Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Фауст в кубе. 2360 слов", Русский инженерный театр АХЕ, Санкт-Петербург (фестиваль "NET")

Полтора года назад на "Золотую маску" привозили спектакль АХЕ "Господин Кармен":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/288316.html?nc=2

"Фауст в кубе" - это, в сущности, то же самое, разница в деталях. Правда, история Фауста "формату" АХЕ более адекватна, чем история Кармен, поскольку уже сама по себе предполагает всякие колбочки, огонь и дым, прочие алхимические штучки - но что толку, если истории в спектакле все равно нет, а есть технически несложные аттракционы. Не спорю, среди них есть чрезвычайно эффектные и занятные, особенно когда они на твоих глазах происходят неожиданно - как, например, воздушный шарик с приделанным к нему картонным пропеллером, который, когда из него выходит воздух, летает по причудливой траектории над сценой. Да и совсем нехитрые примочки, вроде чернил, капающие из подвешенного на леске пластикового стаканчика на лысину актера или таких же чернил, льющихся в маленький аквариум, где плавает табличка с надписью "anima" - тоже очень мило и по-своему цепляет. Не говоря уже о том, что в "Фаусте в кубе" использованы самые разнообразные техники кукольные техники - театр теней, марионетки, планшетные куклы. И уж самой собой, серой пахнет (это так нужно? да, это эффект). Действия исполнителей, сопровождающие звучащий монолог ди-джея (в этом спектакле АХЕ, по крайней мере, есть какой-никакой текст), как бы визуализируют речевой поток. На самом деле проследить взаимозависимость между словом и делом в проектах АХЕ, на мой взгляд, не представляется возможным, слово - само по себе, картинка - абсолютно самодостаточна, и в этом смысле не совсем ясно, зачем вообще нужен текст, и почему этот текст - именно о Фаусте, а не, скажем, о Микки Маусе или Эрасте Фандорине. (Конечно, будь тема Микки Мауса заявлена програмно, антураж действа, вероятно, был бы другим - но разве это принципиально?). Все-таки, по-моему, в том, что нахимичили Павел Семченко и Максим Исаев под монолог Андрея Сизинцева, во всей этой театральной алхимии, больше шарлатанства, чем подлинной магии.

Возвращаясь к размышлениям о тех гранях, где заканчиваются границы драматического театра и начинаются, с одной стороны, сферы изобразительного искусства (перформанс), с другой - музыки в широком ее понимании, с третьей - цирка и эстрадного шоу. В норвежском "Госпитале", показанном на фестивале параллельно, говорят на вымышленном языке, то есть значимого слова в спектакле нет - и все-таки это драматического представление; в "Фаусте в кубе" текст какой-никакой есть, а все-таки это что угодно - цирк, перформанс - но только не драма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments