из своего играл, Леонов мог переодеться, отдохнуть. Мы гастролировали по США. Помню, как втроем - Леонов, Игорь Николаев и я - впервые оказались в казино в Атлантик-сити. Евгений Павлович выбросил "квотер" и из автомата вылетело 75 долларов - сколько по этому поводу у него было эмоций! Мы с Николаевым даже забеспокоились за его сердце. Потом, правда, и он, и Игорь проиграли все опять, а я выиграл 500 или 700 долларов и на правах выигравшего в 4 часа утра выставлял банкет в каком-то заведении - по виду столовая-столовой. В новогоднюю ночь с 1987 на 1988 мы оказались вместе в Лос-Анджелесе, поехали в Санта-Монику к домику Чарли Чаплина на Тихоокеанском побережье, когда по русскому времени пробило 12, откупорили бутылку хорошего шампанского... Со временем отношение Леонова ко мне стало отеческим. Каждый раз, когда возвращались из поездок, он мне говорил: "Давай, я позвоню директору "Мелодии", пусть дадут тебе студию" - но от этого я отказывался. А первое мое жилье в Москве мне Евгений Павлович выбил - комнату в трехкомнатной коммуналке на "Речном вокзале". В другой комнате жила старушка, а третью снимал Саша Серов.

к "Фабрике звезд" у меня шкурный интерес

- Скажите, почему для вас так важно было реанимировать закрывшийся в начале 90-х проект "Песня года"?
- Это была единственная передача, где страна могла услышать имена авторов любимых песен. Когда "Песню" закрыли, "Хит-парад Останкино", пришедший ей на смену, эту функцию уже не выполнял. А кроме того, за 33 года существования, из них 12 - как проект группы компаний "АРС", "Песня года" стала частью российских новогодних традиций. Сам я часто встречаю Новый год не в России, но "Песню" обязательно смотрю сначала при монтаже, потом уже в готовом варианте на кассете.
- Много говорят, что "Песня" уже не та, что в советское время, что лауреатство оплачивается деньгами...
- Раньше мне было не обидно это слышать, потому что, чего уж там, в этих упреках было много справедливого. Да, действительно, было время, когда исполнители делились своими спонсорами - программе на тот момент нужны были деньги, чтобы можно было снимать ее на достойном уровне. В советские годы она снималась в концертной студии "Останкино" двумя камерами, а мы вывели ее в Кремль. И если финальный вечер окупал себя продажей билетов, то остальные были просто убыточными. Однако последние 6-7 лет этого нет - а я по инерции продолжаю получать за то, что якобы собираю с артистов деньги за "Песню". Я, между прочим, достаточно обеспеченный человек и мне незачем ходить по кругу с тарелкой и собирать деньги с Леонтьева, с Пугачевой...
- У вас когда-то была песня "Мои финансы поют романсы" - как вы в своей жизни выходили из подобных ситуаций?
- Такое случалось, и не только в молодости, но и уже в зрелом возрасте - как иначе может быть во времена, когда всю страну лихорадит? Но я научился такие периоды переживать.Когда-то случалось, что в кармане оставалось только 40 копеек. Но я все равно брал такси, и только внимательно следил за счетчиком: когда доходило до 40 копеек, я останавливал машину и говорил водителю: "Я приехал!"
- Но это в прошлом, сейчас вас величают "олигархом" от шоу-бизнеса!
- В Америке культивируется пример успешного человека, его детям преподносят как образец. А у нас считается, что я такой вот везунчик, все на меня с неба упало. А сколько я пахал, сколько я всего придумывал бессонными ночами... Или если бы что-то украл у кого или отобрал... А так ведь - пошел в банк, взял кредит, купил канал, выиграл конкурс у Министерства по делам печати, придумал формат... И началось! Оказывается, это не я, а кто-то другой должен был его купить - а где вы раньше были? А если бы я неправильно рассчитал и прогорел? Тогда бы все радовались? Такая у нас интересная страна.
- Вы можете себе позволить работать с любыми звездами, но последнее время предпочитаете молодых исполнителей - это участники и конкурса "Новая волна", и последняя "Фабрика звезд". Почему?
- Ну, ведь когда мужчина в возрасте живет с молодой девушкой, он же сам омолаживается? Но должен вам признаться - в моем внимании к молодежи есть и "шкурный" интерес. Наша компания делает много концертов, праздничных шоу, и получается, что от программы к программе кочуют семь-восемь исполнителей, имена которых могут дать успех концерту или рейтинг телеканалу. Хочется, чтобы имен было больше - но достойных, интересных. К сожалению, у четвертой "Фабрики" оказалось слишком много врагов, и это объяснимо: в ее раскрутку был вложен весь огромный ресурс входящих в АРС компаний. Это вызвало "ревность", "зависть" со стороны конкурентов. Но я уверен - если нам не помешают, уже к весне у основных "фабрикантов" будет по сольному альбому, по нескольку клипов, и можно будет думать о сольных программах.
- Последнее время вы как композитор все чаще обходитесь "Без слов" - так называются два последних ваших инструментальных диска.
- Меня как автора очень много критиковали, причем, что характерно, претензии были не столько к музыке, сколько к стихам - хотя я, вообще-то, стихов не пишу! Вот назло критикам я сел и записал эти композиции! Если серьезно, инструментальная музыка меня привлекала всегда. Я и сейчас работаю параллельно над музыкой сразу к двум телесериалам - один с участием Кристины Орбакайте, другой, к работе над которым пока не приступал - 16-серийная мелодрама.
- Чем объяснить, что в названиях ваших композиций так часто встречаются слова "осень", "дождь", "сон", "ночь"?
- Я ведь больше лирик по направленности, а эти образы как раз отражают лирическое настроение. Но дело не только в этом, иногда название имеет совершенно неожиданые источники. Например, меня поразило, когда Рейган, заболев болезнью Альцгеймера, но еще находясь в сознании, написал Письмо нации и Письмо жене. И последнее начиналось словами: "Я скучаю по тебе даже когда сплю". У меня появилась композиция с таким названием, мне кажется, в ней чувствуется оголенный нерв.

Я - в Москве, но прячусь!

- Где вы больше чувствуете себя дома - в Америке, где проводите много времени, или в России?
- Я в Америке почти не бываю. Многие думают, что я там чуть ли не живу постоянно. В Америке я провожу от силы два месяца в году. Январь - обязательно. Правда, прошлый год - не показатель, Оля рожала в Нью-Йорке и я провел рядом с ней практически весь период ее беременности. На самом деле я остаюсь российским гражданином и живу в Москве. Просто я прячусь.
- От кого? Зачем?
- Да просто если я буду реагировать на все телефонные звонки - я же ничего сделать не успею! Я предпочитаю уединиться с инструментом в студии или дома - и работать.
- У вашей супруги собственный бизнес - это не мешает семейным отношениям?
- Оля сейчас живет полностью моей жизнью и жизнью моих детей. Было время, когда она работала, хотя собственного бизнеса у нее на самом деле не было, но сейчас в любом случае не до того, у нас маленькая, ее надо растить.
- С чего начались ваши с Ольгой отношения?
- Впервые я ее мельком увидел году примерно в1995-м. В 1996 познакомился - "Песня года" приехала на гастроли в Америку, где Оля к тому моменту давно жила. А потом все было просто. Я, раздеваясь, спросил: "Выйдешь за меня замуж?" - Она, раздеваясь, ответила: "Да!"
- Умная женщина - это проблема для мужчины?
- Проблема в том, что надо соответствовать. Если мужчина дурак - это проблема. Лично у меня с умными женщинами проблем нет.
- А в семье кто главный?
- У нас нет лидера.
- Разве вы не лидер? Никогда не стучите кулаком по столу?
- У нас нет такого, и может быть, это даже не очень хорошо. В семьях, где каждый день ссорятся и мирятся, это воспринимается как норма: подумаешь - наорали, поссорились, помирились, полюбились. А в семье, где ссоры редки, каждая становится заметной, каждая теоретически может перерасти в трагедию. Но у нас это действительно случается очень редко и всегда из-за каких-то пустяков.
- Вы, будучи человеком состоятельным, позволяете жене что-то самой делать по дому?
- Она сама все и делает. Борщ варит украинский, очень вкусный. Даже не знаю, где научилась!
- Ваша младшая дочь проявляет какие-то артистические задатки?
- Про Сашу трудно говорить, она маленькая. Хотя она симпатюля, в ней обаяние есть. И небо у нее высокое - со временем это может перейти в неплохие вокальные способности. У Вики задатки есть, но она нетрудолюбивая. Способности - ресурс ограниченный. Она же видит в творчестве только автографы и кучу поклонников. А чтобы были автографы - работать надо.
- В вашем творческом багаже есть песня, про которую вы могли бы сказать, что она отражает вашу жизнь?
- Когда начинался роман с Олей, я написал "Я люблю тебя до слез".
- Почему до слез?
- А это вопрос к автору текста к Игорю Николаеву. Мои эмоции отражает музыка, когда я отдавал ее Игорю, он о романе с Олей еще не знал. Просто так почувствтвовал. Так же как и в случае с песней "Мой друг". Он первым после моей операции приехал ко мне в Нью-Йорк, я весь в трубочках еще был. Кое-как доползли до рояля, послушал мелодию - через две недели появились стихи песни "Мой друг".
- Какой жизненный урок, воспринятый вами от родителей, вы хотели бы передать своим детям?
- Мать и отец воспитывали нас с сестрой людьми неравнодушными. Годы, конечно, многое стирают, но неумение пройти мимо чужой беды - такая штука сохранилась. Вот это, пожалуй, хотел бы передать.

ДОСЬЕ
родился 29 июля 1954 года в г. Гайвороне Кировоградской области
образование: музыкальная школа, Кировоградское музыкальное училище (с отличием окончил в 1974 году), дирижерско-хоровое отделение Николаевского музыкально-педагогического института, композиторское отделение Саратовской консерватории им. Л.Собинова
карьера: в юности преподавал музыку в сельской школе, подрабатывал в ресторанах, работал в Николаевской филармонии пианистом в ансамбле "Поющие юнги". С 1981 года - аккомпаниатор Валентины Толкуновой. В середине 1980-х начал писать песни для Александра Серова ("Мадонна", "Как быть", "Ты меня любишь"). Автор песен Аллы Пугачевой ("Любовь, похожая на сон", "Речной трамвайчик", "Тысяча лет" и других), Ирины Аллегровой ("Свадебные цветы", "Я тучи разведу руками"), Валерия Леонтьева, Александра Буйнова... Автор музыки к фильмам "Сувенир для прокурора", "Жажда страсти" и других. С 1989 года занимается продюсерской деятельностью, в настоящий момент возглавляет группу компаний АРС (звукозаписывающая компания "АРС-рекордз", телеканал "Муз-ТВ", "Love-радио", телепрограммы "Песня года", "Горячая десятка"), является сопредседателем (вместе с Раймондом Паулсом) жюри конкурса молодых исполнителей "Новая волна.
награды и звания: Народный артист России, Заслуженный деятель искусств России, кавалер Ордена Дружбы, в 1998 году у ГЦКЗ "Россия" заложена именная звезда Игоря Крутого
семейное положение: жена Ольга, в прошлом - бизнес-леди, сын Николай от первого брака (1981 г.р.), дочь жены от первого брака Виктория (1985 г.р.), дочь Саша (2003 г.р.)
домашние животные: кокер-спаниель Жорик
предпочтения:
еда - борщ
алкогольный напиток - вино
безалкогольный напиток - минералка без газа
отдых - на море или игра с детьми
машина - мерседес
писатель - Довлатов
фильм - "Однажды в Америке"

дед по отцовской линии - колхозник
бабушка по отцовской линии - Дарья Григорьевна, колхозница
дед по материнской линии - Семен Константинович Першогуба, заведующий отделом райисполкома города Перемышля, погиб на войне
бабушка по материнской линии - Марья Ильинична, старший инспектор Сбербанка
отец - Яков Александрович Крутой, экспедитор
мать Светлана Семеновна, в прошлом - старший инженер отдела снабжения радиозавода "Актан" в Гайвороне, сейчас работает в отделе писем компании АРС
сестра Алла (1960 г.р.) - тележурналист, живет и работает в США
жена Ольга - в прошлом бизнес-леди, сейчас домохозяйка
сын Николай от первого брака (1981 г.р.),
дочь жены от первого брака Виктория (1985 г.р.),
дочь Саша (2003 г.р.)


ЛИНИЯ ЖИЗНИ
1958 год - получил в подарок баян, первый собственный музыкальный инструмент
1960 год - обнаружилось незнание нот, по настоянию мамы вынужден был выучить нотную грамоту (до этого играл только на слух)
1974 год - закончил с отличием Кировоградское муз. училище
1975 год - не принят в Киевскую консерваторию (завалился на экзамене по истории КПСС)
1979 год - знакомство с певцом Александром Серовым, будущим первым исполнителем его хитов
1980 (5 августа) - скончался отец, Яков Александрович
1988 год - лауреат премии им. Ленинского Комсомола
1989 год - основывает фирму АРС (в начале - Молодежный центр АРС) и становится ее руководителем
1994 год - первый персональный творческий вечер к 40-летнему юбилею в театре Оперетты
2000 год - депрессия, творческий кризис, болезнь и сложная операция в США
2001 год - первая часть инструментального альбома "Без слов", заглавный хит нового альбома Аллы Пугачевой "Речной трамвайчик"
2002 год - возрождение вместе с Раймондом Паулсом конкурса молодых исполнителей "Новая волна" в Юрмале
2004 - успешное продюсирование "Фабрики звезд-4"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment