Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Виктор Пелевин "Empire V. Повесть о настоящем сверхчеловеке"

Откуда взялись предположения, будто новый роман Пелевина написал не Пелевин, я теперь понимаю. "Empire V" одновременно похож на все предыдущие его книги, что можно проследить на самых разных уровнях, от языка до сюжета, и проще, примитивнее последних его сочинений. Несложная операция: вместо оборотней - вампиры, вместо нефти - кровь (точнее, "красная жидкость", как выражаются герои "Empire V") - и из "Священной книги оборотня" получается новый роман, а вместе они могли бы составлять дилогию "Другой мир" (вполне в пелевинском духе). Но ведь Пелевина читают не потому, что интересна судьба его героев. Функция у пелевинских персонажей только одна - озвучивать вслух или про себя некие мысли, которые автор, с одной стороны, приписывает себе, а с другой, пытается от собственной личности абстрагировать.

Как обычно, "Empire V" строится на определенной космогонической концепции, которая, опять же как всегда у Пелевина, опирается на "восточные" представления о земной реальности как фикции, человеческой жизни как преходящей иллюзии и Вселенной как бесконечном отражении зеркал друг в друге. В новом варианте это выглядит примерно так:

В доисторические времена прародительница вампиров Великая Мышь была сослана неизвестно откуда неизвестным богом неизвестно за что на землю. Мышь в разные исторические периоды то носилась над водами (о чем косвенно свидетельствует и Библия), то сосала кровь из динозавров, а позднее вывела специально для удовлетворения своих нужд человеческую породу. На современном историческом этапе мир устроен следующим образом. Структура человеческого сознания состоит из "Ума А" и "Ума Б" (которые соотносятся примерно как фрейдистские категории "Я" и "Сверх-Я"). "Ум Б" вырабатывает психическую энергию, которую бессмертная Великая Мышь перерабатывает в "баблос" - питательное вещество вампиров. Для повышения "удоев" вампиры выработали для людей "гламур" и "дискурс", направляющие действия "Ума Б" в нужное вампирам русло. Гламуродискурс (синтетический термин, содержащий в себе еще и слово "урод") - это "идеология анонимной диктатуры", установленной вампирами в человеческом социуме. Процесс "доения" контролируют "халдеи" - люди, находящиеся в контакте с вампирами и в качестве благодарности получающие больше жизненных благ, чем другие (политики, олигархи, деятели культуры). В самой Великой Мыши главную роль играет спинной мозг, находящийся в ее теле, а второстепенную, но отвечающую за общение с окружающим миром - головной, расположенной в съемной голове, которая время от времени меняется на более молодую. В любом вампире самая важная часть - язык, он бессмертен, но переходит из одного человеческого тела в другое.

Проще, чем у Быкова в "ЖД", зато и универсальнее, и убедительнее, без откровенных ляпов. Пелевину вообще в большей степени, чем Быкову, свойственно чувство меры, благодаря которому он, не пихая в каждую книжку весь накопленный на текущий момент культурный багаж, соблюдает логику не только сюжета, но и концепции в целом. С самим сюжетом еще проще, поскольку на размах эпопеи Пелевин никогда не претендует. Линия всего одна. Главный герой - Рома, выросший без отца в писательском доме у метро "Сокол", воспитанной матерью, в советское время бывшей якобы диссиденткой, но от власти не пострадавшей, вступивший во взрослую жизнь одновременно с началом новых порядков в России и в один прекрасный день, гуляя по Тверскому бульвару, забредший почти случайно в одну квартиру и очнувшийся с вампирским "языком" внутри и именем Рама. А дальше - его вампирский путь, отношения с новообращенной вампиршей Герой, наставниками Митрой, Бальдром и Иеговой, руководителем Энлилем (вампирская традиция - присваивать себе имена древних человеческих богов) и головой Великой Мыши, престарелой любительницей коньяка Иштар Борисовной, которую вампирская верхушка промеж себя запросто кличет Примадонной. (В финале Борисовну отправляют в утиль и ее место занимает голова Геры).

Связи с другими книгами Пелевина разных периодов бросаются в глаза: Иштар - из "Поколения П", символические и подробно разработанные ассоциации вампиров с комарами - из "Жизни насекомых" и т.д. Вплоть до отсылов к совсем ранним вещам вроде "Желтой стрелы" и "Затворника и Шестипалого" ("надежда чаще всего была бессмысленной, как прощальное "кукареку" бройлероного петуха"). Есть параллели явно осознанные. Например, то, что действие крутится вокруг Тверского бульвара, а фамилия предков главного героя - фон Шторквинкель, в советские годы измененная на Шторкин - очевидный привет "Чапаеву и Пустоте" (там судьбоносная встреча тоже происходит на Тверском бульваре, а старый приятель героя носит псевдоним Фанерный, которую взял вместо аристократической фамилии Фон Эрнен). Да и слоган "У вампира есть девиз - в темноту, назад и вниз" - тоже напоминает чапаевское "Сила ночи, сила дня - одинакова хуйня". Это - каркас.

Все остальное - то, ради чего Пелевина, собственно, и читают все русскоязычные псевдоинтеллектуалы. Горе Видал, Архетипик Бутик, Мирча Беслан. Синоптик - составитель синопсисов, ксенофоб - ненавистник Ксении Собчак. Слово "западло" состоит из слова "запад" и суффикса "ло", который образует существительные вроде "бухло" и "фуфло". Современный интеллектуал посылает знаки и проституирует смыслы. Метросексуал - это тот, кто одет, как пидор, но на самом деле не пидор, то есть может и пидор, но не обязательно. Развитой постмодернизм - этап в эволюции постмодерна, когда он перестает опираться на предшествующие культурные формации и развивается исключительно на собственной основе, цитируя массовую культуру. Христос - это Яхве для бедных. Минет-а-труа. "Хлобысь хламида хакамада". Но все это - не от первого лица, а устами своих персонажей, причем в постоянных диалогах, где конечной истины не знает и не провозглашает никто, а автор от этого премудро устраняется, растворяясь в виртуозно выстроенной системе зеркал, отражающих Набокова в Фаулзе, Тютчева в Пастернаке и всех их месте - в Робски и Минаеве, древневавилонские мифы в советских эстрадных шлягерах, даосизм от марксизма, сатиру в гламуре - и обратно до бесконечности, ровно по вампирской формуле "иллюзия-деньги-иллюзия" (похожая формула была и "Поколении П", только "ингридиенты были другие). И заметает следы в этот зазеркалье столь виртуозно, что остаешься наедине с вопросом: а был ли автор?

Разумеется, все болевые точки, на которые Пелевин давит умело, как хорошо обученный мануальщик, найдены безупречно верно. Он говорит о том, что сегодня интересно публике - той самой, что существует в рамках описанного и высмеянного им же "гламуродискурса". И не выходит за его пределы. Среди прочего, касается и ЖЖ, о котором Гера отзывается: "жопная жужжалка". Далее теория ЖЖ развивается в указанных рамках:
"Человеческий ум сегодня подвергается трем главным воздействиям. Это гламур, дискурс и так называемые новости. Когда человека долго кормят рекламой, экспертизой и событиями дня, у него возникает желание самому побыть брендом, экспертом и новостью. Вот для этого и существуют отхожие места духа, то есть интернет-блоги. Ведение блога - защитный рефлекс изувеченной психики, которую бесконечно рвет гламуром и дискурсом";
"Читать вместо газет блоги экспертов (...) - это все равно что не есть мяса, а вместо него питаться экскрементами мясников"
Дотошный, но знающий границы, перейдя которыми он перестанет прикалывать и начнет раздражать, Пелевин как будто ставит над каждой из своих философем смайлик. Но тут же высмеивает и его:
"смайлик - это визуальный дезодорант. Его обычно ставят, когда юзеру кажется, что от него плохо пахнет".

В итоге - фундаментальный разговор обо всем и ни о чем, в меру остроумный, все объясняющий и ни к чему не обязывающий. Роман-репортаж, роман-фельетон, роман-трактат, роман-памфлет - все что угодно, только не роман в полном смысле слова, а так, художественная публицистика, глубокомысленная безделица: мама мыла Рому, Рома мыла Раму. Идеология анонимной диктатуры. Она же анонимная идеология диктатуры. Или диктатура анонимной идеологии - без разницы. В этом смысле, возвращаясь к проблеме авторства текстов Пелевина, и не только "Ампир В", но и всех остальных, логично было бы задуматься, а не сочиняются ли труды живого классика марксизма-даосизма в особом отделе при администрации Суркова (который, кстати, в "Empire V" помянут)? Отличия последней книги от предыдущих можно в таком случае могут объясняться текучкой кадров отделе, когда на место опытных, но утомленных мэтров приходятодаренные дилетанты (возможно, символически этот процесс отразился в том фрагменте "Empire V", где голову умудренной Иштар Борисовны меняют на юную, но пробивную и амбициозную Геру) . Но это уже вопросы вне сферы моих интересов.

о других книгах Пелевина:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/695114.html

http://users.livejournal.com/_arlekin_/276201.html?nc=9

http://users.livejournal.com/_arlekin_/236712.html?nc=25

http://users.livejournal.com/_arlekin_/237994.html?nc=11
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments